Определение допустимой степени независимости участников холдинга |
Постоянно меняющиеся внешние экономические условия обуславливают необходимость и целесообразность реорганизации предприятия с целью повышения эффективности его деятельности. Конкуренция — главный фактор, который определяет, станет компания успешной либо потерпит крах. Именно в ходе конкуренции становится ясно, насколько инновации компании, реализация выбранной стратегии способствуют ее эффективности. Для повышения конкурентоспособности предприятий во многих отраслях промышленности активизировались интеграционные процессы. В связи с этим актуальным становится разработка методов оценки целесообразности объединения предприятий и определения степени независимости его участников.
Предоставление достаточной степени свободы предприятиям интегрированной корпоративной структуры, налаживание взаимодействия между участниками объединения может способствовать повышению его управляемости, а значит, конкурентоспособности.
Попробуем развить теоретические и методические основы определения допустимой степени независимости участников холдинга.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Представить существующие теоретические и практические подходы к установлению уровня централизации в холдинге и к механизмам взаимодействия между его участниками.
2. Разработать метод определения целесообразной степени независимости участников вертикально интегрированного холдинга и апробировать его на практике.
В статье предложен метод определения такой степени централизации управления в вертикально интегрированном холдинге, которая будет способствовать повышению конкурентоспособности участников интегрированной корпоративной структуры за счет минимального вмешательства материнской компании в деятельность дочерних компаний в виде установления политики покупки/продажи продукции внутреннего оборота.
Допустимая степень независимости участников холдинга
Считаем, что предельная граница свободы дочерних компаний от материнской компании определяется потерей управляемости в холдинге, что негативно скажется на конкурентоспособности целого и его составных частей. Если принять, что уровень управляемости можно оценить по числу реализованных принятых решений, то граница допустимой степени независимости участников холдинга определяется следующим равенством: Управляемость = 0.
Повышению управляемости могут способствовать как рост, так и снижение централизации управления. Это зависит от индивидуальных особенностей рассматриваемой системы. По мнению некоторых экспертов, как абсолютная централизация, так и абсолютная децентрализация в холдинге ведут к хаосу, в нашей терминологии — к потере управляемости.
Существуют определенные сферы деятельности (ключевые), которые должны находиться под контролем материнской компании, так как это способствует повышению эффективности работы бизнес-группы. Речь идет, в первую очередь, о стратегическом управлении, маркетинге, финансовом контроле. Материнская компания может взять на себя функцию определения трансфертной цены. Кроме того, она может контролировать объемы оборота внутренней продукции.
Некоторые авторы при анализе интегрированных структур (преимущественно крупных) обнаружили крайне высокую концентрацию не только стратегических, но и оперативных решений на уровне материнской компании холдинга. В рамках другого исследования (на основе данных о преимущественно средних компаниях) было продемонстрировано, что разделение полномочий и ответственности между материнской и дочерними компаниями подчинено не логике «стратегические решения — оперативные решения», а логике «финансовые решения — производственные решения» (весь финансовый контур деятельности предприятий сконцентрирован на уровне материнской компании, в то время как управление производством доверено менеджерам предприятий). Практика крупнейших российских холдингов свидетельствует о том, что производство, включая закупки сырья, кадровые вопросы, как правило, находится в компетенции местного руководства, а финансовый контроль осуществляется головной компанией. Степень автономии компаний, входящих в холдинг, определяется главным образом тем, чьей сферой ответственности является маркетинг, сбыт, логистика.
Выделяют четыре основные характеристики, которые определяют природу решений в бизнесе, а значит, уровень, на котором они должны приниматься.
...
Продолжение читайте в статье.
<...>