Минюст об изменении порядка оплаты риэлтерских услуг |
4 ноября вступило в силу постановление Совета Министров Республики Беларусь от 01.11.2023 № 754 «О тарифах на риэлтерские услуги» (далее — постановление № 754).
Данное постановление существенным образом изменяет подходы к установлению тарифов в сфере риэлтерской деятельности. Также его нормы направлены на решение выявленных в данной сфере проблем в вопросах оплаты риэлтерских услуг, установление дополнительных механизмов и инструментов, обеспечивающих надлежащее качество оказания таких услуг.
Прежде всего необходимо отметить, что правила работы риэлтерских организаций в части взимания платы за риэлтерские услуги изменились еще с 15 сентября текущего года, что связано с отменой государственного регулирования тарифов на риэлтерские услуги в отношении объектов нежилого фонда и на риэлтерские услуги, оказываемые юридическим лицам. Соответствующие изменения были предусмотрены Указом Президента Республики Беларусь от 13.06.2023 № 171 «О принятии мер в области ценообразования».
С учетом данных корректировок в настоящее время осуществляется регулирование тарифов только на риэлтерские услуги, оказываемые физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) в отношении жилых помещений, земельных участков, дач, садовых домиков, гаражей, машино-мест.
Однако если ранее такие тарифы были установлены в виде четко фиксированной величины, то постановлением № 754 данный подход изменен: вместо фиксированных тарифов устанавливаются предельные максимальные.
Таким образом, тарифы на оказываемые физическим лицам (за исключением индивидуальных предпринимателей) услуги в отношении вышеперечисленных объектов риэлтерские организации будут устанавливать самостоятельно.
В то же время уровень этих тарифов не должен превышать предельных максимальных тарифов, установленных постановлением № 754.
Это позволит риэлтерским организациям более гибко выстраивать отношения с потребителями в вопросах оплаты и устанавливать ту или иную стоимость риэлтерской услуги в каждом конкретном случае в зависимости от ее объема.
Немаловажно, что при этом риэлтерские организации должны будут обосновать для потребителя размер взимаемой с него оплаты исходя из наполняемости оказываемых услуг, не ссылаясь при этом на государственные органы, что происходило ранее. Так, при наличии фиксированных тарифов, изменять которые риэлтерские организации были не вправе, такие организации на все вопросы потребителей относительно достаточно высокой стоимости отдельных услуг лишь ссылались на то, что тарифы установлены законодательством и не могут быть снижены. Сейчас есть возможность корректировки тарифов в зависимости от реально проделанной работы.
Также в постановлении № 754 дано понятие некоторых риэлтерских услуг, вызывающих вопросы у потребителей: подбор варианта сделки с объектом недвижимости; риэлтерские услуги по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости.
В целях единообразного применения норм законодательства и недопущения их двоякого толкования конкретизирован порядок оплаты риэлтерских услуг.
В частности, предусмотрен запрет на оплату одной и той же риэлтерской услуги, оказываемой риэлтерской организацией в отношении одного и того же объекта недвижимости (объекта долевого строительства), обеими сторонами сделки с этим объектом.
Данная норма вызвана в том числе неправомерными действиями риэлтерских организаций, которые, заключив с продавцом договор на оказание ему риэлтерских услуг по содействию при заключении, исполнении, прекращении договоров купли-продажи объектов недвижимости, взимали оплату как с указанного продавца объекта недвижимости, так и с покупателя этого же объекта. Взимание такой двойной оплаты приводило к необоснованному вознаграждению за оказание фактически одной и той же услуги и влекло нарушение прав и законных интересов потребителей.
При этом свои действия риэлтерские организации обосновывали якобы нечеткостью регламентации порядка оплаты риэлтерских услуг.
Постановление № 754 эти вопросы урегулировало: одна и та же услуга может быть оплачена только единожды.
Таким образом, взимать оплату за риэлтерские услуги с покупателя, заинтересованного в приобретении предлагаемого риэлтерской организацией объекта, данная организация не вправе.
Также в целях защиты прав и законных интересов потребителей урегулированы вопросы оказания услуг по найму жилых помещений, что вызвано жалобами на деятельность риэлтерских организаций, работающих по предоплате. Такие организации заключают договоры на оказание услуг по представлению информации о предлагаемых к найму объектах, в качестве таковой потребителю выдают список адресов объектов недвижимости либо номер телефона собственника объекта и за это взимают оплату. Однако зачастую такая информация является недостоверной.
С учетом изложенного постановлением № 754 возможность предоплаты за оказание риэлтерских услуг по найму жилых помещений исключена.
Оплата таких услуг будет производиться только по факту подбора для потребителя объекта недвижимости, соответствующего условиям заключенного с ним договора.
<...>