Примеры создания и корректировки резерва по сомнительным долгам |
Всвязи со вступлением в силу с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и «в целях компенсации потерь бизнеса, связанных с тем, что им необходимо исполнить налоговое обязательство при отсутствии оплаты от покупателей-заказчиков» резерв по сомнительным долгам «вернулся» в налоговый учет.
Создание резервов по сомнительным долгам предусмотрено как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.
СПРАВОЧНО
В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не новое понятие: до 2014 года суммы резерва по сомнительным долгам и его восстановление при восстановлении сомнительных долгов включались в состав внереализационных расходов (п. 3.20, 3.21 п. 3 ст. 129 НК).
С 2014 года и вплоть до 1 января 2019 г. в связи с исключением из НК указанных пунктов формирование данного резерва не подлежало отражению в составе внереализационных расходов, и при налогообложении учитывались только убытки от списания дебиторской задолженности:
-
по которой истек срок исковой давности;
- по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества;
- невозможной (нереальной) для взыскания (п. 3.22 и 3.23 ст. 129 НК).
Для чего нужно создавать резерв по сомнительным долгам?
В бухучете, для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением как раз и является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.
В налоговом учете дела обстоят несколько иначе. Учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, создание такого резерва в общем случае выгодно налогоплательщикам. Если у компании есть сомнительная дебиторская задолженность, то без резерва не обойтись. Суть создания его в том, что в случае нарушения сроков оплаты реализованных товаров (работ, услуг) покупателями возникает так называемый сомнительный долг. На сумму сомнительного долга может создаваться резерв по сомнительным долгам.
Если резерв по сомнительным долгам не создается, то сумма долга будет признана в расходах либо на дату исключения должника из ЕГР, либо по истечении срока исковой давности такой задолженности (как правило, 3 года (ст. 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В случае же создания резерва, такая задолженность будет списана на расходы значительно быстрее.
Затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу. При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.
Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является одним из законных способов оптимизации налоговых платежей, так как сумма созданного резерва увеличивает расходы для целей налогообложения прибыли, тем самым уменьшая сумму налога на прибыль к уплате.
Что такое сомнительный долг?
Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен — в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 42 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102)).
То есть для признания дебиторской задолженности сомнительной должно одновременно выполняться 3 условия:
1. задолженность возникла в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;
2. задолженность не погашена в срок, установленный договором либо законодательством, или в течение 12 месяцев с даты ее возникновения — если срок не установлен;
3. задолженность не обеспечена соответствующими гарантиями.
Например, организация отгрузила покупателю продукцию. По договору покупатель обязан оплатить ее в течение 30 дней после передачи. Если покупатель нарушает срок оплаты, то эта дебиторская задолженность «попадает» в резерв.
Не имеет значения, подтверждена дебиторская задолженность контрагентом или нет.
Для целей налогообложения не являются сомнительными долги, которые не связаны с продажей. Например, долги по уплате санкций за нарушение договорных обязательств и оплате переданных имущественных прав (требований) или по кредитам и займам.
Обязательно ли создавать резерв?
В бухгалтерском учете он создается в обязательном порядке. Особенность в том, что в случае признания дебиторской задолженности сомнительной, организации обязаны создавать в бухгалтерском учете соответствующие резервы. Это предусмотрено п. 13, 42–48 Инструкции № 102. Это напрямую связано с необходимостью соблюдать один из основных принципов бухучета — принцип осмотрительности, который предусматривает, что оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена (п. 1, 8 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).
В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом налогоплательщика (п. 3.48 п. 3 ст. 175 НК). При этом правом создания резерва сомнительных долгов обладают только предприятия, уплачивающие налог на прибыль. Для предприятий, работающих по упрощенной и иным системам налогообложения, возможность создания резерва по сомнительным долгам законодательством не предусмотрена.
Если организация решит применять данный способ оптимизации налога на прибыль, то принятое решение о создании резерва рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.
Учетная политика по налоговому учету в отношении резерва
Подробнее и примеры читайте в статье.
<...>