МВФ предлагает пересмотреть корпоративное налогообложение в мировой экономике |
Международный валютный фонд представил доклад, в котором подчеркнул необходимость сохранения результатов успешного международного сотрудничества в сфере налогового администрирования и дальнейшего развития этих положительных результатов, принимая во внимание текущие вызовы. Развивающиеся страны в докладе выделены отдельно: принимая во внимание их особые обстоятельства, авторы доклада исследуют различные обсуждаемые ныне возможности дальнейшего развития международной налоговой системы, призванной обеспечить адекватную собираемость корпоративных налогов, уплачиваемых международными компаниями.
Общее состояние международных соглашений в отношении корпоративных налогов обсуждалось исполнительным советом Международный валютный фонд 21 февраля. Тогда же были озвучены конкретные шаги по их дальнейшему развитию, включая те из них, которые обсуждаются сегодня на более широкой международной арене (с этой точки зрения наработки МВФ могут считаться его вкладом в международные дебаты).
Следует помнить, что МВФ не занимается разработкой стандартов, это не его стезя. Если говорить о стандартах международной налоговой системы, то тут на ум в первую очередь приходит План действий по противодействию размытию налоговой базы и перемещению прибыли (BEPS) от ОЭСР. Однако обсуждения, проводимые в МВФ, могут и, наверное, даже должны считаться ценным добавлением к этой работе, с учетом масштаба этой организации и компетенций ее членов.
Результаты последнего анализа отталкиваются от итогов более раннего анализа 2014 года, которые уже тогда отмечали макроэкономическую важность международных соглашений в отношении корпоративного налогообложения и особую уязвимость бедных развивающихся стран перед перемещением прибыли.
Британский эксперт Ричард Мерфи высказывает принципиальные замечания.
Во-первых, это создание схем минимального налогообложения, снижающих возможности для перемещения прибылей в низконалоговые юрисдикции. При таком подходе в стране, где находится главный офис международных компаний, налоги будут взиматься хоть в каком-то минимальном объеме вне зависимости от того, где именно эта компания получает основную прибыль.
Во-вторых, это создание систем, с которыми в полном объеме будет облагаться налогами обычная прибыль с основной деятельности в странах, где она имеет место, а оставшаяся прибыль будет распределять между остальными юрисдикциями и облагаться налогами там. Получится такое себе «распределение остаточной прибыли», хотя придется подумать еще над тем, как определять эти «сверхнормальные» прибыли. Вероятно, для нее потребуется отдельная формула, и почти наверняка для нее также нужны будут международные многосторонние соглашения.
Эксперт поддерживает справедливое распределение налогообложения по странам с помощью специальной формулы.
<...>