Опубликование финансовой отчетности и реестр Минфина: контроль из-за угла?

Опубликование финансовой отчетности и реестр Минфина: контроль из-за угла? |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Номер № 11/2019
Количество просмотров 236
Автор нефинансовая отчетность, нефинансовая отчетность, риски, риски, инест инест

Если называть Беларусь европейской страной, то и правила поведения надо корректировать с учетом опыта и прогрессивных традиций, а не прятать проблемы и скрываться от посторонних глаз в лесной чаще. Ведь у нас в стране на рынке облигаций действуют 273 эмитента с общим объемом эмиссии 32,8 млрд руб. На рынке акций присутствуют 4 285 акционерных обществ, среди которых 2 299 — это ОАО, эмиссия акций которых по номинальной стоимости общим объемом составляет 33,2 млрд руб.

Кто должен делать отчетность публичной

В цивилизованном мире принято делать отчетность публичных компаний открытой и доступной для всех пользователей. Для этого есть разные механизмы, но большинство стран требует обязательного опубликования обеих частей отчета (финансовой и нефинансовой) и аудиторского заключения на сайтах самих компаний, на сайте фондовых бирж (листинг) и предоставления национальному регулятору. Наверное, уже более 5 лет назад Минфин Беларуси перестал вести реестр отчетности и публиковать отчетность эмитентов, дистанцировался и видит свою роль иначе. Нацбанк же, выполняя роль регулятора, продолжает не только собирать отчетность, но и публикует подготовленные по этим отчетам рейтинги и анализы.

Алексей Красинский, директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, подчеркивает, что результаты хозяйственной деятельности — это информация третьих лиц, ограниченная к распространению, поэтому обнародовать ее могут и должны исключительно ее владельцы — сами участники рынка ценных бумаг.

Во время ноябрьского Биржевого форума «Рынок ценных бумаг Республики Беларусь» чиновники обмолвились, что в перспективе планируется создание единого портала для размещения информации о деятельности субъектов хозяйствования. Заинтересованный инвестор сможет самостоятельно изучить представленную информацию и оценить перспективы своих вложений в тот или иной бизнес. Многие страны идут по пути предоставления такой информации на платной основе — в Беларуси пока речь идет только о бесплатном предоставлении в рамках законодательства о хозобществах.

Мы у себя в родной стране не то что между регуляторами, а даже внутри одного регулятора договориться не можем и по-разному понимаем открытость, прозрачность и задачу привлекать инвесторов, а не кредиторов. Вот, например, свеженькое постановление Минфина от 18.10.2019 № 58 «О банке данных организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту» инициировано департаментом аудита и возлагает на Минфин функцию формировать и вести в электронном виде информационный банк данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Документ вступит в силу 1 января 2020 г. А еще наша страна в начале 2020 г. вступает в IOSCO.

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Экономическая неопределенность стала новой реальностью для G20

Министры финансов и главы центробанков стран G20, которые проведут встречу в Саудовской Аравии 22 и 23 февраля, сталкиваются с «неопределенным экономическим ландшафтом». Об этом говорится в распространенном в среду сообщении директора-распорядителя Международного валютного фонда (МВФ) Кристалины Георгиевой.

2. Из чего складывается финансовая поддержка белорусских предприятий-экспортеров

Кроме того, в 2019 году снижена минимальная сумма экспортного кредита с 1 млн. долларов США до 200 тыс. долларов США, что позволит создать в дальнейшем равные условия доступа предприятий с различным масштабом деятельности к экспортным кредитам с господдержкой, в том числе субъектов малого и среднего бизнеса.

3. Директивное кредитование заканчивается. Председатель Правления Банка развития рассказывает об изменениях

Готовимся работать в условиях самостоятельно отбираемых проектов на рыночных условиях кредитования без всяких механизмов льготирования процентных ставок. Обсуждается возможность субсидирования не кредитных продуктов, а инвестиционных расходов. То есть предприятия смогут получить из бюджета трансферы, компенсирующие часть инвестиционных расходов.

4. CeoWorld Magazine опубликовало рейтинг самых дорогих для проживания стран

Американское издание CeoWorld Magazine указало, что самая дорогая для проживания страна - Швейцария. Всего в рейтинг попали 132 страны, которые оценивали по 5 критериям – цены на жилье, аренда жилья, цены на продукты питания, цены в ресторанах, покупательная способность жителей. 

5. О плане BEPS по налогообложению международных корпораций

Страны одобрили подход, который ОЭСР предложила в октябре 2019 года: обязать компании платить налоги в странах, где они получают прибыль, а не только по месту их регистрации. В цифровую эпоху распределение налоговых прав и налогооблагаемой прибыли больше не может ограничиваться исключительно ссылкой на физическое присутствие, говорится в опубликованном заявлении.

6. Представители МФК и Всемирного банка: о привлечении инвестиций и проблемах госсектора

Международная финансовая корпорация за все время инвестировала в Беларусь 850 млн USD, в 2020 году в нас вложат еще около 75 млн. По итогам анализа экспертам Всемирного банка удалось выделить четыре типа проблем белорусского госсектора – это более низкая эффективность использования активов, более высокая долговая нагрузка, низкая рентабельность и относительно слабая производительность труда.