О выплате (перечислении) заработной платы: письмо Нацбанка от 16.01.2020 № 19-23/21

О выплате (перечислении) заработной платы: письмо Нацбанка от 16.01.2020 № 19-23/21 |

Автор пресс-служба Национального банка Республики Беларусь пресс-служба Национального банка Республики Беларусь
Количество просмотров 547
Автор АИС ИДО, АИС ИДО, оплата труда, оплата труда, подоходный налог подоходный налог

В целях соблюдения требований актов законодательства, регулирующих одновременность представления в банки и исполнения платежных инструкций субъектов предпринимательской деятельности на уплату подоходного налога, страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (далее – бюджет фонда) при выплате (перечислении) денежных средств на оплату труда, Национальный банк сообщает следующее.

С 1 января 2020 г. в республике начала функционировать автоматизированная информационная система исполнения денежных обязательств (АИС ИДО), созданная в целях реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2018  № 414 ”О совершенствовании безналичных расчетов“ (далее – Указ № 414), в том числе для осуществления плательщиками платежей в бюджет в случае недостаточности денежных средств на счетах в банках и электронных денег в электронных кошельках для исполнения в полном объеме обязательств перед бюджетом.

В целях реализации данного требования согласно пункту 21 Инструкции о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66, платежные поручения на перечисление платежей в бюджет принимаются банком-отправителем независимо от наличия на счете плательщика денежных средств, необходимых для исполнения таких платежных поручений в полном объеме.

При недостаточности на счете плательщика денежных средств, необходимых для исполнения платежного   поручения на перечисление платежей в бюджет в полном объеме, банк-отправитель направляет данное платежное поручение в АИС ИДО.

Одновременно следует отметить, что согласно Указу Президента Республики Беларусь от 07.02.2006 № 71 ”О мерах по обеспечению своевременной уплаты подоходного налога с физических лиц и отдельных страховых взносов“ (далее – Указ № 71) банк выдает юридическим лицам (за исключением организаций, финансируемых из бюджета через главные управления Министерства финансов по областям и г. Минску), индивидуальным предпринимателям или перечисляет с их счетов денежные средства для оплаты труда в расчете за месяц при одновременном представлении банку платежных инструкций на перечисление подоходного налога и платежей в бюджет фонда, кроме случаев, предусмотренных законодательными актами, либо справок об отсутствии или исполнении обязательств по указанным платежам.

В соответствии с требованиями пункта 12 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 40 (далее – Указ № 40), плательщики при получении (перечислении) денежных средств на оплату труда одновременно представляют в банки платежные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения в подлежащей уплате сумме независимо от наличия денежных средств на счете либо справку.

Данные требования Указа № 71 и Указа № 40 отражены в Инструкции о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях в очередности, установленной законодательством, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 63 (далее – Инструкция № 63).

В соответствии с пунктом 52 Инструкции № 63 банк выдает субъекту предпринимательской деятельности или перечисляет с его текущего счета заработную плату в расчете за месяц при одновременном представлении им в банк платежных поручений на перечисление подоходного налога и обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда. Указанные платежи производятся банками одновременно (пункт 54 Инструкции № 63).

Согласно пункту 55 данной Инструкции при отсутствии, исполнении или ненаступлении срока исполнения обязательств по перечислению подоходного налога, страховых взносов в бюджет фонда субъекты предпринимательской    деятельности    при    получении    (перечислении) заработной платы в расчете за месяц вместо платежных поручений на перечисление указанных платежей в соответствии с законодательством представляют в банки справки об отсутствии или исполнении обязательств по указанным платежам. Платежные поручения на перечисление страховых взносов в бюджет фонда либо справка об отсутствии или исполнении обязательств в соответствии с законодательством представляются субъектом предпринимательской деятельности в банк при каждой выдаче или перечислении с его текущего счета денежных средств на заработную плату.

Учитывая изложенное, просим при выдаче (перечислении) субъектам предпринимательской деятельности денежных средств на оплату труда руководствоваться требованиями вышеназванных актов законодательства в части соблюдения одновременности исполнения платежных инструкций субъектов предпринимательской деятельности на уплату подоходного налога, страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда при выплате (перечислении) денежных средств на оплату труда.

В связи с чем считаем необходимым банкам провести разъяснительную работу с клиентами о необходимости контролирования последними остатка денежных средств на своем текущем (расчетном) банковском счете для представления в банк платежных инструкций на выплату (перечисление) денежных средств на оплату труда, а также на уплату подоходного налога, страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда пропорционально остатку денежных средств на счете и исполнения в полном размере, в целях соблюдения требований Указа № 71 и Указа № 40.

 

 

 

 

 

 

 

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Меры по нейтрализации последствий многоуровневого внешнего шока для Республики Беларусь

Адекватность мер реагирования зависит от целого ряда параметров состояния страны. Слепое копирование зарубежного опыта без учета особенностей нашей страны может лишь усугубить кризисные явления. Поэтому выбор мер для нейтрализации системного, структурного кризиса в Беларуси необходимо осуществлять с учетом описанных в статье факторов.

2. Оплата QR-кодом как альтернатива эквайрингу

Метод оплаты без использования терминала, при помощи QR-кода будет интересен интернет-магазинам, кафе, парикмахерским, такси, любым торговым/сервисным предприятиям, а также самозанятым гражданам (ремесленникам). Оплата QR-кодом позволяет бизнес-клиентам принимать платежи без установки терминалов, а их покупателям – оплачивать товары и услуги в один клик - отсканировав QR-код при помощи смартфона!

3. Приостановка действия базового документа еврозоны не окажет значимой поддержки евровалюте

На горизонте нескольких месяцев, в случае необходимости продления карантина, рост финансовой нагрузки на государства может вылиться в долговой кризис, что, напротив, ускорит падение к уровням 2015-2017 годов - ниже 1,05 евро за доллар. Если цены на нефть останутся на низком уровне, то на среднесрочном горизонте Европа сможет рассчитывать на положительный эффект от низких цен на энергоносители. В этом случае повысится вероятность укрепления евро.

4. Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы

Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы. Об этом сегодня журналистам в парламенте сообщил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. В свою очередь заместитель председателя правления Национального банка Сергей Калечиц прокомментировал возможность предоставления кредитных каникул предприятиям. Пакет мер предусматривает временные послабления для банков с точки зрения требований по управлению рисками.

5. МОТ прогнозирует уровень безработицы. S&P говорит о дефолтах

Около 25 млн человек могут остаться без работы из-за пандемии коронавируса, если правительства стран не отреагируют, говорится в заявлении Международной организации труда (МОТ). В S&P прогнозируют рост корпоративных дефолтов в США и Европе на 10% в текущем году. Ущерб кредитоспособности нанесут падение денежного потока, более жесткие условия финансирования и обвал цен на нефть, считают аналитики.

6. Прогноз: Украину ждет падение ВВП на 4−9% и курс 30−35 грн/USD

Этот прогноз базовый, но то, как развивается ситуация сейчас, свидетельствует, что он может оказаться оптимистическим. ВВП Украины может упасть в этом году на 9%, если карантин будет продлен до июня-июля. В таком случае гривня подешевеет к доллару до 35 грн/USD. Падение на 9% - это такое же падение, как было в Украине в 2015 году.