Новое в регулировании обращения ценных бумаг и расширении состава бухгалтерской и (или) финансовой отчетности |
Министерство финансов Республики Беларусь подготовило проект постановления «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 55 и от 13 июня 2016 г. № 43» (далее — проект постановления).
Предусмотрены корректировки в порядок реализации арестованных (конфискованных или обращенных в доход государства иным способом) ценных бумаг через торговую систему организатора торговли ценными бумагами, оптимизации представления профучастниками периодической отчетности посредством системы личных кабинетов.
В числе изменений — расширение состава бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, раскрываемой публично открытыми акционерными обществами, эмитентами облигаций, профучастниками; исключение необходимости представления депозитариями формы 6 «Информация о находящихся в собственности Республики Беларусь облигациях» и др.
Соответствующие изменения вносятся в ведомственные постановления от 11.07.2011 № 55 «Об утверждении Инструкции о порядке учета, оценки и реализации (погашения) арестованных, конфискованных или обращенных в доход государства иным способом ценных бумаг и признании утратившими силу некоторых нормативных правовых актов» (далее — постановление № 55) и от 13.06.2016 № 43 «О раскрытии информации на рынке ценных бумаг» (далее — постановление № 43).
Необходимость внесения изменений в постановление № 55 обусловлена совершенствованием порядка реализации арестованных (конфискованных или обращенных в доход государства иным способом) ценных бумаг через торговую систему организатора торговли ценными бумагами.
В частности предусматривается возможность снижения начальной цены реализации указанных ценных бумаг на 1 % от наибольшей из цен, указанных в заявках, поданных в торговую систему организатора торговли ценными бумагами. Данный механизм позволит оперативно реагировать на складывающуюся конъюнктуру цен на торгах ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами.
Кроме того, постановление № 55 приводится в соответствие с требованиями нормотворческой техники, установленными Законом Республики Беларусь от 17.07.2018 № 130-З «О нормативных правовых актах».
В целях автоматизации деятельности Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь и территориальных органов Министерства финансов Республики Беларусь по ценным бумагам Министерством финансов создан программный продукт — Автоматизированная система организации работы Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь (далее — АСОР ДЦБ). АСОР ДЦБ позволит накапливать и анализировать данные, поступающие от участников рынка ценных бумаг, органов государственного управления и иных организаций. Использование АСОР ДЦБ при сборе информации на рынке ценных бумаг планируется расширять постепенно. Так, постановлением вводится необходимость представления периодической отчетности на данном этапе только профучастниками через личный кабинет юридических лиц в АСОР ДЦБ, размещенный в глобальной компьютерной сети Интернет (далее — личный кабинет).
Личный кабинет предоставляет его пользователю возможность заполнения форм отчетности, предоставления в Департамент по ценным бумагам и (или) территориальные органы по ценным бумагам документов и (или) информации в составе периодической отчетности в электронном виде, в том числе в виде электронного документа.
В целях практической реализации описанных подходов проект постановления вносит изменения в постановление № 43.
Проектом постановления предусматривается расширение состава бухгалтерской и (или) финансовой отчетности, раскрываемой публично открытыми акционерными обществами, эмитентами облигаций, профучастниками в соответствии с п. 9, 11 и 14 Инструкции о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденной постановлением № 43 (далее — Инструкция № 43).
Указанный состав определен положениями ч. 1 п. 1 ст. 15 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности».
В целях актуализации сведений о местонахождении шаблонов форм периодической отчетности на рынке ценных бумаг в формате MS Excel, размещенных на официальном сайте Министерства финансов в глобальной компьютерной сети Интернет, вносятся соответствующие изменения в подстрочные примечания к п. 8–11, 13 и 14 Инструкции № 43.
После назначения ликвидатора или возбуждения производства по делу о несостоятельности или банкротстве в отношении эмитента облигаций раскрытие информации регулируется отдельным законодательством. В связи с этим регулирование порядка раскрытия сведений в соответствии с положениями ч. 3 п. 17.1 Инструкции № 43 является излишним.
В целях оптимизации состава представляемых депозитариями годовых отчетов проект постановления исключает необходимость представления депозитариями формы 6 «Информация о находящихся в собственности Республики Беларусь облигациях».
В связи с принятием Постановления внесение изменений в иные нормативные правовые акты, а также признание нормативных правовых актов, их отдельных структурных элементов утратившими силу не требуется.
ИЗМЕНИЛСЯ ПОРЯДОК ДОПУСКА К РАЗМЕЩЕНИЮ В БЕЛАРУСИ ИНОСТРАННЫХ ЦЕННЫХ БУМАГ
Минфин Беларуси будет принимать решения о размещении и обращении в стране государственных ценных бумаг, зарегистрированных за пределами Беларуси.
Постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 23.06.2023 № 34 изложена в новой редакции Инструкция об условиях и порядке допуска к размещению и обращению на территории Республики Беларусь зарегистрированных за пределами Республики Беларусь ценных бумаг, порядке квалификации эмиссионных ценных бумаг эмитентов-нерезидентов в качестве ценных бумаг на территории Республики Беларусь, утвержденная постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 13.06.2016 № 42.
В ней содержится норма о том, что теперь допуск к размещению и обращению в нашей стране зарегистрированных за границей ценных бумаг осуществляется только по решению Министерства финансов. Это касается процедуры проверки уникальности международного кода ISIN ценных бумаг, а также по определению их правового статуса — до этого правом ее проводить обладали организатор торгов, Департамент по ценным бумагам Минфина и Республиканский центральный депозитарий ценных бумаг.
Вместо семи структур в перечне остался лишь один Евразийский банк развития (ЕАБР), были исключены Европейский банк реконструкции и развития, Европейский инвестиционный банк, Международная ассоциация развития, Международная финансовая корпорация (МФК), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Международный инвестиционный банк.<...>