Опубликование финансовой отчетности и реестр Минфина: контроль из-за угла?

Опубликование финансовой отчетности и реестр Минфина: контроль из-за угла? |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Количество просмотров 102
Автор нефинансовая отчетность, нефинансовая отчетность, риски, риски, инест инест

Если называть Беларусь европейской страной, то и правила поведения надо корректировать с учетом опыта и прогрессивных традиций, а не прятать проблемы и скрываться от посторонних глаз в лесной чаще. Ведь у нас в стране на рынке облигаций действуют 273 эмитента с общим объемом эмиссии 32,8 млрд руб. На рынке акций присутствуют 4 285 акционерных обществ, среди которых 2 299 — это ОАО, эмиссия акций которых по номинальной стоимости общим объемом составляет 33,2 млрд руб.

Кто должен делать отчетность публичной

В цивилизованном мире принято делать отчетность публичных компаний открытой и доступной для всех пользователей. Для этого есть разные механизмы, но большинство стран требует обязательного опубликования обеих частей отчета (финансовой и нефинансовой) и аудиторского заключения на сайтах самих компаний, на сайте фондовых бирж (листинг) и предоставления национальному регулятору. Наверное, уже более 5 лет назад Минфин Беларуси перестал вести реестр отчетности и публиковать отчетность эмитентов, дистанцировался и видит свою роль иначе. Нацбанк же, выполняя роль регулятора, продолжает не только собирать отчетность, но и публикует подготовленные по этим отчетам рейтинги и анализы.

Алексей Красинский, директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, подчеркивает, что результаты хозяйственной деятельности — это информация третьих лиц, ограниченная к распространению, поэтому обнародовать ее могут и должны исключительно ее владельцы — сами участники рынка ценных бумаг.

Во время ноябрьского Биржевого форума «Рынок ценных бумаг Республики Беларусь» чиновники обмолвились, что в перспективе планируется создание единого портала для размещения информации о деятельности субъектов хозяйствования. Заинтересованный инвестор сможет самостоятельно изучить представленную информацию и оценить перспективы своих вложений в тот или иной бизнес. Многие страны идут по пути предоставления такой информации на платной основе — в Беларуси пока речь идет только о бесплатном предоставлении в рамках законодательства о хозобществах.

Мы у себя в родной стране не то что между регуляторами, а даже внутри одного регулятора договориться не можем и по-разному понимаем открытость, прозрачность и задачу привлекать инвесторов, а не кредиторов. Вот, например, свеженькое постановление Минфина от 18.10.2019 № 58 «О банке данных организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту» инициировано департаментом аудита и возлагает на Минфин функцию формировать и вести в электронном виде информационный банк данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Документ вступит в силу 1 января 2020 г. А еще наша страна в начале 2020 г. вступает в IOSCO.

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Плата за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды вырастет в 2 раза

В переводе на нормальный язык власти планируют увеличить плату за организацию сбора пластиковой упаковки и посуды для производителей (поставщиков) в 2 раза — с 180 BYN за тонну пластика до 360 BYN. Сделать это собираются чтобы предприятиям стало дорого откупаться от Оператора вторичных материальных ресурсов — учреждения, которое занимается в Беларуси сбором, сортировкой и прочими операциями с ВМР, и они сами этим занялись. И таким образом страна увеличит объемы переработки пластика.

2. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

3. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

4. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

5. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.