Новый декрет: за коррупцию и отмывание средств ужесточили наказание |
Александр Лукашенко подписал Декрет от 10 мая 2019 года № 3, который ужесточает ответственность для коррупционеров.
Осужденные по коррупционным статьям больше не смогут рассчитывать на условно-досрочное освобождение и замену части срока более мягким наказанием. Перечень «адресатов», для которых был написан декрет №3 «О дополнительных мерах по борьбе с коррупцией», очерчен десятью конкретными статьями УК.
Прежде всего это непосредственно дача и получение взятки, а также посредничество в этом (статьи 429—431).
Документ, разработкой которого более полугода занимался Минюст, затрагивает интересы тех, кто признан судом виновным по статьям 210 («Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями»), 424 («Злоупотребление властью»), 425 («Бездействие должностного лица»), частям 2 и 3 статьи 426 («Превышение власти»), статьям 429 («Незаконное предпринимательство»), 455 («Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти»), если преступление совершено из корыстной или иной личной заинтересованности.
Также в число «адресатов» декрета попадают должностные лица, осужденные по второй и третьей частям статьи 235 («отмывание» средств).
Совмину предписано в трехмесячный срок обеспечить внесение в Палату представителей Национального собрания проекта закона, предусматривающего синхронизацию УК в соответствии с декретом.
Декрет вступает в силу с момента опубликования. Этим же документом определено, что до приведения законодательства в соответствие с декретом законодательные акты, принятые до его вступления в силу, применяются в части, не противоречащей декрету.
Минюст и прокуратура активно комментируют документ агентству БЕЛТА. Первый заместитель министра юстиции Сергей Задиран сказал, что декрет сыграет серьезную превентивную роль. По его словам, коррупция ведет к снижению эффективности госаппарата, а это оказывает влияние на инвестиционную привлекательность страны.
«У человека, который еще не совершил преступление, но имеет некие преступные намерения, появляется дополнительный, очень серьезный психологический стимул для размышления, стоит ли преступать черту закона», — отметил чиновник. Он добавил, что чем прозрачнее механизм принятия решений, тем меньше возможностей для коррупционных отношений. Следовательно, надо обеспечить такое законодательство, которое бы лишало должностные лица «возможности его произвольного усмотрения».
Начальник управления по борьбе с коррупцией и оргпреступностью Генпрокуратуры Игорь Грейбо сказал БЕЛТА, что снисхождения в случае совершения коррупционных деяний не будет. Отметив, что в Беларуси разгула коррупции не допущено, он в то же время упомянул о фактах в системах Минздрава и Минлесхоза, что свидетельствует о недостаточном контроле и профилактике.
По информации Генпрокуратуры, в Беларуси за 2018 год существенно выросло число выявленных коррупционных преступлений — плюс 31% к уровню 2017 года. Рост, по словам Грейбо, обусловлен повышением эффективности деятельности правоохранительных органов. К ответственности привлекли 1089 (780 — в 2017-м) коррумпированных должностных лиц, в том числе 29 (17) лиц, занимавших ответственное положение. Более 30 были работниками местных исполнительных и распорядительных органов. Наибольшее количество коррупционных преступлений выявлено в сферах транспорта, строительства, промышленности, сельского хозяйства, торговли и др. В то же время снизилось количество злоупотреблений властью или служебными полномочиями (с 315 до 196) и случаев бездействия должностного лица (с 21 до 11). По учтенным коррупционным преступлениям в 2018 году установлен материальный ущерб в сумме 22,6 млн рублей, который возмещен на 53%. Наложен арест на имущество обвиняемых и иных лиц в сумме 30,9 млн рублей.
Для целей Декрета № 3 к коррупционным преступлениям относятся преступления, предусмотренные:
- статьей 210 Хищение путем злоупотребления служебными полномочиями;
- частями 2 и 3 статьи 235 Легализация ("отмывание") средств, полученных преступным путем (при совершении указанных преступлений должностным лицом с использованием своих служебных полномочий);
- статьей 424 Злоупотребление властью или служебными полномочиями;
- статьей 425 Бездействие должностного лица;
- частями 2 и 3 статьи 426 Превышение власти или служебных полномочий (при совершении указанных преступлений из корыстной или иной личной заинтересованности);
- статьей 429 Незаконное участие в предпринимательской деятельности;
- статьей 430 Получение взятки;
- статьей 431 Дача взятки;
- статьей 432 Посредничество во взяточничестве;
- статьей 455 Злоупотребление властью, превышение власти либо бездействие власти (при совершении указанных преступлений из корыстной или иной личной заинтересованности) Уголовного кодекса Республики Беларусь.
<...>