О необходимости предоставления заключения и отчета об оценке товара, составленного исключительно БелТПП |
По информации ОО «Минский столичный союз предпринимателей и работодателей» (далее — МССПиР) с 1 марта 2023 г. при оформлении автомобилей для личного пользования (причем независимо от года выпуска автомобиля) таможенные органы по всей стране заявляют в устном и письменном виде о необходимости предоставления заключения и отчета об оценке товара, составленного исключительно единственным исполнителем оценки — Белорусской торгово-промышленной палатой (далее — БелТПП). При этом пояснить либо предоставить законные основания выставляемых запросов и требований (номер и дату нормативного правового акта, предписывающего с 01.03.2023 для целей таможенного оформления автомобилей для личного пользования производить оценку их стоимости исключительно в БелТПП и нигде более) работники таможен отказываются.
Вместе с тем Указ Президента Республики Беларусь от 13.10.2006 № 615 «Об оценочной деятельности в Республике Беларусь» не ограничивает заказчиков оценки (владельцев имущества частной формы собственности) в выборе исполнителя для оценки стоимости своих активов. Следовательно, заказчик вправе обратиться к любому исполнителю оценки, соответствующему требованиям законодательства Республики Беларусь в области оценочной деятельности.
По мнению МССПиР, факт того, что исполнитель оценки не является структурным подразделением БелТПП, не может быть основанием для отказа таможенного органа от рассмотрения документов оценки и применения результата оценки в качестве источника определения таможенной стоимости таможенным органом (либо в целях подтверждения фактурной стоимости).
Таким образом, подобные требования и запросы, выставляемые всеми ПТО Республики Беларусь по неизвестным причинам, ограничивают права заказчиков оценки выбрать исполнителя оценки по их желанию и право на свободу заключения договора. Таможенные органы принуждают заказчиков оценки обращаться только в БелТПП и не принимают документы оценки, выданные другими исполнителями оценки (юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями).
Необходимо отметить финансовую сторону принятого решения, а именно стоимость услуг в отсутствие наличия других предложений исполнителей оценки может быть принята в любом размере.
Увеличиваются расходы по хранению автомобилей на таможенных пунктах, очередь только на проведение осмотра ТС достигает в БелТПП двух недель. Приобретатели несут ничем необоснованные расходы.
В связи с изложенным МССПиР просит МАРТ:
1. дать правовую оценку действиям органов Государственного таможенного комитета Республики Беларусь по безальтернативному принуждению заказчиков оценки товара (в частности, автомобилей для личного пользования) обращаться для оказания услуг по оценке стоимости в БелТПП с позиции законодательства о монополистической деятельности и ограничению развития конкуренции, а именно: координированию действия заказчиков услуг по оценке имущества в части приобретения таких услуг исключительно у БелТПП, которые могут привести к ограничению доступа исполнителей оценки, не являющихся структурными подразделениями БелТПП, на рынок услуг по оценке имущества (в сегменте оценки транспортных средств для личного пользования для цели таможенного оформления), а также к экономически и технологически необоснованному отказу заказчиков от заключения соответствующих договоров с исполнителями оценки, не входящими в структуру БелТПП;
2. в случае установления фактов противоправных действий сотрудников ГТК привлечь виновных лиц к ответственности, предусмотренной законодательством Республики Беларусь.