Об обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин |
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27.01.2025 № 48 «Об изменении постановлений Совета Министров Республики Беларусь» (далее — постановление № 48), разработанным в целях приведения ряда норм в соответствие с Законом Республики Беларусь от 22.04.2024 № 366-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь» (далее — Закон № 366-З), предусматривается установление порядка:
1) применения упрощений организациями при использовании генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей в случае, если таможенные операции совершаются на территории нескольких государств — членов ЕАЭС.
Постановлением № 48 определяется порядок и сроки подачи заявления на применение таких упрощений, сведения, которые оно должно содержать, а также порядок принятия таможенным органом решения по такому заявлению;
2) выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров.
За принятие предварительного решения по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров будет взиматься таможенный сбор. Размер таможенного сбора в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 13.07.2006 № 443 «О таможенных сборах» составит 400 руб.
Таможенные органы, которые будут принимать такие решения, определены постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь от 02.09.2024 № 42.
В Положение об условиях и порядке признания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в качестве поручителя перед таможенными органами, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 14.10.2011 № 1374 (далее — постановление № 1374), вносятся дополнения, в соответствии с которыми заинтересованное лицо не признается в качестве поручителя, а деятельность признанного поручителя будет приостановлена, если учредитель (участник, собственник имущества), руководитель юридического лица или один из учредителей (участников, собственников имущества) юридического лица является лицом иностранного государства, совершающего недружественные действия в отношении белорусских юридических и (или) физических лиц.
Постановлением № 48 также корректируется Положение о применении генерального обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, утвержденное постановлением № 1374.
Для декларантов, предоставивших генеральное обеспечение, предусмотрены упрощения. Постановлением № 48 вводится возможность использования превышения в размере 50 % от суммы предоставленного обеспечения (ранее применялись упрощения только 20 % и 30 %).
Для целей получения такого превышения лицо, использующее генеральное обеспечение, должно соответствовать определенным условиям, в частности, предоставление обеспечения на сумму не менее 1 млн бел. руб. и его использование при перевозках товаров по территории государств — членов ЕАЭС.
Также смягчаются условия, при соответствии которым лицо вправе воспользоваться упрощениями, в частности, такое лицо должно применять генеральное обеспечение в течение 6 месяцев (вместо ранее установленного одного года) до дня регистрации в таможенном органе обращения на применение упрощений не менее 10 раз (вместо ранее установленных 30 раз).
Кроме того, к лицу не должны применять меры принудительного взыскания таможенных платежей в течение одного года до дня регистрации в таможенном органе обращения на применение упрощений (вместо ранее установленных трех лет).
Постановлением № 48 вносятся изменения в Положение о порядке признания таможенными органами факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, вследствие аварии или действия непреодолимой силы либо факта безвозвратной утраты этих товаров в результате естественной убыли при нормальных условиях перевозки (транспортировки) и (или) хранения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 20.06.2019 № 406, в целях совершенствования порядка признания таможенными органами факта уничтожения и (или) безвозвратной утраты иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Постановление № 48 разработано в целях приведения следующих постановлений в соответствие с Законом Республики Беларусь от 22.04.2024 № 366-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»:
· от 29.02.2008 № 308 «Об обязательном государственном страховании»;
· от 14.10.2011 № 1374 «О задержанных товарах и обеспечении исполнения обязанности по уплате таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин»;
· от 21.03.2014 № 241 «О таможенной процедуре свободной таможенной зоны (свободного склада)»;
· от 27.05.2014 № 509 «О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О таможенном регулировании в Республике Беларусь»;
· от 20.06.2019 № 406 «О мерах по реализации Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза»;
· от 20.06.2019 № 407 «О консультативном органе»;
· от 24.09.2021 № 548 «Об административных процедурах, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования».
Изменение предусматривает расширение перечня категорий лиц, по инициативе которых иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем, могут быть признаны уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными вследствие аварии или действия непреодолимой силы.
Перечень указанных лиц дополняется лицами, приобретшими право владения, пользования и (или) распоряжения транспортными средствами для личного пользования, находящимися на таможенной территории ЕАЭС под таможенным контролем, в том числе по решению суда либо праву наследования.
Важным изменением является определение в качестве критерия для признания иностранных товаров, находящихся под таможенным контролем, уничтоженными и (или) безвозвратно утраченными, вследствие аварии или действия непреодолимой силы полную утрату товарами своих потребительских свойств, невозможность восстановления товаров и (или) когда стоимость восстановления товаров равна или превышает стоимость товаров.
<...>