Корректировка налоговой базы — два новых примера применения ст. 33 НК |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Номер № 01/2020
Количество просмотров 272
Автор налоговая база, налоговая база, проверки, проверки, МНС, МНС, НК, НК, статья 33 статья 33

МНС опубликовало еще два примера из правоприменительной практики ст. 33 НК, предусматривающей корректировку налоговой базы и сумм налогов, подлежащих уплате, при наличии информации об искажении сведений о фактах совершения хозяйственных операций.

Однако, на наш взгляд, опубликованные примеры, пусть и выявленные в ходе проверок, имеют очень натянутое отношение к проблемам ст. 33 НК и тем опасениям, которые она вызывает у бизнеса.

В новых примерах корректировки коснулись увеличения выручки и уменьшения размера затрат, учитываемых при налогообложении.

ПРИМЕР 1

В бухучете белорусской организации по состоянию на 30.09.2017 числились остатки мучных кондитерских изделий в количестве 36 тонн, приобретаемых на протяжении 2014–2017 годов и имеющих ограниченный срок хранения. По данным бухучета, на 01.10.2017 указанные в остатках мучные кондитерские изделия отсутствовали.

В ходе проверки налоговый орган обратил внимание на эту ситуацию. К тому же предприятием не отражено в учете и документально не оформлено какое-либо выбытие мучных кондитерских изделий (ни реализация, ни выбытие в связи с фактом порчи или иное выбытие).

В ходе контрольных мероприятий, проведенных налоговыми органами:

  • выявлено фактическое отсутствие мучных кондитерских изделий у проверяемого субъекта;

  • установлен покупатель данной продукции и сумма наличных денежных средств, полученная от их реализации в 2014–2017 годах.

С учетом установленных фактических обстоятельств, проверяемому субъекту увеличена выручка от реализации товаров.

ПРИМЕР 2

Организация арендовала автомобили у ИП и физлица, являющихся соответственно родственниками учредителя и директора проверяемого юрлица, списывая на затраты, учитываемые при налогообложении, суммы, израсходованные на топливо и арендную плату за использование автомобилей.

В ходе проверки собраны доказательства, подтверждающие, что арендованные автомобили фактически не участвовали в финансово-хозяйственной деятельности организации и не использовались ее работниками, а фактически находились в личном пользовании учредителя данной организации и самого ИП — арендодателя.

Соответственно, суммы израсходованного топлива и арендной платы не могли быть списаны в состав затрат, учитываемых при налогообложении.

Напомним, что отмена Указа от 23.10.2012 № 488 «О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств» не означает, что государство отказалось от контроля проводимых бизнесом сделок, а лишь накапливает новый опыт и пристально следит за действиями бизнеса. Ярким примером такой осторожной позиции является постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 19.12.2019 № 6«О применении судами законодательства при рассмотрении экономических и гражданских дел, возникающих из налоговых правоотношений», которое искусно обходит все острые вопросы.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. CeoWorld Magazine опубликовало рейтинг самых дорогих для проживания стран

Американское издание CeoWorld Magazine указало, что самая дорогая для проживания страна - Швейцария. Всего в рейтинг попали 132 страны, которые оценивали по 5 критериям – цены на жилье, аренда жилья, цены на продукты питания, цены в ресторанах, покупательная способность жителей. 

2. О плане BEPS по налогообложению международных корпораций

Страны одобрили подход, который ОЭСР предложила в октябре 2019 года: обязать компании платить налоги в странах, где они получают прибыль, а не только по месту их регистрации. В цифровую эпоху распределение налоговых прав и налогооблагаемой прибыли больше не может ограничиваться исключительно ссылкой на физическое присутствие, говорится в опубликованном заявлении.

3. Представители МФК и Всемирного банка: о привлечении инвестиций и проблемах госсектора

Международная финансовая корпорация за все время инвестировала в Беларусь 850 млн USD, в 2020 году в нас вложат еще около 75 млн. По итогам анализа экспертам Всемирного банка удалось выделить четыре типа проблем белорусского госсектора – это более низкая эффективность использования активов, более высокая долговая нагрузка, низкая рентабельность и относительно слабая производительность труда.

4. МАРТ об основных задачах на 2020 год и применении антимонопольного законодательства

МАРТ продолжена работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. За 2019 год комиссией по установлению нарушений антимонопольного законодательства рассмотрено 148 дел, установлено 18 фактов нарушений. Количество нарушений в 2019 году уменьшилось за счет применения МАРТ превентивных инструментов – вынесения предупреждений (37) и предостережений (2). МАРТ проведен анализ 87 товарных рынков для оценки уровня монополизации.

5. Изменения в КоАП: стимулирующие скидки и больше устных предупреждений

Предлагается ввести три категории: проступки (которые не представляют большой общественной опасности и предусматривают незначительные санкции, такие как предупреждение, устное замечание или штраф до 10 БВ), значительные и грубые правонарушения. Условно три категории, которые могут изменяться по названиям и по подходам, но пока рассматриваются такие варианты.

6. Когда ждать «Письмо счастья» за не пройденный техосмотр и при чем тут камеры контроля скорости

В Беларуси расширили имеющийся функционал Единой Системы до мониторинга автомобильного потока, который используется подразделениями криминальной милиции. В перспективе возможна фиксация нарушений проезда по полосе для маршрутных транспортных средств, превышения средней скорости на участке автодороги, выезда на перекресток на красный сигнал светофора и правил остановки и стоянки ТС. В настоящее время уже созданы пилотные зоны.