МАРТ об основных задачах на 2020 год и применении антимонопольного законодательства |
12 февраля 2020 года в Министерстве антимонопольного регулирования и торговли Республики Беларусь состоялось итоговое заседание коллегии, в ходе которого рассмотрены вопросы выполнения целевого параметра по инфляции и защиты внутреннего рынка Республики Беларусь.
С докладом о мерах по поддержанию ценовой стабильности и защите внутреннего рынка Республики Беларусь выступил заместитель Министра антимонопольного регулирования и торговли Андрей Картун. Итоги реализации денежно-кредитной политики за 2019 год и задачи на 2020 год представил заместитель начальника Главного управления монетарной политики и экономического анализа Национального банка Андрей Категов. заместитель Председателя Федерации профсоюзов Беларуси Елена Манкевич осветила участие профсоюзов в проведении мониторинга цен в рамках реализации Генерального соглашения, совместную работу экспертного совета по вопросам цен и тарифов.
Ключевой задачей МАРТ в 2019 году являлось поддержание ценовой стабильность путем реализации мер: ценового и антимонопольного регулирования, регулирования деятельности естественных монополий и доминантов, совершенствования регулирования сферы государственных закупок и потребительского рынка.
Целевой показатель по инфляции достигается пятый год подряд. В 2019 году прирост потребительских цен составил 4,7 процента (Указом Президента Республики Беларусь «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2019 год» была поставлена цель – не более 5 процентов). По итогам года был достигнут исторический минимум по росту регулируемых цен – 7,5 процента.
В 2019 году МАРТ особое внимание уделял сокращению темпов роста цен на социально значимые товары, поскольку их годовые темпы роста в конце 2018 – начале 2019 года составляли в среднем на 8 – 12 процентов.
По итогам 2019 года рост цен на большинство социально значимых товаров замедлился и сложился в рамках целевого показателя по инфляции: мясо и мясопродукты подорожали на 1,3 процента, рыба и рыбопродукты – 3,6 процента, хлеб и изделия хлебобулочные – 4,8 процента, макаронные изделия – 3,4 процента, а цены на овощи снизились на 6 процентов.
Для снижения роста цен на потребительском рынке МАРТ принимались следующие меры:
- дополнен перечень социально значимых товаров, цены на которые могут регулироваться МАРТ не более 90 дней в течение одного года (постановление Правительства от 15.08.2019 № 542);
- разработаны и доведены до субъектов торговли рекомендации по предельным уровням торговых надбавок по основным социально значимым товарам (действуют с августа 2019 г. по настоящее время);
- введено временное регулирование цен на крупу гречневую;
- выявлены случаи необоснованного повышения цен и восстановлены объективные цены;
- создан экспертный совет по вопросам цен и тарифов в составе представителей Национального банка, Национального статистического комитета, Федерации профсоюзов, МАРТ, в рамках которого были выработаны рекомендации для принятия решений в области государственного ценового регулирования;
- проводилась консультационная работа с государственными органами, производителями, субъектами торговли о ценовой политике, в том числе о необходимости сдерживания роста цен, недопустимости повышения эффективности за счет ценового фактора;
- в рамках антимонопольной деятельности пресечена ценовая дискриминация крупной торговой сети по отношению к другим торговым объектам.
В рамках совершенствования нормативно-правовой базы в 2019 году разработано 142 проекта нормативных правовых актов. Среди наиболее значимых изменений законодательства – законы о естественных монополиях и государственных закупках.
МАРТ продолжена работа по контролю за соблюдением антимонопольного законодательства. За 2019 год комиссией по установлению нарушений антимонопольного законодательства рассмотрено 148 дел, установлено 18 фактов нарушений.
Количество нарушений в 2019 году уменьшилось за счет применения МАРТ превентивных инструментов – вынесения предупреждений (37) и предостережений (2). МАРТ проведен анализ 87 товарных рынков для оценки уровня монополизации.
В 2019 г. вступила в силу новая редакция Закона о государственных закупках, предусматривающая электронизацию процедур и ужесточение требований к заказчикам, тем самым делая закупочный процесс более гласным и прозрачным. По прошествии полгода выросло количество конкурентных процедур, что способствует снижению цен закупок.
С 1 июля 2019 г. функционирует государственная информационно-аналитическая система управления государственными закупками. Работа в данном направлении продолжается. Планируется внедрение механизма обеспечения закупки бюджетными средствами путем их резервирования.
В 2019 г. в МАРТ подано 1 171 жалоба по осуществлению процедур государственных закупок, 633 жалобы приняты к рассмотрению. За период с 1 июля по 31 декабря 2019 г. проведено 109 камеральных проверок: составлено 76 актов камеральных проверок (выявлены нарушения).
В 2020 году МАРТ сохранит направленность политики на поддержание ценовой стабильности и защиту внутреннего рынка, как за счет инструментов антимонопольного и ценового регулирования, так и дополнительных мер.
На коллегии рассмотрены и одобрены рекомендации торговым сетям, производителям и органам государственного управления по:
- расширению перечня рекомендуемых торговых надбавок на социально значимые товары;
- ограничению выплаты бонусов по социально значимым товарам;
- установлению уровня доли продовольственных социально значимых товаров в продаже, обеспечивающего соблюдение индикатора экономической безопасности республики;
- ограничению роста регулируемых цен и тарифов на товары и услуги, реализующиеся выше себестоимости, на уровне не выше прогнозного значения базовой инфляции (4 процента);
- разработке (пересмотру) методик по формированию регулируемых цен (тарифов) по реализации образовательных программ на платной основе в государственных ВУЗах, оказанию охранных услуг, пассажирских перевозок;
- исключению продажи белорусских товаров на внешние рынки по ценам, ниже внутренних.
- расширению перечня социально значимых товаров, цены на которые могут временно регулироваться МАРТ в целях защиты внутреннего рынка.
Оценка соблюдения рекомендаций субъектами хозяйствования будет проведена путем организации регулярного мониторинга МАРТ.
Инфляция и ценовое регулирование
Замминистра Андрей Картун напомнил в своем выступлении, что на этот год поставлена цель по инфляции в 5%. С учетом складывающейся ситуации, прежде всего, воздействия внешних факторов, эта задача непростая. По оценкам МАРТ, только реализация налогового маневра может обусловить дополнительный прирост инфляции порядка одного процентного пункта.
"Нужно понимать, что запаса в части цен у нас больше нет. Поэтому необходимо как минимум ограничить повышение любых цен в стране на уровне темпов базовой инфляции (т.е. 4%), – отметил замминистра. – При этом в случае отклонения от целевого ориентира мы будем вводить более жесткие меры: ценовое регулирование и ограничение роста регулируемых цен (не в рамках запланированных значений, а вплоть до полной остановки роста цен)".
В качестве дополнительных мер по защите внутреннего рынка и обеспечения ценовой стабильности было предложено одобрить на сегодняшней коллегии расширение перечня действующих рекомендуемых торговых надбавок на социально значимые товары, ограничение выплаты бонусов по ним. Также МАРТ предлагает установить уровень доли продовольственных социально значимых товаров в продаже, обеспечивающий соблюдение индикатора экономической безопасности республики, исключить продажи белорусских товаров на внешние рынки по ценам, ниже внутренних, и расширить перечень социально значимых товаров, цены на которые могут временно регулироваться МАРТ в целях защиты внутреннего рынка.
В свою очередь, первый заместитель премьер-министра Дмитрий Крутой, выступая на коллегии заявил, что считает необходимым распространить механизм планово-расчетных цен, который применяется в системе ЖКХ, и на другие отрасли.
Дмитрий Крутой отметил, что в системе жилищно-коммунального хозяйства эта схема работает уже несколько лет, однако дискуссии о механизме планово-расчетных цен, его эффективности начинают выходить на новый виток.
"Если там что-то надо дополнительно поправить, давайте мы в рамках открытой дискуссии соберемся, посмотрим, – предложил он. – Но то, что этот инструмент работает и его не мешало бы распространить на другие сектора, в первую очередь на транспортную отрасль, это надо сделать".
<...>