Опубликование финансовой отчетности и реестр Минфина: контроль из-за угла? |
Если называть Беларусь европейской страной, то и правила поведения надо корректировать с учетом опыта и прогрессивных традиций, а не прятать проблемы и скрываться от посторонних глаз в лесной чаще. Ведь у нас в стране на рынке облигаций действуют 273 эмитента с общим объемом эмиссии 32,8 млрд руб. На рынке акций присутствуют 4 285 акционерных обществ, среди которых 2 299 — это ОАО, эмиссия акций которых по номинальной стоимости общим объемом составляет 33,2 млрд руб.
Кто должен делать отчетность публичной
В цивилизованном мире принято делать отчетность публичных компаний открытой и доступной для всех пользователей. Для этого есть разные механизмы, но большинство стран требует обязательного опубликования обеих частей отчета (финансовой и нефинансовой) и аудиторского заключения на сайтах самих компаний, на сайте фондовых бирж (листинг) и предоставления национальному регулятору. Наверное, уже более 5 лет назад Минфин Беларуси перестал вести реестр отчетности и публиковать отчетность эмитентов, дистанцировался и видит свою роль иначе. Нацбанк же, выполняя роль регулятора, продолжает не только собирать отчетность, но и публикует подготовленные по этим отчетам рейтинги и анализы.
Алексей Красинский, директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, подчеркивает, что результаты хозяйственной деятельности — это информация третьих лиц, ограниченная к распространению, поэтому обнародовать ее могут и должны исключительно ее владельцы — сами участники рынка ценных бумаг.
Во время ноябрьского Биржевого форума «Рынок ценных бумаг Республики Беларусь» чиновники обмолвились, что в перспективе планируется создание единого портала для размещения информации о деятельности субъектов хозяйствования. Заинтересованный инвестор сможет самостоятельно изучить представленную информацию и оценить перспективы своих вложений в тот или иной бизнес. Многие страны идут по пути предоставления такой информации на платной основе — в Беларуси пока речь идет только о бесплатном предоставлении в рамках законодательства о хозобществах.
Мы у себя в родной стране не то что между регуляторами, а даже внутри одного регулятора договориться не можем и по-разному понимаем открытость, прозрачность и задачу привлекать инвесторов, а не кредиторов. Вот, например, свеженькое постановление Минфина от 18.10.2019 № 58 «О банке данных организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту» инициировано департаментом аудита и возлагает на Минфин функцию формировать и вести в электронном виде информационный банк данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Документ вступит в силу 1 января 2020 г. А еще наша страна в начале 2020 г. вступает в IOSCO.
<...>