Об изменениях в порядке выплат за создание и использование служебных объектов права промышленной собственности |
Государственным комитетом по науке и технологиям Республики Беларусь подготовлен проект постановления Совета Министров Республики Беларусь «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь от 6 марта 1998 г. № 368 и от 23 декабря 1998 г. № 1957» (далее — постановление). Предусмотрено вступление его в силу 13 ноября 2023 г.
Подготовка проекта постановления также осуществлена в целях:
· совершенствования правового регулирования отношений, связанных с созданием (выявлением и усовершенствованием), правовой охраной и использованием служебных объектов права промышленной собственности с учетом правоприменительной практики;
· обеспечения условий для стимулирования создания (выявления и усовершенствования) и использования объектов права промышленной собственности в рамках реализации положений Государственной программы инновационного развития Республики Беларусь на 2021–2025 годы, утвержденной Указом Президента Республики Беларусь от 15 сентября 2021 г. № 348, и п. 26 плана мероприятий по реализации Стратегии Республики Беларусь в сфере интеллектуальной собственности до 2030 года, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.11.2021 № 672.
Подпунктом 1.1 п. 1 проекта постановления предусмотрено внесение изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 06.03.1998 № 368 «Об утверждении Положения о стимулировании создания и использования служебных объектов права промышленной собственности», в том числе изложение Положения о стимулировании создания и использования служебных объектов права промышленной собственности, утвержденного этим постановлением (далее — Положение о стимулировании), в новой редакции.
В соответствии с Законом Республики Беларусь от 13.04.1995 № 3725-XII «О патентах на сорта растений» (далее — Закон № 3725-XII) сорт растения, в том числе служебный, может быть не только создан, но и выявлен и усовершенствован. В этой связи название Положения о стимулировании после слова «создания» дополняется словами «(выявления и усовершенствования)». Аналогичные добавления предусмотрены по всему тексту проекта Положения о стимулировании.
Концептуальные изменения Положения о стимулировании обусловлены гармонизацией в Законе № 3725-XII, Законах Республики Беларусь от 07.12.1998 № 214-З «О правовой охране топологий интегральных микросхем» и 16.12.2002 № 160-З «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы» подходов к регулированию отношений, связанных с созданием и использованием служебных объектов права промышленной собственности.
Так, проектом Положения о стимулировании предусмотрено, что:
1) выплата вознаграждения (компенсации) за создание (выявление и усовершенствование) и использование всех служебных объектов права промышленной собственности автору (соавторам) и лицам, содействующим такому созданию и (или) использованию, осуществляется их нанимателем, за исключением случаев, определенных в ч. 2 п. 11 проекта Положения о стимулировании.
В настоящее время согласно Положению о стимулировании в случае уступки нанимателем исключительного права на служебный объект обязанность по выплате вознаграждения переходит к приобретателю этого права. Такой подход означает, что обязанность по выплате вознаграждения автору служебного объекта выступает в качестве обременения исключительного права на такой объект, что по сути осложняет оборот прав на служебные объекты, затрудняя определение цены приобретения соответствующего исключительного права.
Однако, например, в Российской Федерации в случае передачи работодателем иному лицу исключительного права на служебное изобретение, служебную полезную модель, служебный промышленный образец работодатель выплачивает работнику, являющемуся автором таких изобретения, полезной модели, промышленного образца, вознаграждение в размере 15 % вознаграждения работодателя, предусмотренного соответствующим договором. При этом работник (автор) теряет в дальнейшем право на получение вознаграждения.
Аналогичный подход заложен и в Законе Республики Казахстан от 31.10.2015 № 381-V ЗРК «О коммерциализации результатов научной и (или) научно-технической деятельности».
Таким образом, закрепление обязанности по выплате вознаграждения (компенсации) за нанимателем представляется справедливым, поскольку: во-первых, получение такой выплаты является безусловным правом автора-работника именно служебного объекта права промышленной собственности; во-вторых, все иные имущественные права на созданный им объект принадлежат по общему правилу нанимателю, и выплата вознаграждения (компенсации) автору является своего рода компенсацией за ту выгоду, которую получает не автор, а наниматель от созданного автором служебного объекта; в третьих, в случае заключения нанимателем договора уступки исключительного права к новому обладателю не будет переходить обременение по выплате вознаграждения, что облегчит оборот имущественных прав на объекты права промышленной собственности и будет стимулировать их использование, но при этом автор (соавторы), а также лица, содействующие созданию служебного объекта, получат справедливое вознаграждение от суммы заключенного договора уступки исключительного права.
Исключение из этого правила в проекте Положения о стимулировании составят только случаи, вытекающие из норм Указа Президента Республики Беларусь от 07.09.2009 № 441 «О дополнительных мерах по стимулированию научной, научно-технической и инновационной деятельности» (далее — Указ № 441);
2) в случае, если наниматель не получит патент (свидетельство) по поданной им заявке по зависящим от него причинам, в отношении любого служебного объекта выплачивается компенсация (в действующей редакции в отношении сорта растения выплачивается вознаграждение, что вызывает определенную путаницу).
В проекте Положения о стимулировании сохраняется норма о том, что вознаграждение (компенсация) за создание (выявление и усовершенствование) служебного объекта и вознаграждение за его использование выплачиваются его автору (соавторам) и лицам, содействующим его созданию (выявлению и усовершенствованию) и (или) использованию.
Следует отметить, что в Указе № 441, Законах Республики Беларусь «О патентах на сорта растений», «О правовой охране топологий интегральных микросхем», «О патентах на изобретения, полезные модели, промышленные образцы», Законе Республики Беларусь от 10.07.2012 № 425-З «О государственной инновационной политике и инновационной деятельности» субъектами, которым выплачивается вознаграждение, поименованы только авторы (соавторы). Однако согласно действующему Положению о стимулировании указанные вознаграждения (компенсация) также выплачивается лицам, содействующим созданию и использованию служебного объекта.
Вопрос о необходимости выплаты вознаграждения (компенсации) лицам, содействующим созданию и использованию служебного объекта, рассматривался в рамках опроса заинтересованных государственных органов и организаций. По результатам такого опроса более половины заинтересованных поддержали сохранение стимулирующих выплат для лиц, содействующих созданию и использованию служебного объекта, поскольку, по их мнению, вероятность создания современных объектов интеллектуальной собственности и их использования исключительно силами автора минимальна. Изъятие из системы мер стимулирования указанных лиц противоречит современному состоянию развития науки, технологий и производительных сил в целом.
Кроме того, в проекте Положения о стимулировании сохраняется норма о том, что вознаграждение за создание служебного объекта выплачивается только за первый патент (свидетельство), полученный на этот объект. Это обусловлено тем, что у нанимателя имеется возможность получить охранные документы на один и тот же служебный объект в нескольких странах (например, патент на изобретение Республики Беларусь и Евразийский патент, действующий на территории стран — членов Евразийской патентной конвенции от 9 сентября 1994 года). В случае получения патента на один и тот же служебный объект в нескольких странах вознаграждение будет выплачиваться не за несколько, а только за один патент (свидетельство), причем за тот, который получен первым во времени.
Также в проекте Положения о стимулировании сохраняется норма о том, что вознаграждение за использование объекта права промышленной собственности исчисляется на протяжении всего периода предоставления правовой охраны этому объекту права промышленной собственности. Данная норма имеет практическое значение и была включена в Положение о стимулировании в связи с возникающими у заинтересованных лиц по данному поводу вопросами. Данная норма направлена на то, что, пока действует охранный документ (патент, свидетельство) либо сохраняются в тайне служебное изобретение, полезная модель, промышленный образец, топология интегральной микросхемы (далее — топология), сорт растения, автор и лица, содействующие использованию служебного объекта, имеют право на получение вознаграждения.
Кроме того, в связи с возможностью получения положительного эффекта от различных способов использования служебного объекта перечень действий, подпадающих под понятие «использование служебного объекта», увеличен, а также сделан открытым.
Вместе с тем из указанного перечня исключена норма о том, что вознаграждение за использование служебного объекта выплачивается в случае, если наниматель примет решение о передаче права на получение патента (свидетельства) другому лицу. Представляется, что это единовременное вознаграждение, и оно должно выплачиваться либо за создание, либо за использование. По аналогии с подходом, применяемым в Российской Федерации (Правила выплаты вознаграждения за служебные изобретения, служебные полезные модели, служебные промышленные образцы, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 16.11.2020 № 1848), предлагается в случае, если наниматель примет решение о передаче права на получение патента (свидетельства) другому лицу, выплачивать вознаграждение за создание, поскольку на данном этапе нельзя говорить об использовании служебного объекта.
Проектом Положения о стимулировании также конкретизированы субъекты, между которыми должен заключаться договор, определяющий размеры вознаграждения или компенсации, а также условия и порядок их выплаты, не установленные в Положении о стимулировании.
В проекте Положения о стимулировании устраняется пробел, связанный с отсутствием нормы о документе, подтверждающем факт создания служебных объектов в случае передачи права на получение патента.
В связи с возникающими на практике вопросами проектом Положения о стимулировании конкретизируется норма, касающаяся документа, подтверждающего факт использования служебного объекта (акт сдачи-приемки продукта).
Следует отметить, что в настоящее время Положением о стимулировании предусмотрена возможность применения понижающего коэффициента (0,25 к размеру вознаграждения) при выплате вознаграждения за создание и использование полезной модели, промышленного образца, топологии, а также служебных изобретения, полезной модели, промышленного образца, топологии, если наниматель примет решение о сохранении их в тайне или не получит патент по поданной им заявке на выдачу патента на сорт растения по зависящим от него причинам. При выплате компенсации за создание полезной модели, промышленного образца, топологии наниматель также вправе применить понижающий коэффициент (0,25 к размеру компенсации).
Однако данные нормы не являются актуальными, поскольку ранее в Положении о стимулировании были установлены одинаковые минимальные размеры вознаграждения и компенсации за создание служебного объекта, независимо от его значимости (например, за создание полезной модели был установлен такой же минимальный размер вознаграждения, как и за создание изобретения, к которому предъявляются более высокие требования к уровню новизны и изобретательскому уровню).
В действующей редакции Положения о стимулировании размеры вознаграждения (компенсации) дифференцированы и установлены уже с учетом применения указанного коэффициента (12,5 базовой величины за изобретение и 10 — за иные объекты).
Кроме того, заинтересованными неоднократно высказывалось сомнение в целесообразности установления понижающих коэффициентов и практическом их применении.
СПРАВОЧНО
Данная позиция была высказана, в частности Министерством по налогам и сборам Республики Беларусь, Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, Министерством промышленности Республики Беларусь, Министерством сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь, Министерством спорта и туризма Республики Беларусь, Министерством транспорта и коммуникаций Республики Беларусь, Национальным центром законодательства и правовых исследований Республики Беларусь.
Ни в Российской Федерации, ни в Республике Казахстан понижающие коэффициенты не установлены. Однако предусмотрены разные размеры вознаграждения для изобретений и полезных моделей, промышленных образцов.
В этой связи нормы, предусматривающие возможность применения понижающего коэффициента к размеру вознаграждения (компенсации), из Положения о стимулировании исключены.
В целях максимального стимулирования авторов (соавторов) и лиц, содействующих использованию служебных объектов, в проекте Положения о стимулировании в качестве базы для исчисления вознаграждения за использование служебного объекта предложена прибыль, приходящаяся на служебный объект и остающаяся после уплаты налогов, других обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты, в том числе государственные целевые бюджетные фонды, бюджеты государственных внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.
При этом размер вознаграждения от прибыли предусмотрен аналогичный размеру, установленному в Положении о стимулировании в настоящее время.
Кроме того, проектом Положения о стимулировании предусмотрено, что, если положительный экономический эффект от использования служебного объекта не выражен в прибыли, минимальный размер вознаграждения за использование служебного объекта составляет 30 базовых величин автору (соавторам) и 10 базовых величин лицам, содействующим использованию служебного объекта, за полный год его использования.
В целях конкретизации Положения о стимулировании норма, касающаяся минимального размера вознаграждения в случае заключения лицензионного договора, договора уступки, договора о ноу-хау или иного договора в отношении служебного объекта, выделена в отдельный пункт и отграничена от нормы, касающейся минимальных размеров вознаграждения при заключении лицензионного договора и договора о ноу-хау, установленных для отдельных случаев.
Такие случаи учитывают нормы Указа № 441, а также необходимость стимулирования использования служебных объектов, созданных и (или) используемых в процессе осуществления инновационной деятельности.
Пункт 10 Положения о стимулировании содержит условие, при котором размер вознаграждения в отношении полезных моделей может быть увеличен. Вместе с тем законы в области права промышленной собственности позволяют законодательно устанавливать только минимальный размер вознаграждения. Таким образом, Положение о стимулировании, ограничивающее размер вознаграждения, не соответствует законодательным предписаниям. В связи с этим указанную норму предлагается исключить из Положения о стимулировании.
С учетом поступающих запросов разъяснить порядок выплаты вознаграждения руководителю организации предлагается внести в Положение о стимулировании уточнение, согласно которому решение о выплате вознаграждения руководителю организации, являющемуся автором (соавтором) или лицом, содействующим созданию и (или) использованию служебного объекта, осуществляется такой организацией по согласованию с собственником имущества этой организации либо уполномоченным им органом (организацией).
Подпунктом 1.2 п. 1 проекта постановления предусматривается внесение изменений в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 23.12.1998 № 1957 «Об утверждении Положения о служебных объектах права промышленной собственности», в том числе изложение Положения о служебных объектах права промышленной собственности, утвержденного этим постановлением (далее — Положение об объектах), в новой редакции.
Положение об объектах дополнено нормами, касающимися служебных сортов растений.
Принятие постановления не повлечет негативных социальных, финансово-экономических, экологических последствий, изменения величины доходов, расходов, величины средств по источникам финансирования дефицита (направлениям использования профицита) республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов внебюджетных фондов, изменение величины расходов физических лиц, доходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Принятие постановления может повлечь изменения величины расходов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и доходов физических лиц в связи с исключением возможности применения понижающего коэффициента к размеру вознаграждения. Вместе с тем спрогнозировать количество созданных служебных объектов права промышленной собственности, в отношении которых мог бы быть применен указанный коэффициент, не представляется возможным.
Принятие постановления не приведет к установлению избыточных обязанностей (обязанность по выплате вознаграждения за создание и использование служебных объектов предусмотрена законодательством в настоящее время), запретов и ограничений, необоснованных расходов для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Указанные расходы будут являться обоснованными, поскольку создание служебных объектов, в которых заинтересован наниматель, может способствовать достижению для него положительного экономического эффекта.
<...>