О новом правовом режиме офшоров Британских Виргинских островов

О новом правовом режиме офшоров Британских Виргинских островов |

Количество просмотров 641
Автор офшоры, офшоры, налоги, налоги, законодательство, законодательство, ВЭД ВЭД
Несмотря на ужесточенное по требованию ЕС законодательство, Британские Виргинские острова сохраняют выгодный для многих видов бизнеса правовой режим.


23 апреля 2019 года Управление международного налогообложения Британских Виргинских островов (ITA) опубликовало проект Кодекса по экономическому присутствию (Economic Substance Code). Документ является дополнением и руководством по применению закона об экономическом присутствии 2018 года (Economic Substance Act, 2018).

Ранее аналогичные рекомендации были выпущены на Багамских и Каймановых островах. Интересно сравнить новые требования, которые предъявляют к своим резидентам традиционные офшорные юрисдикции.

Офшорные группы

В конце декабря 2018 года в законодательство традиционных офшорных юрисдикций под давлением ЕС были внесены поправки, существенно ужесточающие требования к компаниям, зарегистрированным там. По степени ужесточения офшорные страны можно условно разделить на три группы.

Первая группа — это по большей части британские владения: Британские Виргинские острова (далее - BVI), Бермуды, Каймановы острова, Ангилья, Теркс и Кайкос, острова Мен, Гернси и Джерси, а также Багамы и Барбадос.

Требования по сабстанс (то есть реальному экономическому присутствию компании в офшоре) здесь самые строгие, а санкции за их невыполнение — самые жесткие, от $300 тыс. штрафа до вычеркивания компании из реестра.

Вводится понятие «релевантной деятельности» (финансы и некоторые другие «географически мобильные» бизнесы) и определяются требования о существенном присутствии к компаниям, занимающимся такой деятельностью.

Вторая группа юрисдикций — независимые тропические страны, такие как Белиз, остров Нэвис, Сейшелы, Маршалловы острова, а также Маврикий (с рядом особенностей).

Здесь существенное присутствие требуется только для лицензируемой деятельности. Нерезидентные компании (офшоры) приравняли формально к местным, как в свое время сделали на Кипре, и ограничились введением территориального принципа налогообложения: налоги берутся только с доходов, полученных в стране. Такая же система действует, например, в Сингапуре и Гонконге.

Государства третьей группы — это Доминика, Гренада и Макао — решили полностью отказаться от офшорного режима.

BVI как модельная юрисдикция

Рассмотрим особенности новых требований на Британских Виргинских островах как наиболее популярной юрисдикции и с учетом опубликованного проекта Кодекса по экономическому присутствию.

Сразу отметим, что требования о сабстанс применяются только к компаниям и товариществам с ограниченной ответственностью, ведущим особые виды экономической деятельности, далее по тексту ОВЭД. Таких видов девять: банковский и страховой бизнес, управление фондами, финансово-лизинговый бизнес, деятельность в качестве штаб-квартиры, судоходный бизнес, холдинговый бизнес, деятельность в сфере интеллектуальной собственности, деятельность в качестве центра дистрибуции и обслуживания.

Компании, ведущие один из этих видов деятельности, будут обязаны организовать на BVI «достаточный», то есть соответствующий размеру бизнеса, уровень экономического присутствия:

  • управление компанией и основная приносящая доход деятельность должны осуществляться на BVI;
  • компания должна иметь на BVI офис и персонал, число и квалификация которого соответствуют ее деятельности, и нести соответствующие расходы;
  • компания должна отчитываться о финансовой деятельности.

Если компания является налоговым резидентом другой юрисдикции, даже и безналоговой, требования о сабстанс на BVI на нее не распространяются.

Стоит отметить, что для компаний, ведущих банковскую и страховую деятельность или управляющих фондами, мало что изменится. Эти виды бизнеса строго лицензируемые, они и ранее требовали какого-то присутствия на BVI для получения лицензии.

Финансово-лизинговый бизнес. Компании, предоставляющие кредиты другим компаниям, могут попасть под требования о сабстанс. Однако в проекте кодекса отмечено, что к компаниям, предоставляющим займы лишь время от времени в рамках своей другой экономической деятельности, такие требования не применяются. Также в соответствии с кодексом не является ОВЭД и сдача в аренду транспортных средств, включая суда, и оборудования.

Деятельность в качестве штаб-квартиры. Клиенты из ЕАЭС, если и имеют реальные штаб-квартиры за рубежом, то это, скорее всего, Кипр или другая европейская юрисдикция. Так что данный вид деятельности к большинству наших клиентов отношения не имеет.

Судоходный бизнес. В соответствии с кодексом, не попадают под новые требования суда длиной менее 24 м, а также рыболовецкие суда и частные яхты (pleasure ships) без ограничения размера.

Морская транспортировка грузов или пассажиров и даже продажа билетов на морские суда являются, вообще говоря, особыми видами деятельности. Однако, если перевозятся грузы собственного производства или турагент продает билеты на круизы, такая деятельность не является ОВЭД.

Холдинговый бизнес. В кодексе указывается, что компания признается чисто холдинговой, только если ее единственным активом является участие в капитале других компаний. Наличие другого бизнеса или любых других инвестиций выведет компанию за пределы этого определения. Более того, кодекс предполагает возможность использования регистрационного агента компании и его офиса в качестве достаточного существенного присутствия для пассивных холдинговых компаний. Так что если вы используете компанию BVI только в качестве акционера своей же компании в другой юрисдикции, вам не о чем беспокоиться.

Деятельность в сфере интеллектуальной собственности. Этому виду деятельности уделяется особое внимание. Похоже, что возможность для таких корпораций, как Facebook, Amazon, Google или Apple, не платить налоги нигде в мире и явилась основной причиной претензий к офшорным юрисдикциям. Клиентам, ведущим такого рода деятельность, рекомендуем срочно получить консультацию у специалистов.

Деятельность в качестве центра дистрибуции и обслуживания. Хорошая новость: определение относится только к тем компаниям, которые оказывают такие услуги внутри группы аффилированных компаний, то есть связанных отношениями «дочерняя — материнская» или наоборот. Если в бизнесе участвуют формально независимые компании, новые требования их не коснутся. Кроме того, как и в случае с займами или перевозками, эпизодическое осуществление дистрибьюторской деятельности дополнительно и в помощь другой основной деятельности не попадает под регулирование.

Выводы и рекомендации

Большинства «обычных» офшорных компаний (торговые компании или компании-кошельки) новые требования не коснутся.
От всех клиентов потребуется дополнительная отчетность, подтверждающая или опровергающая принадлежность к одному из ОВЭД.
Все компании должны определиться со своим статусом до 30 июня 2019 года.
В зоне риска — холдинговые компании и выдача кредитов. В зоне особого риска — судоходный бизнес и деятельность, связанная с интеллектуальной собственностью.
Подход регулятора BVI, судя по проекту кодекса, прагматичный и реалистичный. Поэтому даже если среди видов деятельности компаний и есть особые, попадающие под регулирование, но они являются эпизодическими или вспомогательными, новые законы не должны привести к дополнительным требованиям.
Что важно для компаний ОВЭД, попадающих в зону риска? Прежде всего:

  • выполнение требований о сабстанс,
  • организация налогового резидентства в другой стране, в том числе и с нулевым налогообложением,
  • редомициляция в другую страну (соседние острова или «белые» юрисдикции),
  • регистрация новой компании в более дружественной юрисдикции.

В заключение повторим, что все не так страшно. В большинстве случаев новые законы придают офшорным компаниям новый оншорный статус, и тем самым существенно расширяется сфера применения теперь уже, можно сказать, бывших офшоров.

Гораздо более серьезные вызовы для нерезидентных компаний содержатся в ужесточающихся требованиях банков, а также в грядущем формировании централизованных реестров бенефициаров, в том числе и на BVI. Но это уже отдельная тема.

Автор: Сергей Нестеренко, директор по развитию бизнеса Hill Consulting

Подготовлено по материалам Bloomberg и  pro.rbc.ru

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. О Комплексном плане мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров

С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

2. О проекте "Стратегии" привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года

Проект постановления Совмина Республики Беларусь «Об утверждении Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года» разработан во исполнение пункта 6 Плана действий на 2020 год по созданию условий для развития экономики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год». Обратите внимание на список приоритетов в проекте.

3. Нацбанк о новой системе исполнения денежных обязательств АИС ИДО

Важно понимать, что сама АИС ИДО никаких денег ни с каких счетов не списывает. Это информационная аналитическая система. Безналичные расчеты, как и ранее, осуществляются непосредственно в банках. Денежные средства списываются банками на основании поступившей из АИС ИДО информации о платежных требованиях взыскателей и платежных поручений самих плательщиков.

4. Резюме по вопросам денежно-кредитной политики, рассмотренным на расширенном заседании Правления Нацбанка

Задачи на 2020 год рассмотрены на расширенном заседании Правления Нацбанка Беларуси, которое состоялось 23 января 2020 года. Динамика кредитования экономики в настоящее время во многом определяется платежеспособным спросом со стороны предприятий реального сектора. В целом обеспечивается баланс между экономической активностью и величиной системных рисков. Такие подходы к кредитованию экономики будут реализованы и в 2020 году.

5. Как изменится размер сбора за обезвреживание отходов тары и упаковки в 2020 году

Совет министров Республики Беларусь постановлением от 16.01.2020 № 24 внес изменения в размеры платы, которую производители и поставщики вносят за организацию сбора, обезвреживания отходов упаковки.

6. Постановление Совмина от 14.01.2020 № 16 по-новому регулирует курьерские услуги

В связи с тем, что предельный вес посылок, пересылаемых пользователями курьерских услуг, составляет 50 килограммов, внесена корректировка в Правила оказания курьерских услуг, утвержденные постановлением № 767. Вес определен с учетом технических возможностей операторов почтовой связи по обработке и перемещению таких почтовых отправлений.