Почему нельзя создавать или инвестировать в ценные бумаги ЗАО |
В настоящее время ведется работа над законопроектом «Об изменении законов по вопросам хозяйственных обществ» (далее — проект), которым предполагается скорректировать нормы в том числе Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК) и Закона Республики Беларусь от 09.12.1992 № 2020-XII «О хозяйственных обществах» (далее — Закон). Публикуем предложение Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по законодательству и государственному строительству в части корректировки норм, предусматривающих порядок наследований акций закрытого акционерного общества (далее — ЗАО).
Проект разработан Министерством экономики Республики Беларусь; внесен Советом Министров Республики Беларусь 30.05.2019; принят Палатой представителей Национального собрания Республики Беларусь в первом чтении 28.06.2019.
В соответствии с п. 2 ст. 97 ГК закрытым акционерным обществом признается акционерное общество, акции которого размещаются и обращаются только среди акционеров этого общества и (или) определенного в соответствии с законодательством об акционерных обществах ограниченного круга лиц. ЗАО вправе осуществлять только закрытое (среди ограниченного круга лиц) размещение акций дополнительного выпуска.
Частью 3 ст. 11 Закона установлено, что участниками хозяйственного общества являются также лица, получившие право собственности, право хозяйственного ведения или оперативного управления на долю в уставном фонде (акции) хозяйственного общества.
Пунктами 3 и 5 ст. 1088 ГК предусмотрено, что в состав наследства участника акционерного общества (акционера) входят принадлежавшие ему акции. Наследник акционера в акционерном обществе становится акционером соответствующего общества.
СПРАВОЧНО
Подтверждением права на бездокументарную эмиссионную ценную бумагу, в том числе на акцию, является выписка о состоянии счета «депо», открытого депозитарием для ее учета (ч. 1 и 4 ст. 9, ст. 42 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг»).
Дополнительно отмечаем, что депозитарий эмитента открывает накопительные счета «депо» лицам, приобретающим права на ценные бумаги эмитента в порядке наследования в случае отсутствия у наследников счетов «депо», в том числе накопительных, открытых в депозитарии эмитента (ч. 1 п. 62 Инструкции о порядке осуществления депозитарной деятельности, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 28.04.2018 № 30).
При этом акции ЗАО переходят к наследникам гражданина или правопреемникам юридического лица, являвшегося акционером, если уставом общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия общества. В последнем случае при отказе в согласии на переход акций они должны быть приобретены другими акционерами или самим обществом в соответствии с правилами п. 5 ст. 97 ГК. Однако наследники (правопреемники) вправе вместо отчуждения акций третьим лицам оставить их за собой (п. 7 ст. 97 ГК).
Одновременно ч. 11 ст. 73 Закона также определено, что акции ЗАО переходят к наследникам гражданина или правопреемникам юридического лица, являвшегося акционером, если уставом этого общества не предусмотрено, что такой переход допускается только с согласия общества. Согласие ЗАО считается полученным, если в течение срока, предусмотренного его уставом, получено письменное согласие всех акционеров общества либо не получено письменного отказа ни от одного из них. При отказе в согласии на переход акций ЗАО к наследникам (правопреемникам) эти акции должны быть приобретены другими акционерами или самим обществом в соответствии с правилами, установленными частями первой — пятой указанной статьи Закона. Однако наследники (правопреемники) вправе вместо отчуждения акций третьему лицу оставить их за собой.
Гражданские кодексы Российской Федерации и Республики Казахстан, а также Федеральный закон Российской Федерации от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» и Закон Республики Казахстан от 13.05.2003 № 415-II «Об акционерных обществах» не содержат условия о переходе акций ЗАО к наследникам с согласия этого общества.
В связи с этим обращаем внимание на то, что (хоть в состав наследства входят все права и обязанности, принадлежавшие наследодателю на момент открытия наследства, существование которых не прекращается его смертью) в состав наследства не входят права и обязанности, неразрывно связанные с личностью наследодателя, в том числе права членства (участия) в коммерческих и других организациях, являющихся юридическими лицами, если иное не установлено законом или учредительными документами (пункт 1, подпункт 1 пункта 2 статьи 1033 ГК).
Таким образом, в случае, когда в уставе ЗАО имеется оговорка о переходе акций к наследникам только с согласия общества, то до получения этого согласия (несмотря на переход права собственности на акции и тот факт, что наследник становится в силу этого акционером ЗАО) наследник не имеет права участвовать в управлении деятельностью этого юридического лица.
СПРАВОЧНО
Вместе с тем, по информации Белорусской республиканской коллегии адвокатов, в правоприменительной (в том числе в судебной) практике по вопросам о порядке перехода акций ЗАО к наследникам и о правовых последствиях такого перехода нет единообразия.
Так, согласно первой точке зрения (аналогична указанной выше), пока наследники умершего акционера ЗАО не получат согласие на переход акций, не продадут их или не оставят за собой, другие акционеры этого общества принимают решения без учета голосов наследников.
В соответствии со второй точкой зрения наследники становятся полноправными акционерами ЗАО с момента перехода права собственности на акцию. Данная позиция основывается на ст. 143 и ч. 1 ст. 144 ГК (акция, будучи ценной бумагой, является документом либо совокупностью определенных записей, удостоверяющих с соблюдением установленной формы и (или) обязательных реквизитов имущественные и неимущественные права; с передачей ценной бумаги переходят все удостоверяемые ею права в совокупности).
В связи с этим полагаем целесообразным обратить внимание на то, что в соответствии с ч. 1 и 2 ст. 44 Конституции Республики Беларусь государство гарантирует каждому право собственности и содействует ее приобретению; неприкосновенность собственности и право ее наследования охраняются законом.
Статьей 17 Всеобщей декларации прав человека установлено, что каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими. Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества.
Кроме того, ч. 2 ст. 2 ГК определено, что право собственности, приобретенной законным способом, охраняется законом и защищается государством, ее неприкосновенность гарантируется, а принудительное отчуждение допускается лишь по мотивам общественной необходимости при соблюдении условий и порядка, определенных законом, со своевременным и полным компенсированием стоимости отчужденного имущества либо согласно постановлению суда (принцип неприкосновенности собственности).
С учетом изложенного выше полагаем, что действующий подход к регулированию вопросов реализации прав акционеров ЗАО наследниками нуждается в корректировке в целях более полного воплощения в гражданском законодательстве конституционно гарантированных прав, усиления защиты института права собственности (как одного из основополагающих институтов правовой системы) и обеспечения единообразия правоприменительной практики.
В связи с этим предлагаем рассмотреть вопрос об исключении из ГК и Закона норм, в соответствии с которыми переход акций ЗАО к наследникам ставится в зависимость от согласия этого общества, а также норм, согласно которым включение подобного условия допускается в устав ЗАО.
С 1 ИЮЛЯ МЕНЯЕТСЯ ПОРЯДОК НОТАРИАЛЬНЫХ ДЕЙСТВИЙ. К ЧЕМУ НАДО БЫТЬ ГОТОВЫМИ?
Постановлением Минюста от 01.06.2020 № 85 внесены многочисленные изменения в Инструкцию о порядке совершения нотариальных действий, утвержденную постановлением от 23.10.2006 № 63.
Инструкция дополнена главой 101 о порядке удостоверения соглашения о разделе имущества, являющегося общей совместной собственностью супругов, а также главой 102 о порядке удостоверения соглашения о детях.
Из Инструкции исключена глава 6, регулирующая вопросы удостоверения договоров купли-продажи приватизируемых жилых помещений.
Изменения также коснулись: основных правил совершения нотариальных действий (глава 2); общих условий удостоверения сделок, доверенностей, согласий (глава 3); удостоверения договоров о залоге, договоров об отчуждении жилых помещений (главы 5 и 8); удостоверения и отмены доверенностей (глава 14); общих положений наследственных прав (глава 18); наследования (главы 19, 20 и 21); свидетельствования верности копий документов и выписок из документов (глава 24); выдачи дубликата нотариально удостоверенного документа (глава 25) и иное.
Постановление № 85 вступает в силу с 1 июля 2020 г.
Одобрены изменения в Закон
Депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь приняли 4 июня во втором чтении проект закона «Об изменении законов по вопросам нотариальной деятельности».
Законопроектом предусмотрено:
-
закрепить государственные гарантии обеспечения нотариальной деятельности путем запрещения изъятия документов, образовавшихся при осуществлении нотариальной деятельности (за исключением случаев, установленных законодательными актами), введения обязанности госорганов, иных государственных организаций представлять по запросу нотариусов имеющиеся у них сведения и (или) документы, необходимые для совершения нотариальных действий;
-
придать определенным нотариальным документам статус нотариального акта, являющегося законным и достоверным подтверждением удостоверенных в этом акте прав, обязанностей и фактов, имеющих юридическое значение;
-
уточнить компетенцию и виды нотариальных действий, совершаемых нотариусами, уполномоченными должностными лицами местных исполнительных и распорядительных органов, дипломатическими агентами дипломатических представительств Республики Беларусь и консульскими должностными лицами консульских учреждений Республики Беларусь;
-
конкретизировать порядок деятельности нотариальных архивов исходя из выявленных пробелов в правовом регулировании;
-
скорректировать вопросы, касающиеся дисциплинарной ответственности нотариусов.
В связи с предлагаемым исключением из компетенции уполномоченных должностных лиц местных исполнительных и распорядительных органов полномочий на совершение удостоверения доверенностей законопроектом предусматривается закрепление в ГК положений о том, что доверенности на получение гражданами пенсий и пособий могут быть удостоверены сельскими (поселковыми) исполнительными комитетами по месту жительства граждан.
В целях комплексного подхода к изменению законодательства соответствующие изменения вносятся в Закон «О пенсионном обеспечении».
<...>