Об изменениях в регулировании и отчетности на рынке ценных бумаг |
27 апреля подписан Указ № 126, направленный на реализацию положений Закона от 18.07.2022 № 197-З "Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг", развитие рынка ценных бумаг, ужесточение требований к эмитентам облигаций и усиление защиты интересов инвесторов — владельцев облигаций.
Указом вводится необходимость проведения экспертизы оценки имущества, залогом которого обеспечивается исполнение обязательств по облигациям. До полного исполнения обязательств по облигациям ограничивается возможность расторжения или изменения договоров о предоставлении поручительства, о страховании ответственности эмитента и о выдаче банковской гарантии.
Также предусмотрено право юридических и физических лиц самостоятельно совершать сделки с ценными бумагами на фондовой бирже. Кроме того, иностранные профучастники допускаются к биржевым торгам.
В настоящее время уже подготовлен проект постановления Министерства финансов Республики Беларусь «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь», который вносит изменения в ряд ведомственных постановлений по вопросам рынка ценных бумаг.
В частности, проектом с целью приведения в соответствие с Законом Республики Беларусь от 18.07.2022 № 197-З «Об изменении законов по вопросам рынка ценных бумаг» (далее — Закон № 197-З) планируется корректировка следующих постановлений Министерства финансов:
· от 05.04.2016 № 18 «Об установлении формы требования (предписания) об устранении нарушений законодательства о ценных бумагах» (далее — Постановление № 18);
· от 05.04.2016 № 19 «Об утверждении Инструкции о порядке приостановления совершения и (или) исполнения сделок с ценными бумагами в торговой системе организатора торговли ценными бумагами и (или) обращения ценных бумаг на неорганизованном рынке и порядке выдачи предписаний о наложении (снятии) ограничений по распоряжению ценными бумагами» (далее — Постановление № 19);
· от 05.04.2016 № 20 «Об установлении требований финансовой достаточности и квалификационных требований» (далее — Постановление № 20);
· от 13.06.2016 № 43 «О раскрытии информации на рынке ценных бумаг» (далее — Постановление № 43);
· от 05.09.2016 № 80 «О предоставлении конфиденциальной информации на рынке ценных бумаг» (далее — Постановление № 80).
С целью приведения названных постановлений в соответствие с Законом № 197-З предусматриваются следующие изменения.
Из Постановления № 18 исключаются положения, отсылающие к полномочиям Министерства финансов по надзору на рынке ценных бумаг, которые Законом № 197-З исключены из Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 231-З).
В связи с предоставлением эмитентам-нерезидентам права эмитировать ценные бумаги в соответствии с законодательством Республики Беларусь в Постановление № 19 вносятся изменения, направленные на возможность выдачи предписаний также и в отношении таких ценных бумаг.
Согласно положениям проекта Указа «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» (далее — проект Указа) предусматривается возможность отстранения от участия в торгах ценными бумагами или участия в размещении и (или) обращении ценных бумаг не только профессиональных участников рынка ценных бумаг (далее — профучастники), но и других лиц, которые могут быть допущены к торгам ценными бумагами или к участию в размещении и (или) обращении ценных бумаг. В связи с этим Проектом постановления предусматривается возможность отстранения от участия в торгах ценными бумагами или от участия в обращении ценных бумаг, а также возобновления допуска к участию в торгах ценными бумагами или к участию в обращении ценных бумаг, не только в отношении профучастников, но и в отношении других лиц, допущенных к торгам, не являющихся профучастниками.
С учетом изменений, внесенных Законом № 197-З в Закон № 231-З, требования финансовой достаточности к профучастникам, установленные Постановлением № 20, не должны распространяться на ОАО «Банк развития Республики Беларусь» наряду с профучастниками, являющимися банками или небанковскими кредитно-финансовыми организациями.
Кроме того, в связи с падением деловой активности на рынке ценных бумаг, выражающейся в снижении доходов небанковских профучастников, снижаются требования финансовой достаточности к ним.
На основании ч. 11 ст. 28 Закона № 231-З (в ред. Закона № 197-З) Инструкция о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг, утвержденная Постановлением № 43 (далее — Инструкция № 43), дополняется п. 231.
Для реализации положений ч. 14 ст. 28 Закона № 231-З (в ред. Закона № 197-З) форма 4 «Информация о деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг» согласно приложению к Инструкции № 43 дополняется разделом «Сведения о бенефициарных и иных владельцах профучастника, не являющегося банком, небанковской кредитно-финансовой организацией».
Для реализации обновленных положений ч. 1 ст. 58 Закона № 231-З (в ред. Закона № 197-З) п. 23 Инструкции № 43 излагается в новой редакции.
Кроме того, с целью оптимизации представляемой отчетности исключается форма 2 «Информация об аффилированных лицах» и одновременно вносятся изменения в п. 2 формы 1 «Информация об акционерном обществе и его деятельности» (далее — форма 1), позволяющие осуществлять сбор информации о руководящих работниках акционерного общества, членах совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии (ревизора) с указанием информации о принадлежащим им акциям (при их наличии) вне зависимости от обладания указанными лицами акциями данного открытого акционерного общества, что позволит Департаменту по ценным бумагам и территориальным органам Министерства финансов по ценным бумагам осуществлять контроль на рынке ценных бумаг после прекращения представления открытыми акционерными обществами информации об их аффилированных лицах. Соответствующие изменения внесены также в порядок заполнения п. 2 формы 1 (пункт 251 Инструкции № 43).
В целях оптимизации представляемой участниками рынка ценных бумаг периодической отчетности принято решение о прекращении представления эмитентами и профучастниками информации, которая раскрывается указанными лицами публично (бухгалтерские балансы, отчеты о прибылях и убытках).
В целях аккумулирования информации, представляемой эмитентами облигаций, предусматривается введение новой формы для представления эмитентами облигаций основных сведений об эмитенте, включая отдельные показатели его финансово-хозяйственной деятельности, что позволит исключить представление дополнительного документа в виде информации об аудиторском заключении по бухгалтерской и (или) финансовой отчетности.
Также для обеспечения непрерывности учета изменений в составе сведений о владельцах ценных бумаг ч. 2 подп. 13.1 п. 13 дополняется нормой, согласно которой в случае, если в течение предыдущего операционного дня изменения в составе сведений, отраженных в форме 21, не произошли, информация представляется в составе сведений, отраженных в форме 21, с нулевыми показателями.
В целях обеспечения актуальности раскрываемой эмитентом, являющимся хозяйственным обществом, информации о совершении крупной сделки, а также о совершении сделки, в отношении которой имеется заинтересованность аффилированных лиц эмитента, в случае внесения изменений в условия таких сделок предусматривается раскрытие эмитентом информации о вносимых изменениях.
Предусматривается обязанность эмитента облигаций в случае неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по облигациям не позднее 5-го числа каждого месяца, следующего за месяцем, в котором произошел факт неисполнения (ненадлежащего исполнения) обязательств по облигациям, раскрывать информацию о ходе исполнения таких обязательств по состоянию на последний календарный день отчетного месяца (до исполнения обязательств в полном объеме) по форме 7 «Информация о ходе исполнения не исполненных своевременно обязательств по облигациям» согласно приложению к Инструкции № 43.
В рамках проводимой работы по обеспечению соответствия законодательства о рынке ценных бумаг Республики Беларусь основным принципам Международной организации комиссий по ценным бумагам проект постановления содержит норму, предусматривающую обязательство участников рынка ценных бумаг, бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту в соответствии с законодательством, раскрывать информацию о замене лица, осуществляющего проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности (за исключением случая замены указанного лица, осуществившего в полном объеме исполнение своих обязательств по договору на проведение обязательного аудита годовой бухгалтерской и (или) финансовой отчетности).
В целях повышения достоверности оценки объема принятых обязательств эмитента облигаций Инструкция № 43 дополняется нормой о том, что юридическое лицо Республики Беларусь, являющееся получателем средств в виде кредитов, займов (в случае размещения облигаций, эмитируемых эмитентом-нерезидентом за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранных государств в целях направления таких средств этому юридическому лицу Республики Беларусь в виде кредитов, займов), либо осуществившее эмиссию облигаций за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранных государств, раскрывает информацию об эмиссии облигаций за пределами Республики Беларусь в соответствии с законодательством иностранных государств путем представления сведений по форме 8 «Информация об эмиссии облигаций за пределами Республики Беларусь» согласно приложению к Инструкции № 43 в десятидневный срок с даты начала размещения облигаций на территории иностранного государства.
Предусматривается дополнение Инструкции № 43 п. 101, согласно которому поручителем до даты фактического погашения выпуска облигаций, поручительством которого обеспечено исполнение обязательств их эмитента, в составе ежемесячного отчета представляется расчет стоимости чистых активов поручителя по состоянию на первое число каждого месяца, а также информация о суммах предоставленного обеспечения исполнения обязательств в виде поручительства, гарантии, залога имущества и иных способов обеспечения, не прекращенных на эту же дату.
На основании обновленных положений ст. 43 Закона № 231-З (в ред. Закона № 197-З), а также в связи с введением института представителя владельцев облигаций подп. 1.7 п. 1 Постановления № 80 излагается в новой редакции.
В связи с тем, что положения Закона № 197-З вступают в силу с 23 июля 2023 г., вступление в силу положений Проекта постановления также предусмотрено с 23 июля 2023 г.
<...>