Наличные и безналичные: как подготовиться к важным изменениям в сфере расчетов в 2020 году

Наличные и безналичные: как подготовиться к важным изменениям в сфере расчетов в 2020 году |

Количество просмотров 134
Автор платежи, платежи, расчеты, расчеты, СКНО, СКНО, кассы кассы

Мы уже много раз писали о подготовке к внедрению новых способов безналичных расчетов, создании условия для применения программных касс, сроках установки СКНО. Рассмотрим, кто сможет обналичивать для граждан деньги с их карточек, когда брокеры — страховые посредники начнут принимать наличные без КСА.

Комментарий к постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 29.11.2019 № 819/16 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16»

Советом Министров Республики Беларусь и Национальным банком Республики Беларусь 29 ноября 2019 г. принято постановление № 819/16 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее — Постановление № 819/16), целью которого является расширение возможности использования новых способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), создание дополнительных условий для внедрения в Республике Беларусь программных касс, создание условий для проведения на кассовом оборудовании, подключенном к системе контроля кассового оборудования (далее — СККО), операций выдачи наличных денег покупателям при осуществлении операций с банковскими платежными карточками, и урегулирование ряда других вопросов.

По вопросам изменений в порядке использования кассового оборудования Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь разъясняет следующее.

Постановлением Совета Министров Рес- публики Беларусь и Национального банка Рес- публики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 (далее — Постановление № 924/16) и утвержденным этим постановлением положением (далее — Положение № 924/16) урегулированы вопросы использования кассового оборудования, платежных терминалов при приеме наличных денежных средств и безналичных денежных средств с использованием банковских платежных карточек.

Вместе с тем в настоящее время банки Рес- публики Беларусь, открытое акционерное общество «Небанковская кредитно-финансовая организация «Единое расчетное и информационное пространство» (далее — НКФО ЕРИП), РУП «Белпочта», которое является платежным агентом ЕРИП, предоставляют дополнительные возможности для проведения безналичных платежей при приобретении товаров (работ, услуг), в частности, новые способы инициирования платежей при использовании QR-кодов и (или) мобильных приложений.

В Республике Беларусь созданы правовые условия для совершения операций с электронными деньгами. Установлен порядок открытия физическими лицами, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями электронных кошельков и проведения операций по электронным кошелькам. Юридические лица, индивидуальные предприниматели, открывшие в соответствии с банковским законодательством электронные кошельки и прошедшие идентификацию в установленном порядке, вправе получать электронные деньги от покупателей (потребителей), а физические лица, открывшие электронные кошельки и прошедшие идентификацию в установленном порядке, вправе использовать электронные деньги для совершения широкого спектра платежей. В частности, проекты на основе использования электронных денег могут быть реализованы в сфере осуществления платежей в торговых объектах, объектах общественного питания, объектах сферы услуг, общественного транспорта, интернет-среде, в ЕРИП.

Однако на практике использование электронных денег при оплате товаров, работ, услуг не получило широкого распространения, хотя данное средство платежа имеет ряд преимуществ. В частности, расчеты электронными деньгами могут совершаться посредством инициирования платежей при использовании QR-кода — двумерной оптической метки, содержащей закодированную информацию, используемую при проведении расчетов в безналичной форме в соответствии с банковским законодательством. При этом производится перечисление электронных денег с электронного кошелька покупателя (потребителя) в электронный кошелек юридического лица или индивидуального предпринимателя — получателя (продавца). Аналогичный механизм может использоваться для осуществления платежей непосредственно с банковского счета покупателя на счет продавца.

Использование таких механизмов имеет следующие важные преимущества по сравнению с организацией расчетов при использовании банковских платежных карточек:

  • нет необходимости отчислений иностранным платежным системам;

  • стоимость инфраструктуры для осуществления платежей электронными деньгами может быть существенно ниже по сравнению с инфраструктурой для оплаты при использовании банковских платежных карточек;

  • для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей организация приема платежей электронными деньгами в качестве средства платежа (либо приема платежей безналичными денежными средствами непосредственно со счета покупателя на счет продавца) может быть существенно дешевле, чем при использовании банковских платежных карточек.

Использование новых платежных сервисов, например, на основе QR-кодов и (или) мобильных приложений в целях инициирования платежей предоставит юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям дополнительные преимущества и будет способствовать развитию системы безналичных расчетов в Республике Беларусь.

С учетом изложенного п. 2.10Постановления № 924/16 предусматривается право для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей обеспечивать помимо осуществления расчетов в безналичной форме посредством банковских платежных карточек, иные способы осуществления расчетов, в том числе при использовании QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющие в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, на основании которых проводятся операции по счетам, электронным кошелькам при осуществлении расчетов в безналичной форме, с проведением таких расчетов с использованием кассового оборудования.

Соответственно, если у субъектов хозяйствования используются кассовые аппараты, не обеспечивающие в автоматизированном режиме отражение операций по проведению расчетов электронными деньгами либо напрямую по счетам покупателя и продавца при инициировании платежа посредством QR-кодов и (или) мобильных приложений, то данные субъекты хозяйствования могут осуществить отражение операций в ручном режиме с использованием операционных клавиш клавиатуры кассового аппарата, как продажу за безналичный расчет иным способом безналичного платежа.

Таким образом, Постановление № 819/16 не предусматривает обязательность доработки и (или) замены кассовых аппаратов, обязательность доработки программных касс в связи с введением дополнительной возможности совершения безналичных расчетов с использованием новых способов инициирования платежей, проводимых через кассовое оборудование.

При этом в целях создания дополнительных условий для развития безналичных платежей Постановлением № 819/16 предусмотрено, что требования Положения № 924/16 в части необходимости использования кассового оборудования и (или) платежных терминалов не распространяются на юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих прием только безналичных денежных средств и (или) электронных денег в соответствии с банковским законодательством при одновременном соблюдении следующих условий:

  • прием (передача) средств платежа осуществляются без непосредственного обслуживания юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями покупателей (потребителей), связанного с приемом средств платежа;

  •  прием средств платежа в пользу юридических лиц и индивидуальных предпринимателей осуществляется через банки, небанковские кредитно-финансовые организации, платежных агентов, в том числе с использованием объектов программно-технической инфраструктуры для проведения платежей, путем инициирования платежей при использовании банковских платежных карточек и иными способами, включая использование для инициирования платежей QR-кодов и (или) мобильных приложений.

Данные положения исключают обязанность применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов, когда оплата товаров (работ, услуг) производится через кассы банков, с использованием ЕРИП, программно-технической инфраструктуры банков и ЕРИП (банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы самообслуживания и др.), наложенным платежом через объекты РУП «Белпочта» и т.п., без непосредственного участия в этом процессе продавца (изготовителя) и покупателя (потребителя).

Постановлением № 819/16 предусмотрено, что программная касса обеспечивает возможность совершения расчетов в безналичной форме в соответствии с банковским законодательством иными способами при использовании QR-кодов и (или) мобильных приложений, если оператором программной кассовой системы в программной кассе реализован такой способ осуществления расчетов в безналичной форме. Отмечаем, что указанная норма предоставляет право юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, а не вводит для них дополнительную обязанность.

С учетом предложений, поступивших от предпринимательских кругов, и в целях создания дополнительных условий для внедрения в республике программных касс, Постановлением № 819/16 переносятся сроки подключения к СККО кассового оборудования, используемого индивидуальными предпринимателями. Так, увеличиваются до тринадцати месяцев сроки возможности использования кассового оборудования без установки средства контроля налоговых органов (далее — СКНО) в случае заключения индивидуальными предпринимателями с РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовых договоров на установку, обслуживание, снятие СКНО в соответствии с ч. 2 п. 2.6 Постановления № 924/16.

Согласно внесенным изменениям, для индивидуальных предпринимателей, указанных в абзаце седьмом п. 2.6 Постановления № 924/16, перенесены сроки установки СКНО: 

Место осуществления деятельности

Срок заключения договора c РУП ИИЦ

Дата установки СКНО до вступления в силу Постановления № 819/16

Дата установки СКНО согласно Постановлению № 819/16

Города областного подчинения и г. Минск

До 1 сентября 2019 г.

До 1 ноября 2019 г.

До 1 октября 2020 г.

В городах районного подчинения

До 1 октября 2019 г.

До 1 декабря 2019 г.

До 1 ноября 2020 г.

Вся территория Республики Беларусь

До 1 ноября 2019 г.

До 1 января 2020 г.

До 1 декабря 2020 г.

 

Выбор субъектами хозяйствования, в том числе индивидуальными предпринимателями для совершения операций по продаже товаров (работ, услуг) программных касс позволит:

  • сэкономить средства, связанные с приобретением новых либо доработкой уже используемых старых кассовых суммирующих аппаратов и с их техническим обслуживанием;

  • не вносить залоговую стоимость за средство контроля налоговых органов, поскольку в программных кассах оно не используется;

  • использовать для размещения программной кассы уже имеющиеся электронные устройства: планшеты, смартфоны и другие электронные устройства.

Одновременно Постановлением № 819/16 предусматривается продление срока, по истечении которого будет действовать запрет на использование кассовых аппаратов, с даты первой регистрации которых в налоговом органе истекло 6 лет, с 1 января 2020 г. до 1 декабря 2020 г. Это необходимо для синхронизации сроков действия запрета, установленного в п. 2.4 Постановления № 924/16 и сроков установки СКНО, определенных в п. 2.6 Постановления № 924/16 для индивидуальных предпринимателей.

В целях однозначного применения Положения № 924/16 в отношении определения видов услуг, относящихся к бытовым, ч. 1 п. 1 Положения № 924/16 дополняется бытовыми услугами и примечанием, уточняющим, что для целей Положения № 924/16 к бытовым услугам относятся бытовые услуги, определенные законодательством о ведении государственного информационного ресурса «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь». Соответственно, субъектами хозяйствования, оказывающими бытовые услуги, включенные в государственный информационный ресурс «Реестр бытовых услуг Республики Беларусь, а также определенные Указом № 345, необходимо будет использовать кассовое оборудование и платежные терминалы в соответствии с требованиями Положения № 924/16. В случае оказания таких услуг (за исключением технического обслуживания и ремонта транспортных средств, машин и оборудования, хранения автотранспортных средств) в объектах, расположенных в сельских населенных пунктах, с количеством работников, непосредственно оказывающих такие услуги, не более трех человек в одну смену, прием денежных средств может осуществляться без использования кассового оборудования и платежных терминалов. Указанная норма вступает в силу через 6 месяцев после официального опубликования постановления, а именно 05.06.2020.

Национальным банком Республики Беларусь проводится работа по обеспечению возможности включения в договоры между банками-эквайерами и организациями торговли (сервиса) условий, согласно которым будет возможна выдача держателям карточек через используемое организацией торговли (сервиса) кассовое оборудование, подключенное к СККО, наличных денежных средств в белорусских рублях.

СПРАВОЧНО

Подготовлены изменения в постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 18.01.2013 № 34 «Об утверждении Инструкции о порядке совершения операций с банковскими платежными карточками» и утвержденную им Инструкцию.

Положение № 924/16 дополнено п. 51, которым предусмотрен порядок использования кассового оборудования при совершении указанных операций. Соответствующие положения вступают в силу с 1 января 2020 г.

Так, при включении в договоры между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и банками-эквайерами положений, предусматривающих порядок и условия выдачи от имени и по поручению банков-эквайеров наличных денежных средств в белорусских рублях держателям карточек через используемое этими юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями кассовое оборудование, подключенное к СККО, кассир при проведении операции по выдаче держателю карточки наличных денежных средств:

  • регистрирует на платежном терминале операцию выдачи наличных денежных средств держателю карточки в соответствии с требованиями, установленными банком-эквайером с соблюдением банковского законодательства;

  • с использованием кассового оборудования, подключенного к СККО, проводит в безналичной форме сумму денежных средств, подлежащую выдаче держателю карточки, и выдает держателю карточки платежный документ, подтверждающий эту операцию;

  • с использованием кассового оборудования, подключенного к СККО, выполняет операцию регистрации факта возврата денежных средств и выдает держателю карточки сумму наличных денежных средств в белорусских рублях, соответствующую сумме, указанной в абз. 3 настоящего пункта.

Так, например, физическое лицо наряду с покупкой товара в магазине просит выдать ему наличные денежные средства в сумме 50 бел. руб. Приведем последовательность действий кассира.

Кассир проводит на платежном терминале операцию выдачи наличных денежных средств держателю карточки в соответствии с требованиями, установленными банком-эквайером с соблюдением банковского законодательства; и выдает физическому лицу карт-чек, сформированный платежным терминалом, в котором указана информация о выдаче наличных денежных средств в сумме 50 руб.

Затем кассир на кассовом оборудовании, подключенном к СККО, проводит в безналичной форме сумму 50 бел. руб., подлежащую выдаче держателю карточки, и выдает держателю карточки платежный документ, подтверждающий эту операцию.

Завершающая операция — кассир выполняет на кассовом оборудовании операцию регистрации факта возврата денежных средств на сумму 50 бел. руб. и выдает держателю карточки сумму 50 бел. руб. наличными денежными средствами.

Кроме того, для обеспечения выдачи держателям карточек через используемое организацией торговли (сервиса) кассовое оборудование, подключенное к СККО, наличных денежных средств в белорусских рублях, в Положении № 924/16 предусмотрена возможность при необходимости внесения в ящик для денег наличных денежных средств в течение рабочего дня (смены).

В настоящее время наряду с продажей авиа- билетов и оформлением квитанций на реализацию собственных дополнительных услуг авиакомпании (продажа сверхнормативного багажа, платных мест, перевозка несопровождаемых детей и др.), непосредственно связанных с авиаперевозкой, в авиационной отрасли развивается тенденция продажи сопутствующих услуг, предоставляемых партнерами авиакомпании и связанных с путешествием. Реализация такого рода дополнительных платных услуг является одним из наиболее эффективных путей повышения доходности, в том числе с учетом международного опыта. В целях охвата всего спектра существующих дополнительных услуг, которые авиакомпании могли бы оказывать при перевозке пассажиров, багажа, грузов Постановлением № 819/16 внесены соответствующие изменения для использования специальной компьютерной системы при приеме денежных средств в этих случаях.

Также Постановлением № 819/16 предусмотрена возможность использования Национальным оператором почтовой связи специальной компьютерной системы для приема денежных средств в том числе при оказании услуг физическим и юридическим лицам с оснащением почтальонов (почтовых курьеров) мобильными устройствами для совершения кассовых операций в режиме online.

Учитывая, что с 1 сентября 2019 г. Указом Президента Республики Беларусь от 11.05.2019 № 175 «О страховании» введены нормы, в соответствии с которыми страховые брокеры могут по видам добровольного страхования получать страховые взносы по договорам страхования (перестрахования) при наличии соответствующего условия в договоре со страховщиком (перестраховщиком); заключать, в том числе подписывать по поручению страховщика договоры страхования, включая страховые полисы (свидетельства, сертификаты), в пределах полномочий, предоставленных страховщиком, в целях обеспечения возможности принятия страховыми брокерами наличных денежных средств без применения кассового оборудования и (или) платежных терминалов при осуществлении ими посреднической деятельности по страхованию п. 35.18 Положения № 924/16 излагается в редакции, предусматривающей указанную возможность.

Также Постановлением № 819/16 внесены в Постановление № 924/16 и Положение № 924/16 ряд других редакционных правок, в том числе названия данных документов изложены в новой редакции. 

 

Подготовлено по материалам пресс-центра инспекции МНС по Брестской области

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».