Своевременные и прогрессивные меры, предусмотренные проектом Указа «О совершенствовании деятельности» |
Советом по развитию предпринимательства подготовлен проект указа Президента Республики Беларусь «О совершенствовании деятельности». Текст документа носит настолько неожиданный характер и затрагивает очень многие наши наболевшие вопросы, что хочется выразить надежду на скорейшее подписание этого документа.
В целях создания условий для дальнейшего роста сектора малого и среднего предпринимательства, увеличения вклада его субъектов в результаты социально-экономического развития, расширения возможностей реализации делового потенциала населения страны в части совершенствования регулирования трудовых отношений и кадрового обеспечения бизнеса разработано и предлагается много серьезных изменений.
В целях формирования экономически обоснованных затрат и снижения издержек на администрирование бизнеса предоставить субъектам хозяйствования право:
· в зависимости от положений учетной политики признавать инвентарь, хозяйственные принадлежности и инструменты запасами (отдельными предметами в составе средств в обороте) или основными средствами независимо от сроков их использования;
· включать в затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг), учитываемые при налогообложении, страховые взносы по страхованию имущества юридического лица (в том числе товаров, предназначенных для реализации), а также имущества, сданного в аренду (переданного в финансовую аренду (лизинг));
· включать в состав внереализационных расходов отрицательные курсовые разницы, возникающие при предоставлении и погашении займов, размер которых выражен в валютном эквиваленте;
· при определении валовой прибыли филиалов для целей налогообложения учитывать связанные с их деятельностью затраты головной организации: прямые — в полном объеме, косвенные — пропорционально критерию, определенному в учетной политике;
· в зависимости от положений учетной политики использовать при подписании электронных товарно-транспортных накладных атрибутный сертификат работника организации или электронную подпись организации;
· хранения первичных учетных документов в течение установленных ими сроков, но не менее 5 лет.
В целях стимулирования инновационной деятельности и долгосрочного инвестирования:
· расширить практику применения правовых экспериментов, а также специальных регулятивных площадок — «регуляторных песочниц» — для субъектов, разрабатывающих, реализующих и применяющих инновационные и высокие (прорывные) технологии и продукты;
· определить перечень действий субъектов хозяйствования, которые не могут рассматриваться в качестве основания для корректировки налоговой базы в рамках ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, включая учреждение дочерних (взаимозависимых) компаний, получающих право на применение преференциального режима налогообложения;
· установить, что в случае приобретения недвижимого имущества, расположенного на земельном участке, находящемся в постоянном пользовании (общем долевом постоянном пользовании), собственник имущества приобретает право аренды без взимания платы за право аренды земельного участка;
· разрешить применение инвестиционного вычета и включения его в состав затрат, учитываемых при налогообложении, в отношении объектов логистической инфраструктуры, зданий и сооружений многофункциональных комплексов, а также объектов, которые частично используются в производственных целях (в том числе для целей производства продукции общественного питания);
· запретить банкам в случае необходимости проведения оценки стоимости объектов гражданских прав в целях обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору ограничивать заявителя (залогодателя) в выборе исполнителя оценки;
· установить максимальное значение применяемого банками залогового дисконта (разница между реальной рыночной стоимостью залогового имущества и его залоговой стоимостью, используемой для определения суммы выдаваемого банком кредита) в размере 20 %.
В целях снижения уровня административного давления на экономику:
· установить, что датой вступления в силу нормативного правового акта, регулирующего условия осуществления предпринимательской деятельности, может быть определено только 1 января либо 1 июля не ранее трех месяцев после его официального опубликования;
· разрешить пилотную апробацию мер по дерегулированию и упрощению условий ведения бизнеса на территории отдельных территориальных единиц;
· принять меры по ускорению развития процессов саморегулирования, включая:
· законодательное определение саморегулируемых организаций и процедур их взаимодействия с государственными органами, включая определение функций и полномочий организаций саморегулирования и государственных органов в целях исключения возможности «двойного регулирования», распределение прав и обязанностей между ними;
· корректировку отраслевого законодательства в части передачи отдельных функций государственных органов организациям саморегулирования;
· поэтапный отказ от государственного регулирования в отдельных сферах в пользу саморегулируемых организаций.
В целях минимизации рисков занятия предпринимательской деятельностью установить, что:
· корректировка налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога при выявлении недопустимых схем налогообложения с использованием преференциальных и особых режимов, а также в иных случаях применения абзаца 3 п. 4 ст. 33 Налогового кодекса Республики Беларусь, осуществляется только в отношении хозяйственных операций, имевших место после 01.01.2019;
· применение п. 4 ст. 33 НК по факту организации ведения бизнеса в рамках группы лиц с исключительной целью получения налоговой выгоды осуществляется при совокупности следующих условий:
· плательщик ведет деятельность через применяющих преференциальные и особые режимы подконтрольных лиц, которые не осуществляют ее в своих интересах и на свой риск, не выполняют реальных функций и не принимают на себя статус участников операций с оформлением документов от своего имени;
· предпринимательская деятельность плательщика и иных входящих в группу лиц ведется с использованием одних и тех же работников и иных ресурсов при тесном организационном взаимодействии;
· осуществляются хотя и различные, но неразрывно связанные между собой виды деятельности, составляющие единый производственный процесс, направленный на получение общего результата;
· при выявлении недопустимых схем налогообложения с использованием преференциальных и особых режимов доначисление сумм налогов осуществляется на основе налоговой реконструкции, а именно:
1) действительные налоговые обязательства налогоплательщика определяются на основании фактических обстоятельств, имеющихся сведений и документов, учитывая как вменяемые доходы, так и соответствующие расходы;
2) налоговые вычеты по налогу на добавленную стоимость, а также суммы налогов, уплаченных участниками группы лиц в рамках специальных и особых налоговых режимов;
· привлечение лиц к уголовной ответственности допускается лишь при умышленном уклонении от уплаты налогов, сборов путем сокрытия, умышленного занижения налоговой базы, уклонения от представления налоговой декларации (расчета) или внесения в нее заведомо ложных сведений, повлекшее причинение ущерба в значительном размере;
· лицо, впервые совершившее преступление, связанное с уклонением от уплаты налогов, сборов, уклонением от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов, уклонением от уплаты страховых взносов, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов, сборов, которой вменяется этому лицу, полностью уплачены суммы налогов, сборов и соответствующих пеней в порядке и размере, определяемых в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь;
· размеры ущерба, применяемые в целях квалификации преступления за уклонение от уплаты налогов, сборов, составляют:
- значительный размер — до 15 000 базовых величин;
- крупный размер — до 30 000 базовых величин;
- особо крупный размер — до 45 000 базовых величин;
· не допускается применение заключения под стражу в качестве меры пресечения в отношении лица, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления, связанного с уклонением от уплаты налогов, сборов, уклонением от исполнения обязанностей налогового агента по перечислению налогов, сборов, уклонением от уплаты страховых взносов;
· не допускается применение мер уголовного преследования при оценке гражданско-правовых сделок между субъектами хозяйствования различных форм собственности;
· при наложении штрафа в размере, определенном в процентном либо кратном отношении к стоимости предмета совершенного административного правонарушения, сумме ущерба, выручки, сделки, внешнеторговой операции, дохода или денежной оценки хозяйственной операции, разнице между фактической выручкой, полученной от реализации товаров (работ, услуг), и расчетной величиной выручки от реализации товаров (работ, услуг), допускается уменьшение установленного нижнего порога до стоимости предмета административного правонарушения;
· юридическое лицо, стоимость чистых активов которого по результатам второго и каждого последующего финансового года оказалось ниже размера уставного фонда, может быть ликвидировано при наличии:
1) неоднократных нарушений установленных законодательством существенных требований;
2) нарушений законодательства, которые носят неустранимый характер;
3) систематического невыполнения обязанностей по платежам в бюджет и внебюджетные фонды;
4) документальных подтверждений наступления критического финансового состояния, создающего угрозу нарушений прав и законных интересов других лиц.
В целях активизации производственного предпринимательства, развития производственной кооперации и субконтрактации:
· установить квоту государственных закупок у малых и средних предприятий — производителей товаров (работ, услуг) в размере 30 %; распространить данное требование на хозяйственные общества с долей государства; предусмотреть штрафные санкции за невыполнение установленной квоты;
· расширить перечень товаров (работ, услуг) для участия малых и средних предприятий в процедурах государственных закупок;
· установить предельные сроки оплаты малым и средним предприятиям за поставленные в рамках государственных закупок товары (работы, услуги);
· отраслевым министерствам и концернам совместно с областными исполнительными комитетами и Банком развития Республики Беларусь разработать региональные программы по «выращиванию» потенциальных поставщиков товаров (работ, услуг) из числа субъектов малого и среднего бизнеса;
· установить, что малые и средние предприятия — промышленные и приравненные к ним потребители производят расчет за электрическую энергию в объеме и сроки, предусмотренные договором электроснабжения по факту потребления в конце расчетного периода;
· при осуществлении государственных закупок и закупок за счет собственных средств запретить заказчику включать в конкурсные документы на приобретение товаров, произведенных в Республике Беларусь, требований об уровне рентабельности.
<...>