О финансовых последствиях принятия изменений в регулирование риэлторской деятельности в Беларуси |
Наши конкуренты на теневом рынке не обосновывают стоимость своих услуг и работают без лицензий. Если в 2016 году теневой рынок недвижимости оценивался в объеме 25%, то сегодня представители государства оценивают его уже в 50%. И ценообразование не решает эту проблему. Он добавил, что в обосновании Минюста, подготовившего проект постановления, регулирующего риэлторскую деятельность, отсутствует экономическое обоснование тарифов для риелторов."Теневой рынок недвижимости в Беларуси вырос до 50%" - такую оценку привел руководитель Белорусской ассоциации «Недвижимость» Анатолий Звездин.
Проект постановления предполагает, что тарифы будут предельными, но это не отражает сути услуг. Как посчитать тарифы, которые разнятся по регионам из-за того, что население имеет разную платежеспособность.
Он обратил внимание на то, что перечень риэлторских услуг, который есть в проекте, — закрытый, из-за чего внедрение новых сервисов невозможно.
Тарифы, которые установили в 2008 году, навели порядок на рынке, стало понятно, за что риэлторы берут деньги. Но теперь излишнее регулирование не позволяет развиваться риэлторам, уверен эксперт.
Мы не можем объяснить потребителям, что кроется за формулировками перечня услуг, которые составил регулятор. Конечная цель риэлторской услуги — продать и купить недвижимость, а не непонятный набор услуг. В соседних государствах рынок сам определяет размер стоимости риэлторских услуг, они оплачиваются в процентном отношении к сделке с недвижимостью.
Опасения риэлторов вызывают проекты нового указа вместо Указа от 09.01.2006 №15 "О риэлтерской деятельности в Республике Беларусь" и постановления Совмина от 14.03.2008 № 386, которое регулирует тарифы на риэлторские услуги и порядок их применения.Риэлторские организации ожидают снижение финансовых объемов рынка на 40-60% и серьезный рост "серого" сегмента, если разработанные Министерством юстиции проекты указа президента и постановления Совмина будут приняты в нынешнем виде.
Как заявил на состоявшейся пресс-конференции председатель совета ОО "Белорусская ассоциация "Недвижимость" Анатолий Звездин, в постановлении Совмина есть и положительные моменты. Например, отказ от регулирования тарифов на операции с коммерческой недвижимостью и на услуги юридическим лицам.
"К сожалению, на этом положительные новации в проекте заканчиваются", - отметил Анатолий Звездин. По его мнению, ценовое регулирование риэлторской деятельности в Беларуси излишнее и ничего кроме вреда не приносит. Всего государство регулирует сегодня 37 тарифов на различные товары и услуги. И если с ценами на газ, на пассажирские перевозки или на почтовые услуги действия государства вполне объяснимы, то почему в перечне регулируемых услуг находятся риэлторы, никто толком объяснить не может. Более того, когда впервые были утверждены тарифы, никто даже не делал экономическое обоснование. Тарифы в буквальном смысле взяли с потолка.
Впрочем, как пояснила председатель "Союза компаний по реинжинирингу риэлтерской деятельности" Татьяна Недерева-Архипец, проблема не только в самих тарифах, но и в перечне услуг, который навязали риелторам.
"Наши клиенты готовы платить нам всего за две вещи. Первое - это за защиту имущественных прав, и второе - за получение денег, если мы говорим о стандартной сделке между покупателем и продавцом объекта недвижимости. Ни за что другое нам наши потребители платить не хотят. Они не понимают перечня услуг, который на сегодняшний день действует. Именно в этой плоскости лежит основа конфликтов с потребителями, потому что клиент просит две конкретные вещи, а мы вынуждены продавать ему непонятный перечень услуг", - пояснила Татьяна Недерева-Архипец. Ничем необоснованные тарифы на эти услуги еще больше усугубляют ситуацию.
Ныне действующий указ президент №15 принимался аж в 2006 года. За прошедшее время цифровые технологии шагнули далеко вперед, само время диктует необходимость их внедрения, однако проект нового документа не содержит ни слова об этом. Риелторам по-прежнему предписывается работать дедовскими методами - оформлять и подписывать в офисе письменный договор в двух экземплярах. Как пояснила Татьяна Недерева-Архипец, сегодняшние клиенты не хотят тратить время на визиты в агентство недвижимости и подписывание договоров. Они хотят иметь возможность максимально делать все дистанционно. Люди просто не понимают, почему в век цифровых технологий они не могут быстро получить простейшую услугу. Почему нужно куда-то ехать и подписывать договор на непонятный перечень услуг, который им даже не нужен.
В проекте указа президента также усиливаются неравные условия работы между государственными и частными субъектами хозяйствования. Если ранее без лицензии риелторскую деятельность могли осуществлять только территориальные организации по государственной регистрации недвижимого имущества, прав на него и сделок с ним, то теперь это может делать любая государственная коммерческая организация. Получается, что всем риелторам, которые работают на государство лицензия не нужна, а другим - обязательно. При этом государственным организация достаточно иметь в штате всего двух аттестованных риелторов, в то время как частным такое позволительно только при общей численности работников до 10 человек.
Впрочем, как признался председатель Союза "Конфедерация агентств недвижимости" Олег Вольштейн, к неравным условиях хозяйствования они уже давно привыкли и очередное усиление позиций государства частных риелторов не пугает.
"Если риелтор в государственной организации в 18.00 выключает свой телефон, так как его рабочий день закончился, а я на связи 24 часа в сутки, то пусть он попробует со мной поконкурировать", - заявил Олег Вольштейн.
В целом, по подсчетам самих риелторов, непродуманные действия Минюста, если проекты документов будут приняты в нынешнем виде, приведут к очень плачевным результатам для рынка в целом и для потребителей в частности.
По различным оценкам, финансовый объем рынка снизится на 40-60%. Однако это вовсе не значит, что десятки тысяч людей перестанут вдруг пользоваться услугами риелторов. Рынок просто перейдет в "серый сегмент". По оценкам экспертов, только с 2016 по 2019 год из-за непродуманной политики Минюста "серый" рынок риелторских услуг вырос с 25% до 50%.
С принятием обсуждаемых проектов нормативных документов "серый" рынок еще более усилится. Какой на этот раз будет рост, никто предсказать не берется. Отдельные игроки не исключают и такого развития событий, что рынок на 95% станет "серым". Некоторые агентства недвижимости уже сейчас думают над тем, чтобы переквалифицироваться на оказание маркетинговых и консалтинговых услуг и делать то же, что делают сейчас, только уже без всякого регулирования и по договорным ценам с клиентами. Но это крайний вариант, когда уже не останется другого выхода. Сейчас же агентства недвижимости и профессиональные сообщества продолжат и дальше работать с Министерством юстиции, пытаясь убедить его в ошибочности намеченных действий.
<...>