Обзор типичных нарушений, выявленных при проверках и мониторингах органами ФСЗН в 2020 году |
1. Неправильное определение объекта для начисления обязательных страховых взносов.
Излишне начислены обязательные страховые взносы:
- работодателями на пенсионное страхование в размере 28% на суммы выплат, начисленные в пользу работающих граждан, являющихся инвалидами II группы.
Нарушена статья 4 Закона Республики Беларусь от 29.02.1996 № 138-XIII «Об обязательных страховых взносах в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь» (далее — Закон об обязательных страховых взносах);
- на суммы выплат в пользу граждан, не состоящих в трудовых отношениях с плательщиком, а также на суммы выплат после увольнения. Нарушена статья 7 Закона Республики Беларусь от 31.01.1995 № 3563-XII «Об основах государственного социального страхования»;
-
на суммы пособий, выплачиваемых из средств государственного социального страхования;
- на суммы предоставляемого ежемесячно за счет средств государственного социального страхования свободного от работы дня матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет.
Нарушен пункт 1 Перечня выплат, на которые не начисляются взносы по государственному социальному страхованию, в том числе по профессиональному пенсионному страхованию, в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь и по обязательному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний в Белорусское республиканское унитарное страховое предприятие «Белгосстрах», утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 25.01.1999 № 115 (далее — Перечень);
- на суммы выходного пособия согласно статье 48 Трудового кодекса Республики Беларусь.
Нарушен пункт 2 Перечня;
- на суммы компенсаций в целях возмещения работникам затрат, связанных с выполнением ими трудовых обязанностей, предусмотренных в главе 9 Трудового кодекса Республики Беларусь (за разъездной характер работы);
- на суммы средств работодателя,направленные на обучение работников, осваивающих содержание образовательных программ дополнительного образования взрослых при их переподготовке; обучение работников на обучающих курсах, связанных с осуществляемой работодателем деятельностью.
Нарушен пункт 4 Перечня;
- на суммы материальной помощи в связи со вступлением в брак, рождением ребенка, в связи со смертью близких родственников, материальной помощи, оказываемой работникам в соответствии с законодательными актами.
Нарушен пункт 7 Перечня.
В соответствии с пунктом 24 Положения об уплате обязательных страховых взносов, взносов на профессиональное пенсионное страхование и иных платежей в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 40 (далее — Положение об уплате), излишне поступившие суммы обязательных страховых взносов в бюджет фонда подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии — в счет предстоящей уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам.
Не начислены обязательные страховые взносы:
- на единовременные премии, материальную помощь к профессиональным праздникам, вознаграждения к юбилейным датам, торжественным событиям, включая материальную помощь в связи с тяжелым материальным положением, продолжительным лечением;
- на суммы среднедневного заработка, выплачиваемого за дни нахождения работника на курсах повышения квалификации;
- на денежную компенсацию за неиспользованный отпуск, взамен предупреждения о предстоящем увольнении, при досрочном расторжении контракта;
- на сумму доплаты к заработной плате врача-интерна;
- на суммы денежной помощи и суммы отпускных в размере месячной стипендии молодым специалистам;
- на компенсацию стоимости питания работников, занятых на сельскохозяйственных работах;
- на суммы выплат в результате неверного применения ограничения выплат пятикратной величиной средней заработной платы работников в республике;
- на суммы вознаграждений по гражданско-правовому договору;
- на стоимость продукции, выдаваемой в порядке натуральной оплаты;
- на суммы оплаты одного дополнительного свободного от работы дня в неделю с оплатой в размере среднего дневного заработка матери, воспитывающей ребенка-инвалида в возрасте до 18 лет, выплачиваемые за счет средств организации;
- на суммы доплат за работу в особых условиях труда, выплаченных согласно Указу Президента Республики Беларусь от 25.09.2013 № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения».
Нарушена статья 2 Закона об обязательных страховых взносах;
- сумма обязательных страховых взносов, исчисленная с выплат, начисленных в пользу работников, и подлежащая уплате за истекший месяц, меньше суммы этих взносов, исчисленных из размера минимальной заработной платы, установленной законодательством и проиндексированной в месяце, за который начислены взносы.
Нарушен пункт 5 Положения об уплате.
На основании пункта 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
За неуплату или неполную уплату обязательных страховых взносов предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП.
Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения по форме ПУ-3 (далее — форма ПУ-3) (тип формы — исходная), которые откорректируют ранее представленные данные за соответствующий отчетный период (откорректированные сведения отражаются в месяцах, в которых были допущены ошибки, остальные данные повторяются в таком же виде, как они были заполнены в ранее представленной форме ПУ-3).
Следует принимать во внимание — с 01.01.2019 форма ПУ-3 (тип формы — исходная) заполняется с нарастающим итогом с начала отчетного года с учетом изменений ранее представленных сведений отчетного периода.
2. Неправильное определение объекта для начисления взносов на профессиональное пенсионное страхование.
Излишне начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
- на выплаты по гражданско-правовым договорам.
Нарушен подпункт 1.4 пункта 1 статьи 1 Закона Республики Беларусь от 05.01.2008 № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (далее — Закон о ППС);
- на произведенные выплаты за периоды (дни), когда работник не был занят работой в особых условиях труда в течение полного рабочего дня.
Нарушены подпункты 1.1 и 1.2 пункта 1 статьи 5 Закона о ППС;
- на суммы выплат за дни трудового отпуска, следовавшие за днем отсутствия на рабочем месте по причине временной нетрудоспособности или нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
- на выплаты, начисленные работнику за период работы по профессии, не включенной в перечень рабочих мест с особыми условиями труда;
- на суммы выплат, начисленных работникам за период ремонта техники в механической мастерской в период полевых работ.
Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС;
- на суммы пособий по временной нетрудоспособности.
Нарушен пункт 1 Перечня;
- на суммы материальной помощи в связи со смертью близких родственников, на материальную помощь в связи со вступлением в брак.
Нарушен пункт 7 Перечня;
- в периоды, когда ведение педагогической деятельности в части реализации образовательных программ был в объеме менее 18 часов в неделю.
Нарушен п. 24.2 Положения о критериях оценки условий труда для отдельных категорий работников и (или) особенностей (видов) выполняемых работ для целей профессионального пенсионного страхования и порядке их применения, утвержденное постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 09.10.2008 № 1490 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования».
Излишне поступившие в бюджет фонда суммы взносов на профессиональное пенсионное страхование подлежат зачету в счет погашения числящейся за плательщиком задолженности, а при ее отсутствии — в счет предстоящей уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда либо возврату плательщику в течение 10 рабочих дней после подачи им заявления о возврате с приложением документов, подтверждающих отсутствие у него задолженности по указанным платежам (пункт 24 Положения об уплате).
Не начислены взносы на профессиональное пенсионное страхование:
- на суммы выплат, начисленных за период фактической занятости работника в особых условиях труда согласно табелю учета рабочего времени;
- на сумму выплат, причитающуюся за дни трудового отпуска, когда они следовали непосредственно за днем работы в особых условиях труда;
- на суммы премий к профессиональному празднику, праздничному дню, из внебюджетных источников, по итогам соцсоревнования, по итогам года, за достижения в работе; оплату за работу в праздничные, выходные дни и ночное время; на суммы доплаты до минимальной заработной платы, за классность, стаж работы, сверхурочное отработанное время, на суммы материальной помощи, начисленной работникам согласно коллективному договору;
- на сумму доплат за интегрированное обучение, доплату за категории, методическую литературу педагогическим работникам;
- на суммы компенсации за неиспользованный отпуск.
Нарушен пункт 2 статьи 7 Закона о ППС.
На основании пункта 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда.
За неуплату или неполную уплату взносов на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП.
Плательщики обязаны представить индивидуальные сведения на профессиональное пенсионное страхование по форме ПУ-6 (далее — форма ПУ-6) (тип формы — корректирующая) за предыдущие периоды и тип формы «исходная» за текущий период), отразив правильные сведения о периодах работы в особых условиях труда, суммы выплат и взносов на профессиональное пенсионное страхование.
3. Нарушения при уплате обязательных страховых взносов и (или) взносов на профессиональное пенсионное страхование.
В нарушение пунктов 4, 11, 12, 26 Положения об уплате обязательные страховые взносы и взносы на профессиональное пенсионное страхование в бюджет фонда уплачивались:
- позднее установленного дня выплаты заработной платы за истекший месяц;
-
позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим, в случаях, когда день выплаты заработной платы установлен после 20-го числа месяца, следующего за истекшим;
-
при совпадении сроков уплаты с выходными и праздничными днями уплата ошибочно производилась в следующий за ними рабочий день;
-
не представлялись в банки при получении средств на оплату труда платёжные поручения на перечисление обязательных страховых взносов и взносов на профессиональное пенсионное страхование в подлежащей уплате сумме; либо представлялась в банк справка, содержащая недостоверные сведения о том, что обязательства по перечислению указанных платежей плательщиками исполнены или отсутствуют.
За неуплату или неполную уплату в установленный срок обязательных страховых взносов или взносов на профессиональное пенсионное страхование предусмотрена административная ответственность в соответствии со статьей 11.54 КоАП.
Обоснованность и правильность использования средств на выплаты по государственному социальному страхованию и на санаторно-курортное лечение и оздоровление.
1. Нарушения при назначении и выплате пособий семьям, воспитывающим детей.
-
Пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет назначено при отсутствии фактического проживания ребенка в Республике Беларусь.
Нарушен пункт 2 статьи 1 Закона от 29.12.2012 № 7-З «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей» (далее — Закон № 7-З);
-
назначены государственные пособия на детей, находящихся в учреждениях образования с круглосуточным режимом пребывания;
Нарушен пункт 3 статьи 1 Закона № 7-З;
-
пособия женщинам, ставшим на учет в организациях здравоохранения до 12-недельного срока беременности, и пособия в связи с рождением ребенка назначены и выплачены в размере бюджета прожиточного минимума, действующего не на дату рождения ребенка;
-
пособие в связи с рождением первого ребёнка выплачивалось в размерах, установленных для пособия в связи с рождением второго ребёнка, и, наоборот, при рождении второго ребенка выплачивалось как на первого ребенка.
-
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено за полный месяц, следовало выплатить по день исполнения ребенку 3 лет включительно;
-
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачено по день, предшествующий дню достижения ребенком возраста 3 лет;
-
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет работнице, выполнявшей работу по гражданско-правовому договору, выплачивалось в полном размере, следовало — в размере 50 процентов от полного размера пособия;
- при определении размера пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет учитывался ребенок, достигший 18 лет;
Нарушена статья 13 Закона № 7-З;
-
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено семье, в которой воспитываются дети только в возрасте до 3 лет, или назначено семье, в которой не воспитывается ребенок до 3 лет;
-
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет назначено и выплачено на каждого ребенка, следовало — одно пособие семье;
-
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачено не по день достижения младшим ребенком, воспитываемым в семье, возраста 3 лет включительно, а на несколько дней ранее или позднее;
- пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачено не по день достижения старшим ребенком 18 лет, а до конца месяца.
Нарушена статья 14 Закона № 7-З;
- пособие на ребенка старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено и выплачено на ребенка, обучающегося в дневной форме получения образования за пределами Республиками Беларусь.
Нарушена статья 15 Закона № 7-З;
- пособие на детей старше 3 лет из отдельных категорий семей назначено без соблюдения условия, согласно которому трудоспособный отец в полной семье должен отработать не менее 6 месяцев в году, предшествующем году обращения за пособием.
Нарушена статья 16 Закона № 7-З;
-
пособие по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня рождения ребенка, а не со дня, следующего за днём окончания периода освобождения от работы, учёбы, установленного листком нетрудоспособности по беременности и родам;
-
в случае изменения места работы матери пособие по новому месту назначено со дня, следующего за днем прекращения его выплаты по прежнему месту работы при обращении за его назначением по истечении 6 месяцев;
-
пособие семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет выплачивалось со дня, следующего за днем окончания отпуска по беременности и родам, следовало — со дня рождения младшего ребенка;
- пособие на детей в возрасте от 3 до 18 лет из отдельных категорий семей выплачено не со дня признания ребенка инвалидом, а за весь месяц с его начала.
Нарушена статья 22 Закона № 7-З;
- в случае выезда ребенка за пределы Республики Беларусь на срок более 2 месяцев выплата пособия по уходу за ребенком в возрасте до 3 лет не прекращена.
Нарушена статья 24 Закона № 7-З;
- размер пособия семьям на детей в возрасте от 3 до 18 лет в период воспитания ребенка в возрасте до 3 лет при увеличении бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения не перерассчитывался.
Нарушена статья 27 Закона № 7-З;
- пособия назначены без наличия всех необходимых документов, пособие в связи с рождением ребёнка назначено на основании ксерокопии справки о рождении.
Нарушены пункты 8, 27, 28 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий семьям, воспитывающим детей, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее — Положение № 569 (пособия);
- размер пособия изменен со дня наступления обстоятельств, влекущих уменьшение размера пособия, а не с первого числа месяца, следующего за месяцем возникновения этих обстоятельств (пособие выплачено в размере 50% от установленного пособия со дня выхода матери на работу, следовало с 1-го числа месяца, следующего за месяцем возникновения указанных обстоятельств).
Нарушен пункт 19 Положения № 569 (пособия);
Указанные нарушения повлекли за собой переплаты пособий семьям, воспитывающим детей, которые органами Фонда не приняты к зачету в соответствии с пунктом 15 Положения о Фонде, а также недоплаты пособий, которые подлежали доплате.
На основании пункта 15 Положения об уплате не внесенная в срок сумма обязательных страховых взносов в бюджет фонда (кроме пеней) является недоимкой. На основании пункта 16 Положения об уплате на сумму недоимки за каждый день просрочки (включая день уплаты) начисляется пеня в размере 1/360 ставки рефинансирования Национального банка, действующей на день уплаты обязательных страховых взносов в бюджет фонда.
При добровольном устранении плательщиком выявленных в ходе мониторинга нарушений (в части оформления документов, необходимых для назначения пособий семьям, воспитывающим детей) в срок, установленный органом Фонда, к нему не применяются предусмотренные законодательством меры ответственности, за исключением повторного выявления нарушений законодательства о государственном социальном страховании, выявленных органом Фонда при проведении предыдущего мониторинга.
2. Нарушения при назначении и выплате пособия по временной нетрудоспособности и по беременности и родам.
Нарушения Положения о порядке обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности и по беременности и родам, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.06.2013 № 569 (далее — Положение № 569).
- пособие назначалось по травме, полученной в связи с несчастным случаем на производстве.
Нарушен пункт 1 Положения № 569;
- в позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» в графе «Фамилия, подпись, личная печать лечащего врача» не проставлен оттиск личной печати лечащего врача при выдаче либо при закрытии листка нетрудоспособности.
Нарушен пункт 46.1 Инструкции о порядке выдачи и оформления листков нетрудоспособности и справок о временной нетрудоспособности, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь и Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 04.01.2018 № 1/1 (далее — Инструкция № 1/1);
- при продлении листка нетрудоспособности на срок, превышающий 10 дней, при оказании пациенту медицинской помощи в амбулаторных условиях в позиции листка нетрудоспособности «Освобождение от работы (службы, учебы)» в графе «Должность, фамилия, подпись, личная печать руководителя» не проставлен оттиск печати врача-руководителя, либо отсутствует запись о должности
Нарушен пункт 46.2 Инструкции № 1/1;
- отсутствуют печать организации здравоохранения при закрытии листка нетрудоспособности и в случае внесения исправлений.
Нарушен пункт 47 Инструкции № 1/1;
- исправление не заверено печатью организации здравоохранения «Для листков нетрудоспособности и справок», ошибочно внесенная запись не оговорена на левом поле листка нетрудоспособности.
Нарушен пункт 49 Инструкции № 1/1;
- не заполнена позиция листка нетрудоспособности «Режим».
Нарушен подпункт 50.14 пункта 50 Инструкции № 1/1;
- не заполнена позиция листка нетрудоспособности «собственное имя, дата рождения ребенка».
Нарушен подпункт 50.15.2 пункта 50 Инструкции № 1/1;
- не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заболевание связано (не связано) с причиной инвалидности».
Нарушен подпункт 50.15.3 пункта 50 Инструкции № 1/1;
- в позиции листка нетрудоспособности «ВКК» не указана должность председателя ВКК либо отсутствует оттиск печати председателя ВКК
Нарушен подпункт 50.16 пункта 50 Инструкции № 1/1;
- не заполнена позиция листка нетрудоспособности «заключение о трудоспособности».
Нарушен подпункт 50.19 пункта 50 Инструкции № 1/1;
-
пособие по временной нетрудоспособности назначено на основании справки о временной нетрудоспособности;
- пособие по временной нетрудоспособности назначено на основании листка нетрудоспособности, не оформленного в порядке, установленном законодательством.
Нарушен пункт 3 Положения № 569;
- пособие по временной нетрудоспособности назначено при обращении за его назначением по истечении 6 месяцев со дня, следующего за днем окончания периода освобождения от работы в связи с временной нетрудоспособностью.
Нарушен пункт 4 Положения № 569;
- пособие по уходу за больным ребёнком в возрасте до 14 лет назначено за период, совпавший с периодом нахождения ухаживающего лица в трудовом отпуске.
Нарушен пункт 6 Положения № 569;
- пособие назначалось за период, за который работнику начислялась заработная плата.
Нарушен подпункт 9.5 пункта 9 Положения № 569;
- пособие назначено за период отпуска без сохранения заработной платы.
Нарушен подпункт 9.6 пункта 9 Положения № 569;
- пособие назначено по день установления инвалидности включительно, а также за период после установления инвалидности, следовало — до дня установления инвалидности.
Нарушен пункт 10 Положения № 569;
- пособие лицам, являющимся инвалидами (в случае заболевания, связанного с причиной инвалидности), назначено на период временной нетрудоспособности в связи с указанным заболеванием, более чем на 60 календарных дней непрерывно.
Нарушен пункт 11 Положения № 569;
-
пособие по временной нетрудоспособности назначалось в размере менее чем минимальный размер пособия в месяц, а именно, менее 50 процентов наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения;
-
при исчислении пособия по временной нетрудоспособности неверно определено количество календарных дней для размера 80 процентов и 100 процентов;
-
пособие по временной нетрудоспособности, в том числе по уходу за больным членом семьи, достигшим возраста 14 лет, назначалось за первые 12 календарных дней в размере 100 процентов среднедневного заработка, а следовало в размере 80 процентов;
-
пособие по временной нетрудоспособности было назначено в размере 80 процентов среднедневного заработка на период, когда следовало назначить в размере 100 процентов среднедневного заработка, т.к. случай нетрудоспособности является непрерывным;
- в случае непрерывной временной нетрудоспособности для исчисления пособия по очередному листку нетрудоспособности определялся новый расчетный период (пособие назначалось как при новом случае).
Нарушен пункт 16 Положения № 569...
<...>