Опубликование финансовой отчетности и реестр Минфина: контроль из-за угла?

Опубликование финансовой отчетности и реестр Минфина: контроль из-за угла? |

Автор Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь Андрей Карпунин, председатель Клуба финансовых директоров, вице председатель МССПиР, член совета БНПА, член ОКС Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь и ОКС Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь
Номер № 11/2019
Количество просмотров 456
Автор нефинансовая отчетность, нефинансовая отчетность, риски, риски, инест инест

Если называть Беларусь европейской страной, то и правила поведения надо корректировать с учетом опыта и прогрессивных традиций, а не прятать проблемы и скрываться от посторонних глаз в лесной чаще. Ведь у нас в стране на рынке облигаций действуют 273 эмитента с общим объемом эмиссии 32,8 млрд руб. На рынке акций присутствуют 4 285 акционерных обществ, среди которых 2 299 — это ОАО, эмиссия акций которых по номинальной стоимости общим объемом составляет 33,2 млрд руб.

Кто должен делать отчетность публичной

В цивилизованном мире принято делать отчетность публичных компаний открытой и доступной для всех пользователей. Для этого есть разные механизмы, но большинство стран требует обязательного опубликования обеих частей отчета (финансовой и нефинансовой) и аудиторского заключения на сайтах самих компаний, на сайте фондовых бирж (листинг) и предоставления национальному регулятору. Наверное, уже более 5 лет назад Минфин Беларуси перестал вести реестр отчетности и публиковать отчетность эмитентов, дистанцировался и видит свою роль иначе. Нацбанк же, выполняя роль регулятора, продолжает не только собирать отчетность, но и публикует подготовленные по этим отчетам рейтинги и анализы.

Алексей Красинский, директор Департамента по ценным бумагам Министерства финансов Республики Беларусь, подчеркивает, что результаты хозяйственной деятельности — это информация третьих лиц, ограниченная к распространению, поэтому обнародовать ее могут и должны исключительно ее владельцы — сами участники рынка ценных бумаг.

Во время ноябрьского Биржевого форума «Рынок ценных бумаг Республики Беларусь» чиновники обмолвились, что в перспективе планируется создание единого портала для размещения информации о деятельности субъектов хозяйствования. Заинтересованный инвестор сможет самостоятельно изучить представленную информацию и оценить перспективы своих вложений в тот или иной бизнес. Многие страны идут по пути предоставления такой информации на платной основе — в Беларуси пока речь идет только о бесплатном предоставлении в рамках законодательства о хозобществах.

Мы у себя в родной стране не то что между регуляторами, а даже внутри одного регулятора договориться не можем и по-разному понимаем открытость, прозрачность и задачу привлекать инвесторов, а не кредиторов. Вот, например, свеженькое постановление Минфина от 18.10.2019 № 58 «О банке данных организаций, годовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту» инициировано департаментом аудита и возлагает на Минфин функцию формировать и вести в электронном виде информационный банк данных организаций, годовая бухгалтерская и (или) финансовая отчетность которых подлежит обязательному аудиту. Документ вступит в силу 1 января 2020 г. А еще наша страна в начале 2020 г. вступает в IOSCO.

 

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Исследование JPMorgan: инвесторы постарше покупают золото, молодые - биткоин

Инвесторы в целом интересуются альтернативными активами, но старшие покупают золото, а тем, кто помоложе, нравится биткоин, говорят стратеги во главе с Николаосом Панигирцоглу. Миллениалы вкладываются в акции, особенно технологических компаний, а инвесторы постарше продают акции, сказали они.

2. Прогноз: Беларуси грозит отсроченная и растянутая рецессия

Вопреки резкому проседанию спроса на большинстве крупных госпредприятий поддерживались объемы производства и это привело к быстрому росту запасов готовой продукции и ухудшению состояния ликвидности. В промышленности запасы во 2 кв. впервые с рецессионного 2015 г. достигли уровня около 80% от среднемесячного объема производства. Возникший разрыв между производством и спросом предприятиям придется сокращать в последующие периоды, ограничивая производство и распродавая запасы.

3. BEROC: Занятость снизилась, зарплаты выросли

Реальные удельные издержки на труд существенно превысили свой долгосрочный равновесный уровень. «Это означает, что текущий уровень зарплаты становится дополнительным бременем для ценовой конкурентоспособности фирм, — предупреждают авторы исследования.

4. «Единственные производители» и участие в процедурах госзакупок

Из списка поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к участию в процедурах госзакупок, досрочно исключаются субъекты, являющиеся единственными производителями. Соответствующая норма включена постановлением МАРТ от 17 июля 2020 г. № 52 и вступает в силу с 5 августа 2020 года.

5. Минфин Беларуси срочно переключился на размещение рублевых облигаций. Что это значит?

Ранее в текущем году Минфин размещал 5 выпусков валютных облигаций, два из которых – 267 и 268 были признаны несостоявшимися. Вместе с тем, ведомству удалось распродать три номинированных в долларах США выпуска бумаг (265, 266 и 269) на общую сумму в 210 млн USD. 2 июля, впервые после 2017 года, Минфин провел непубличное размещение двух рублевых выпусков облигаций на общую сумму 200 млн. рублей.

6. Давление из Москвы усилилось. Белорусские налоговики не хотят переходить на российские ИТ-платформы

С 2019 года правительство РФ активно продвигает предложения о переводе информационных систем, применяемых в Беларуси в сфере фискального контроля, на российские цифровые платформы. Это действующие или разрабатываемые системы контроля работы кассового оборудования, маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками или средствами идентификации, системы электронных счетов-фактур и электронных накладных, прослеживаемости товаров.