Повышение эффективности функционирования ремонтной службы в структуре предприятий в сфере грузоперевозок |
Построение работы ремонтной службы в структуре предприятий (не только специализированных перевозчиков) на принципах системного подхода с использованием ключевых индикаторов эффективности каждого из функциональных звеньев системы позволит обеспечить достаточный уровень технической готовности автотранспорта в течение всего его жизненного цикла с учетом целевых установок по минимизации затрат.
Исследование возможности реализации системного подхода при построении комплекса технического обслуживания подвижного состава было осуществлено на примере действующего предприятия с фактической убыточностью по основной деятельности. Анализ ремонтной службы показал ее низкую эффективность. Ремонтная мастерская предприятия имеет недостаточный набор оборудования, большинство из которого устарело и не дает требуемой точности обработки. Ремонтные работы зачастую проводятся с помощью подручных средств, что абсолютно не способствует высокому качеству производимых работ, а также полноте выполнения технологических операций. Контроль качества работ при выпуске автомобилей после технического обслуживания и ремонта производится нерегулярно. На предприятии не производится техническая диагностика автомобилей, техническое обслуживание в полном объеме не выполняется.
В таблице представлено обоснование возможности рассмотрения технического обслуживания предприятия на базе системного подхода.
Предлагаемая система технического обслуживания состоит из самостоятельных функциональных блоков, которые находятся в тесной взаимосвязи между собой, в числе которых предлагается выделить:
· блок «Материально-техническая база»;
· блок «Трудовые ресурсы»;
· блок «Технологии»;
· блок «Финансы».
Таблица
Характеристика технического обслуживания как системы
Категория (элемент) |
Характеристика |
Система технического обслуживания |
Элемент общей системы управления предприятием, представляющий собой взаимосвязанную совокупность элементов, обеспечивающих работоспособное состояние автотранспорта и составляющих единое целое |
Ключевая цель |
Минимизация затрат на техническое обслуживание, повышение показателей технической готовности подвижного состава |
Задачи |
1. Организация эффективной работы ремонтной службы предприятия. 2. Предупреждение преждевременного износа механических элементов и ухода параметров техники за пределы установленных норм. 3. Выявление и устранение неисправностей и причин их возникновения. 4. Доведение параметров и характеристик до норм. 5. Продление межремонтных ресурсов и сроков службы. 6. Закрепление работников на рабочих местах, исходя из их профессиональных качеств. 7. Согласование производственных задач в процессе реализации стратегии. 8. Совершенствование эффективности управления ремонтной службой с учетом применения новых технологий |
Предмет |
Основные закономерности и движущие силы, которые определяют техническое состояние транспортных средств в процессе ремонта и эксплуатации |
Субъекты |
Ремонтная служба и служба эксплуатации предприятия, а также вовлеченные по роду деятельности высшие линейные и функциональные руководители |
Объекты |
1. Материально-технические средства. 2. Рабочие группы. 3. Подвижной состав предприятия |
Свойства |
1. Структуризация объекта исследования (совокупность элементов, связей и отношений между этими элементами, определяющая внутреннее строение и организацию объекта как целостной системы). 2. Иерархичность (необходимость изучения объекта на разных уровнях исследования). 3. Функциональность (все элементы системы непрерывно действуют и взаимодействуют в рамках своего функционального назначения). 4. Целенаправленность (система как целое имеет цель своего функционирования). 5. Управляемость (способность системы реагировать на управленческие решения). 6. Эффективность (обеспечивает достижение конечной экономической цели наиболее быстро и эффективно, с наименьшими затратами ресурсов и получением наибольшего результата). 7. Обусловленность (эти характеристики относятся к внешней среде и означают, что среда развивается по определенным законам и возможны анализ взаимодействия системы со средой и целенаправленное воздействие системы на среду, в которой она функционирует). 8. Способность к самоорганизации (чем лучше и быстрее система адаптируется к меняющимся условиям функционирования, тем совершеннее механизм ее самоорганизации). 9. Устойчивость (стремление к сохранению целостности и качественной определенности в процессе функционирования и адаптации к изменению внешних условий существования). 10. Синергии (однонаправленность действий в системе, которая приводит к усилению (умножению) конечного результата) |
Функции |
1. Учетная — документальное оформление норм, правил, методов технического обслуживания и ремонта техники. 2. Организационная — формирование и внедрение процедур управления техническим состоянием транспортных средств. 3. Аналитическая — оценка характеристик производственного процесса, формирование системы контрольных показателей, оценка потенциала различных групп персонала. 4. Стратегическая — ведение инновационного процесса в организации, разработка стратегии и мероприятий по ее реализации |
Процессы |
Планирование технического обслуживания, текущий и капитальный ремонт, мотивация и обучение персонала и т. д. |
Методы |
1. Методы технического обслуживания. 2. Методы диагностики. 3. Ремонтные технологии |
Характеристики среды |
1-й уровень: макросреда: внешняя среда предприятия. 2-й уровень: микросреда: соподчиненные подсистемы управления производством, финансами, снабжением и т. д. 3-й уровень: элементы самой системы технического обслуживания, названные выше |
Блок «Материально-техническая база» представляет собой совокупность постов ремонта, постов диагностики и производственной зоны, которая является неотъемлемой составной частью предлагаемой системы технического обслуживания и является местом ремонтного воздействия на подвижной состав предприятия. Без этого блока в системе технического обслуживания невозможно осуществление любых ремонтных мероприятий.
Посты ремонта представляют собой универсальные посты, оборудованные осмотровыми канавами траншейного типа, на которых выполняется весь спектр работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобилей. В осмотровых канавах размещаются все приспособления, которые необходимы для выполнения ремонтных работ.
Пост диагностики представляет собой рабочий пост, предназначенный для проверки технического состояния автомобилей — исправность всех систем и механизмов, отвечающих за безопасность автомобиля, а также углубленное диагностирование всех механизмов, узлов, агрегатов и систем для нахождения скрытых неисправностей и своевременного предупреждения отказов.
Один из постов диагностики целесообразно разместить непосредственно в производственной зоне для углубленного диагностирования автомобилей перед выполнением технического обслуживания и для проведения проверок после проведения ремонтных воздействий. Это необходимо для выявления скрытых дефектов, мест их нахождения и причин возникновения, а также для уточнения объемов технического обслуживания и потребности автомобиля в ремонте. Второй пост диагностики предлагается разместить непосредственно перед выездными воротами предприятия для диагностирования подвижного состава перед выходом на линию. На этом посту диагностируются преимущественно системы и механизмы, отвечающие за безопасность автомобиля. В результате проведения диагностики выдается заключение о годности автомобиля к дальнейшей эксплуатации без проведения регулировочных или ремонтных воздействий.
Производственная зона представляет собой часть помещения ремонтной мастерской, в которой расположены токарный цех, цех ремонта агрегатов, подъемно-транспортирующие механизмы и оборудование, необходимое для проведения технического обслуживания и ремонта подвижного состава.
Блок «Трудовые ресурсы» включает работников ремонтного звена, эксплуатационного звена, а также инженерно-технических работников, отвечающих за организацию процесса технического обслуживания и за оптимизацию взаимодействия ремонтной и эксплуатационных служб в целях ранней диагностики неисправностей и эффективного использования подвижного состава предприятия. Взаимодействия работников в рамках блока «Трудовые ресурсы» позволит своевременно и в срок проводить все необходимые операции, а также проводить операции технического диагностирования при проведении планового технического обслуживания, что значительно сократит время простоев автомобилей в ремонтной зоне, а также своевременно выявлять и предупреждать сложные ремонты, что значительно сократит число ремонтов по отказу и, как следствие, уменьшится количество срывов рейсов. Высокий уровень квалификации инженерно-управленческих кадров и его систематическое повышение обеспечит более эффективное использование современных технологий, внедрение новых методов ремонта с использованием современного оборудования.
Блок «Технологии» целесообразно рассматривать в разрезе следующих его составляющих.
Методы технического обслуживания включают в себя совокупность приемов и способов проведения технического обслуживания, диагностики технического состояния транспортных средств и ремонтные технологии, включая современные.
Под управленческими технологиями понимается набор управленческих средств воздействия и методов достижения поставленных целей предприятия. К ним относят методы и средства сбора и обработки информации, приемы эффективного воздействия на работников, принципы, законы и закономерности организации и управления, а также системы контроля.
К стандартизации относятся установленные или вновь разработанные на предприятии нормы и нормативы технического обслуживания в соответствии с отраслевыми стандартами.
ГОСТы устанавливают требования безопасности к техническому состоянию транспортных средств, предельно допустимые значения параметров технического состояния автомобилей, которые влияют на безопасность дорожного движения и состояние окружающей среды, а также методы проверки технического состояния автомобилей в эксплуатации.
К документам относится вся используемая на предприятии документация, а также вся нормативно-техническая документация, которая содержит принципы, определения, методы и нормы, позволяющие наиболее эффективно решать задачи поддержания работоспособности подвижного состава.
Блок «Финансы» предлагается рассматривать как отношения, возникающие между всеми участниками системы по поводу формирования и использования денежных средств в процессе технического обслуживания парка автотранспортных средств.
В контексте этого блока целесообразно выделить, в свою очередь, два компонента — бюджет технического обслуживания и систему мотивации трудовых ресурсов.
Финансирование системы технического обслуживания необходимо для обеспечения технологических процессов и заключается в реальном учете потребности в денежных средствах.
Система мотивации предусматривает материальное стимулирование персонала предприятия за выполнение работ по раннему выявлению неисправностей автомобилей.
Составляющие элементы системы в их взаимосвязи представлены на рисунке.
Рисунок. Базовая модель системы технического обслуживания автотранспорта
Оценить уровень эффективности функционирования системы возможно на основе степени достижения цели. Ключевой целью является повышение степени технической готовности автотранспорта при минимизации затрат. Следовательно, индикаторами эффективности работы системы можно выбрать коэффициент технической готовности (Ктг) и удельные затраты на ремонт (УДз). Если соблюдается условие: Ктг → max; УДз → min, то это служит признаком качественной реализации задач управления техническим обслуживанием автотранспорта.
Состояние системы в целом зависит от качественной реализации управленческих задач составляющих ее блоков. Каждый из элементов системы определяется рядом взаимосвязанных показателей, на основе которых можно диагностировать эффективность работы отдельного блока:
где Ii — обобщающий индикатор, характеризующий эффективность работы i-го блока;
xi — показатель состояния отдельного элемента i-й подсистемы.
Выбор показателей для каждого предприятия индивидуален и зависит от конкретного текущего состояния отдельной подсистемы. Например, для блока Б1 «Материально-техническая база» целесообразно использовать такие показатели комплексной оценки реализации задач технического обслуживания, как уровень механизации, фондоотдача производственного оборудования, коэффициенты экстенсивности и интенсивности загрузки оборудования и т. п. Для блока Б2 «Технологии» индикаторами его состояния могут быть доля возвратов, количество рационализаторских предложений, число применяемых инновационных технологий. Блок Б3 «Кадры» можно охарактеризовать производительностью труда, долей квалифицированных кадров, средним временем появления на линии и др. Состояние блока Б4 «Финансы» можно оценить показателем удельной средней себестоимости ремонта, уровнем затрат на капитальный ремонт, текучести кадров.
Сочетание четырех блоков показателей может выявить ряд направлений повышения эффективности управления службой ремонта. Предложенный системный подход позволяет не только оценить эффективность системы с позиции достижения цели, но и выявить, какой из блоков является «слабым звеном», и направить на него свои стратегические усилия.
<...>