Примеры создания и корректировки резерва по сомнительным долгам |
Количество просмотров 93
Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Автор Налоговый кодекс, Налоговый кодекс, налог на прибыль, налог на прибыль, дебиторка, дебиторка, резервный фонд резервный фонд
Примеры создания и корректировки резерва по сомнительным долгам

Всвязи со вступлением в силу с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и «в целях компенсации потерь бизнеса, связанных с тем, что им необходимо исполнить налоговое обязательство при отсутствии оплаты от покупателей-заказчиков» резерв по сомнительным долгам «вернулся» в налоговый учет.

Создание резервов по сомнительным долгам предусмотрено как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

СПРАВОЧНО

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не новое понятие: до 2014 года суммы резерва по сомнительным долгам и его восстановление при восстановлении сомнительных долгов включались в состав внереализационных расходов (п. 3.20, 3.21 п. 3 ст. 129 НК).

С 2014 года и вплоть до 1 января 2019 г. в связи с исключением из НК указанных пунктов формирование данного резерва не подлежало отражению в составе внереализационных расходов, и при налогообложении учитывались только убытки от списания дебиторской задолженности:

  • по которой истек срок исковой давности;

  • по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества;
  • невозможной (нереальной) для взыскания (п. 3.22 и 3.23 ст. 129 НК).

Для чего нужно создавать резерв по сомнительным долгам?

В бухучете, для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением как раз и является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

В налоговом учете дела обстоят несколько иначе. Учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, создание такого резерва в общем случае выгодно налогоплательщикам. Если у компании есть сомнительная дебиторская задолженность, то без резерва не обойтись. Суть создания его в том, что в случае нарушения сроков оплаты реализованных товаров (работ, услуг) покупателями возникает так называемый сомнительный долг. На сумму сомнительного долга может создаваться резерв по сомнительным долгам.

Если резерв по сомнительным долгам не создается, то сумма долга будет признана в расходах либо на дату исключения должника из ЕГР, либо по истечении срока исковой давности такой задолженности (как правило, 3 года (ст. 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В случае же создания резерва, такая задолженность будет списана на расходы значительно быстрее.

Затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу. При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является одним из законных способов оптимизации налоговых платежей, так как сумма созданного резерва увеличивает расходы для целей налогообложения прибыли, тем самым уменьшая сумму налога на прибыль к уплате.

Что такое сомнительный долг?

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен — в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 42 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102)).

То есть для признания дебиторской задолженности сомнительной должно одновременно выполняться 3 условия:

1.         задолженность возникла в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2.         задолженность не погашена в срок, установленный договором либо законодательством, или в течение 12 месяцев с даты ее возникновения — если срок не установлен;

3.         задолженность не обеспечена соответствующими гарантиями.

Например, организация отгрузила покупателю продукцию. По договору покупатель обязан оплатить ее в течение 30 дней после передачи. Если покупатель нарушает срок оплаты, то эта дебиторская задолженность «попадает» в резерв.

Не имеет значения, подтверждена дебиторская задолженность контрагентом или нет.

Для целей налогообложения не являются сомнительными долги, которые не связаны с продажей. Например, долги по уплате санкций за нарушение договорных обязательств и оплате переданных имущественных прав (требований) или по кредитам и займам.

Обязательно ли создавать резерв?

В бухгалтерском учете он создается в обязательном порядке. Особенность в том, что в случае признания дебиторской задолженности сомнительной, организации обязаны создавать в бухгалтерском учете соответствующие резервы. Это предусмотрено п. 13, 42–48 Инструкции № 102. Это напрямую связано с необходимостью соблюдать один из основных принципов бухучета — принцип осмотрительности, который предусматривает, что оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена (п. 1, 8 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом налогоплательщика (п. 3.48 п. 3 ст. 175 НК). При этом правом создания резерва сомнительных долгов обладают только предприятия, уплачивающие налог на прибыль. Для предприятий, работающих по упрощенной и иным системам налогообложения, возможность создания резерва по сомнительным долгам законодательством не предусмотрена.

Если организация решит применять данный способ оптимизации налога на прибыль, то принятое решение о создании резерва рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика по налоговому учету в отношении резерва

Подробнее и примеры читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:


Материалы по теме:

Оцените систему с бесплатным доступом на 3 дня

Пользуйтесь всеми преимуществами портала Findirector.by

Войдите под своей учетной записью

Свежие статьи
Сейчас читают

1. Банк Японии "улетает в космос", напечатав полквардриллиона иен

В то время как ФРС США поднимает стоимость займов и сжимает долларовую массу, а Европейский центробанк прекратил скупку активов и обсуждает повышение процентной ставки, лишь один крупный ЦБ мира продолжает программу денежной накачки в прежних, беспрецедентных масштабах. Банк Японии по итогам заседания в среду оставил неизменным параметры монетарной политики: ставка, которую ЦБ платит банкам за размещение у себя свободных средств, останется отрицательной - минус 0,1% годовых. Программа выкупа активов, в рамках которой БЯ ежегодно увеличивает денежную базу на 80 триллионов иен, также не претерпит изменений.

2. Центробанки недоумевают: Классический закон экономики перестал работать в XXI веке

Классический закон экономической теории, который в России студенты ВУЗов изучают на первом курсе, дает сбои в большинстве развитых стран. Кривая Филлипса, которая показывает обратную зависимость между инфляцией и безработицей (чем быстрее растут цены, тем меньше безработных) и которая десятилетиями служила чиновникам, ответственным за экономическую и монетарную политику, утратила «магическую силу».

3. Крупные продавцы валюты подбросили российский рубль до максимума за 2 недели

Пережив панический припадок на новостях о подготовке новых санкций США, российский валютный рынок вернулся в состояние хрупкой ремиссии. За пять торговых дня курс доллара снизился на 1,5 рубля - в четверг 14 февраля он превышал 67 рублей. Евро подешевел на 1,3 рубля - на пике санкционной паники он стоил 75,7 рубля, а 23.13 мск среды - 74,46 рубля. Рублю помогает рост цен на нефть.

4. Что изменится с 1 марта в оплате жилищно-коммунальных услуг?

Важный момент изменений — с марта субсидируемый тариф при расчете платы за ЖКУ будет применяться в отношении жилых помещений, в которых есть зарегистрированные по месту жительства граждане, и не будет зависеть от того, состоят ли они в близком родстве с собственником или нанимателем жилья. В документе также предусмотрен порядок перерасчета за жилищно-коммунальные услуги в случае неправильного применения организацией тарифа.

5. Топ-20 белорусских городов и районов по условиям ведения бизнеса

В Беларуси составлен рейтинг городов и районов по условиям ведения бизнеса. Они оценивались по 150-балльной шкале. Составители рейтинга (белорусский офис «Битрикс24») пояснили, что Минск оказался в лидерах по 9 параметрам из 11, уступив лишь Новополоцку по выручке от оптовой и розничной торговли на душу населения, а Бресту — по объему торговых площадей на 10 тыс. населения.

6. Новые правила хозяйственной деятельности в приграничной полосе и на госгранице

Определены права и обязанности юридических и физических лиц, связанные с их пребыванием в пограничной зоне или пограничной полосе, в том числе право на получение информации о пограничном режиме и режиме госграницы. Также, в пределах пограничной зоны и пограничной полосы установлены новые ограничения.
С 1 января 2019 года при нахождении в пределах пограничной зоны или полосы гражданам и юридическим лицам запрещено...

7. Роман Осипов: Отсутствие отраслевых политик отпугивает инвесторов от Беларуси больше, чем экономические показатели

Потенциал же – по новым проектам один миллиард долларов, следствием будет и увеличение объема реинвестируемой прибыли до 1-1,5 млрд долларов в год. Таким образом, в целом можно в течение обозримого будущего (3-4 года) выйти на 2-3 млрд долларов прямых иностранных инвестиций в год. А это даст прирост ВВП как минимум около 3-4% в год (не учитывая эффект мультипликатора).
Актуальные новости

1. О новой российской системе быстрых платежей и низкой комиссии для "входящих" платежей у бизнеса |

Система быстрых платежей в ограниченном режиме запущена в России с 28 января в 12 банках, в полноценном режиме система заработает с 28 февраля. Она позволит физическим лицам осуществлять мгновенные платежи в круглосуточном режиме. Запуск платежей в пользу юридических лиц в рамках разработанной Банком России Системы быстрых платежей снизит для предприятий комиссии за безналичный расчет при оплате товаров и услуг.

2. Как в Беларусь попадают поддельные банкноты и какие проблемы можно получить за их хранение и сбыт |

В большинстве случаев поддельная валюта попадала в Беларусь через туристов, гастарбайтеров, а также тех, кто ездил в гости к родным за границу. В некоторых случаях фальшивки попадали в нашу страну через предпринимателей, которые закупали товар за границей. Поддельную валюту изготавливают, как правило, на высококачественном полиграфическом оборудовании. Белорусские банкноты подделывают более простым способом — рисуют или печатают на обычных принтерах в домашних условиях.

3. Руководство предприятия по продаже ветпрепаратов в Молодечно подозревается в хищениях денег |

Главный бухгалтер предприятия по оформленной доверенности получала расходные материалы и автозапчасти за счет организации. Однако использовались они для личного автомобиля. Махинациями хищения топлива «промышлял» новый замдиректора предприятия. Новый же директор, заступив на должность в августе 2018 года, систематически допускал прогулы, решая частные вопросы. Но в табелях учета рабочего времени фиксировался восьмичасовой день, что позволяло получать зарплату и надбавку за сложность и напряженность. Таким образом, руководитель незаконно получил более 2 тыс. рублей.

4. Украина расследуют крупную контрабанду сигарет из Беларуси в Евросоюз |

Согласно обнародованной информации, СБУ запросила у Беларуси копии документов на груз, отправленный белорусским предприятием «Бархим», в котором вместо моечной продукции обнаружили незаконно изготовленные сигареты. Сообщается, что нарушение было выявлено на территории Румынии, поскольку большегруз попал в автомобильную аварию.

5. Бедняга из Горок перевёз зерно из России в Беларусь без лицензии |

Факт оказания безлицензионных услуг по перевозке зерна из России в Беларусь выявили работники Кричевской межрайонной финансовой милиции. Причем в ходе проверки горецкий перевозчик представил подложные документы, в соответствии с которыми перевозка товара осуществлялась только по территории республики.

6. Корпоративное управление на госпредприятиях: о реформировании наблюдательных советов в целях долгосрочного развития |

Высшие должностные лица Беларуси будут назначены представителями государства в набсоветы наиболее значимых акционерных обществ с долей государства в уставных фондах. Это называется выстраиванием корпоративного управления на госпредприятиях, чем правительство в 2019 году собралось заняться очень плотно. Основная цель нововведения - "превратить наблюдательные советы из формального органа в штаб, формирующий стратегию в конкурентной борьбе и, что немаловажно, контролирующий ее выполнение для достижения долгосрочных целей развития".

7. Почему посетителям больше не милы существующие концепции торговых центров |

Еще пару лет назад собственники торговых центров привлекали посетителей, открывая батутные центры, роллердромы и даже контактные зоопарки. Но покупатели насытились этими впечатлениями. Все существующие концепции привлекают людей лишь разово. Собственник торгового центра больше не может себе позволить один раз озадачиться стройкой и подбором арендаторов, нанять управляющего и расслабиться, зарабатывая на аренде.