Контроль и доначисление налогов: важное из проекта Указа |
Как указано в обосновании к тексту проекта Указа Президента Республики Беларусь «Об изменении Директивы Президента Республики Беларусь» (далее — проект Указа), документ разработан в целях расширения возможностей для реализации делового потенциала населения, создания дополнительных условий для повышения конкурентоспособности, динамичного и устойчивого развития национальной экономики на основе максимального использования частной инициативы.
Среди основных положений проекта Указа включены гарантии минимизации вмешательства контролеров в хозяйственную деятельность (соглашение об устранении нарушений вместо штрафов, запрет на привлечение к ответственности вновь назначенных руководителей, определение правового статуса «добросовестного участника экономической деятельности»).
В проекте Указа содержится ряд мер по смягчению применения норм ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК): предложено определить перечень действий (хозяйственных операций) субъекта хозяйствования, которые являются основанием для корректировки налоговой базы и доначисления налогов в соответствии со ст. 33 НК. Такой перечень и признаки подобных действий в настоящее время в общих чертах определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15.07.2022 № 465, но очевидно, что нужна более подробная и полная картина.
Теперь предлагается разрешить с 1 января 2026 г. корректировку налоговой базы и суммы налога при выявлении недопустимых схем налогообложения только для хозяйственных операций, совершенных после 1 января 2019 г., то есть после появления в НК принципа «основной цели».
Напомним, п. 15 ст. 4 Закона Республики Беларусь от 30.12.2018 № 159-З прямо позволил применять введенные с 1 января 2019 г. нормы п. 4 и 5 ст. 33 НК «задним числом» на действия, совершенные за 5 календарных лет, предшествовавших году проведения проверки. К примеру, при проведении проверки в 2019 году проверяемый период можно было исчислять с начала 2014 года и т. д. Теперь же, спустя 5 лет после появления Закона № 159, проект предлагает проверяющим ограничиться только выявлением схем, использовавшихся после его принятия.
В дальнейшем планируется применять ст. 33 НК только к группе лиц, осуществляющих деятельность с исключительной целью получения налоговой выгоды, если эта деятельность осуществляется при совокупности следующих условий: единство ресурсов, в том числе трудовых, и бизнес-процессов, а также искусственное разделение производственного цикла. По-видимому, при этом придется уточнить, что считается единством и какое разделение следует признавать искусственным.
Кроме того, при выявлении недопустимых схем налогообложения с использованием преференциальных и особых режимов налоги придется доначислять методом налоговой реконструкции. То есть действительные налоговые обязательства будут определяться на основании фактических обстоятельств, имеющихся сведений и документов, с учетом налоговых вычетов по НДС и сумм налогов, уплаченных всеми участниками группы лиц, в рамках специальных и особых налоговых режимов.
Проект Указа содержит меры по декриминализации экономических рисков (освобождение от уголовной ответственности за налоговые преступления при полном возмещении ущерба, уплате уголовно-правовой компенсации, пеней и штрафов, введение отсрочки, рассрочки их уплаты; пересмотр пороговых значений ущерба; принцип равенства уголовно-правовой оценки субъектов частной и государственной форм собственности; индивидуализация применения мер пресечения под стражу).
Контролирующие органы предлагается обязать публично размещать информацию о выявленных фактах уклонения от уплаты налогов (сборов), влекущих корректировку налоговой базы и (или) сумм налогов на основании ст. 33 НК, и правовых последствиях таких проверок.
<...>