Особенности налогообложения операций с цифровыми знаками (токенами) в 2025 году |
На портале pravo.by размещен проект Закона, вносящий изменения в Налоговый кодекс Республики Беларусь (далее — НК) на 2025 год. Расскажем об основных планируемых изменениях в отношении доходов, полученных по операциям с цифровыми знаками (токенами).
Проект Закона не устанавливает, какие операции с криптовалютой могут совершать юридические лица, а регламентирует лишь порядок их налогообложения. Перечень разрешенных сделок с цифровыми знаками для юридических лиц, как и ранее, определяет Декрет Президента Республики Беларусь от 21.12.2017 № 8 «О развитии цифровой экономики» (далее — Декрет № 8).
Как и прежде, юрлица вправе владеть токенами и совершать такие операции:
· через резидента Парка высоких технологий создавать и размещать собственные токены в Беларуси и за рубежом;
· хранить токены в виртуальных кошельках;
· через операторов криптоплатформ, операторов обмена криптовалют, иных резидентов ПВТ приобретать, отчуждать токены, совершать с ними иные сделки (операции).
Налогообложение юридических лиц
Проект НК-2025 уточняет, когда организация, совершающая операции с токенами не может применять упрощенную систему налогообложения. С 1 января 2025 г. предусмотрен запрет на применение УСН при совершении фактически любых операций с цифровыми знаками.
В ст. 345 НК установили запрет на применение единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции при совершении фактически любых операций с токенами.
Налог на добавленную стоимость
Сделки с криптовалютой (токенами) у юрлиц НДС не облагаются и по проекту НК-2025 облагаться не будут. При этом под «отчуждением токенов» в НК понимаются сделки по их продаже, обмену, безвозмездной передаче. Согласно Декрету № 8 для целей налогообложения отчуждение токенов, в том числе путем их обмена на иные токены, рассматривается как реализация имущественных прав.
Если белорусская организация будет приобретать токены у иностранных субъектов хозяйствования, то объект обложения НДС в таком случае также не возникает.
Налог на прибыль
Для целей определения налоговой базы по налогу на прибыль проектом Закона установлено, что при реализации (отчуждении) токенов дата их передачи определяется как день передачи по оформленным первичным учетным документам.
Передача токена считается совершенной в момент отражения подтвержденной операции по передаче токена адресату в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе согласно действующим в них правилам (протоколам). Допускается использование токенов в качестве вознаграждения за верификацию, совершение других операций в реестре блоков транзакций (блокчейне), иной распределенной информационной системе.
Доходы от размещения цифровых знаков не будут признаваться объектом обложения налогом на прибыль. Такая норма будет внесена в подп. 11.8 п. 11 ст. 167 НК. Фактически речь идет об «эмиссии» посредством ICO собственных знаков (токенов), которые создают и размещают организации через уполномоченных на сопровождение таких операций резидентов ПТВ в качестве инструмента заимствования.
Прибыль, полученная от операции с токенами (за исключением размещений собственных цифровых знаков), с 1 января 2025 г. у юрлиц будет признаваться объектом обложения налогом на прибыль.
При этом проект НК-2025 устанавливает 2 разные ставки налога на прибыль:
· 9 % — в отношении валовой прибыли, полученной от операций с токенами для резидентов ПВТ;
· 20 % — в отношении валовой прибыли, полученной иными плательщиками, не являющимися резидентами ПВТ. (Согласно п. 1 ст. 184 НК ставка налога на прибыль для некоторых категорий плательщиков может устанавливаться в размере 25 %.)
В частности, ставка налога на прибыль устанавливается в размере 25 % для белорусской организации без учета филиалов, для каждого филиала белорусской организации, для каждого постоянного представительства иностранной организации, у которых по итогам отчетного периода нарастающим итогом с начала налогового периода налоговая база налога на прибыль превышает 25 000 000 белорусских рублей.
Также отдельные индивидуальные специальные ставки установлены для некоторых субъектов (банков, операторов мобильной связи и т. п.).
Для целей налога на прибыль отдельные виды доходов, получаемые организациями от операций с криптовалютой, будут признаваться внереализационными доходами, а расходы по таким операциям — внереализационными расходами. Согласно проекту изменений в НК-2025 в состав внереализационных доходов будут включаться:
· доходы владельца цифрового знака, созданного и размещенного резидентом ПВТ или через резидента ПВТ, за исключением доходов, указанных в подп. 3.426 п. 3 ст. 174 НК;
· положительная разница, возникающая у лица, создавшего и разместившего собственный токен, между его стоимостью на дату размещения и на дату погашения обязательств. Такие доходы будут отражаться на дату погашения обязательств;
· возникающая у оператора криптоплатформы положительная разница между стоимостью принадлежащих клиентам токенов, использованных оператором криптоплатформы, и стоимостью таких токенов на дату прекращения такого использования. Такие доходы будут отражаться оператором криптоплатформы на дату прекращения использования цифровых знаков. Здесь речь только об операторах криптоплатформ, и не регулируются доходы иных игроков крипторынка Беларуси, в частности, операторов обмена криптовалют, криптоброкеров. Такие доходы будут отражаться на дату их получения.
Согласно Декрету № 8 «владельцем цифрового знака» признается субъект, которому токен принадлежит на праве собственности или на ином вещном праве. Речь идет о доходах, которые возникают у владельца токена от совершения любых операций с «условно белорусскими цифровыми знаками», то есть теми токенами, которые создал и разместил либо резидент ПВТ, либо иная организация с участием резидента ПВТ. Это значит, что известные всем токены в виде BTC (биткоин), ETH (эфириум), USDT (Тезар) и т. п. такими токенами, указанными в ст. 174 НК, не признаются;
· положительная разница, возникающая у владельца токена, созданного и размещенного резидентом ПВТ (через резидента ПВТ), между стоимостью такого токена при погашении обязательств, предусмотренных документами о его создании и размещении, и стоимостью, по которой цифровой знак был приобретен. Такие доходы будут отражаться на дату погашения обязательств, предусмотренных документами о создании и размещении цифрового знака.
Здесь речь идет также о доходах, которые возникают у владельца цифрового знака от совершения любых операций с «условно белорусскими токенами», но уже при «погашении» стоимости таких токенов по окончании установленного срока их обращения.
В состав внереализационных расходов при совершении операций с цифровыми знаками (токенами) у плательщика будут включаться: расходы, которые могут возникнуть при совершении операций с токенами, по которым в ст. 174 НК определены виды внереализационных доходов.
Пунктом 76 проекта Закона предусмотрено, что в ст. 179 НК при определении валовой прибыли от операций с цифровыми знаками (токенами) учитываются:
· прибыль (убыток) резидента ПВТ от оказания услуг, связанных с созданием и размещением цифровых знаков (токенов) с использованием глобальной компьютерной сети Интернет, включая услуги по продвижению цифровых знаков (токенов), консультационные и иные сопутствующие услуги;
· прибыль (убыток) от осуществления деятельности оператора криптоплатформы и (или) оператора обмена криптовалют;
· прибыль (убыток) от деятельности по майнингу;
· прибыль (убыток) от реализации (отчуждения) цифровых знаков (токенов), включая возникшие (добытые) или полученные в результате деятельности по майнингу;
· прибыль (убыток) от осуществления иной деятельности с использованием цифровых знаков (токенов), в том числе содержащей признаки профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, деятельности инвестиционного фонда, секьюритизации;
· внереализационные доходы (внереализационные расходы) от осуществления сделок (операций) с использованием цифровых знаков (токенов), включая внереализационные доходы, указанные в подп. 3.7, 3.20, 3.425–3.428, 3.43 ст. 174 НК (внереализационные расходы, указанные в подп. 3.26, 3.515– 3.518, 3.52 ст. 175 НК).
Налогообложение индивидуальных предпринимателей
При совершении сделок с токенами индивидуальным предпринимателем полученные им доходы будут включаться у него в состав доходов, полученных от предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели с доходов, полученных от совершения операций с токенами, будут исчислять подоходный налог. При этом налоговая база по подоходному налогу у индивидуальных предпринимателей, которые являются резидентами ПВТ, будет определяться в порядке, который установлен для подоходного налога у физических лиц.
Операции с токенами не входят в перечень видов деятельности, которые вправе осуществлять индивидуальный предприниматель, если он не является резидентом ПВТ. Для индивидуальных предпринимателей, являющихся резидентами ПВТ и получающих доход от операций с цифровыми знаками, ставка подоходного налога установлена в размере 9 %.
Налогообложение доходов физлиц
В НК с 2025 года планируется включить статью «Особенности исчисления и уплаты подоходного налога с физических лиц в отношении доходов, полученных по операциям с цифровыми знаками (токенами)».
Согласно проекту Закона доходами по операциям с цифровыми знаками (токенами) по их приобретению (добыче, получению), размещению, отчуждению (передаче) признаются любые виды доходов, полученные от таких операций, в том числе от майнинга, обмена токенов на иные токены, отчуждения за белорусские рубли, иностранную валюту, электронные деньги.
Объектом обложения подоходным налогом с физлиц не будут признаваться доходы, полученные:
· по операциям с токенами, в том числе по их приобретению и (или) реализации, созданными резидентами ПВТ и (или) через резидентов ПВТ;
· по операциям с токенами, совершенным через резидентов ПВТ (если они осуществляют соответствующий вид деятельности);
· от деятельности по майнингу;
· от обмена токенов на иные токены, за исключением доходов, полученных в рамках деятельности, которая является незаконной и (или) запрещается;
· в виде наследства токенов;
· в результате дарения токенов от физических лиц, по договорам, не связанным с осуществлением предпринимательской деятельности, по совокупности с иными доходами, полученными в результате дарения, и в размере, не превышающем установленный предел (11 516 руб.) в течение налогового периода.
<...>