Примеры создания и корректировки резерва по сомнительным долгам |

Автор Александра Ракитина, эксперт по налогообложению Александра Ракитина, эксперт по налогообложению
Номер № 01/2019
Количество просмотров 1737
Автор Налоговый кодекс, Налоговый кодекс, налог на прибыль, налог на прибыль, дебиторка, дебиторка, резервный фонд резервный фонд

Всвязи со вступлением в силу с 1 января 2019 г. новой редакции Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) и «в целях компенсации потерь бизнеса, связанных с тем, что им необходимо исполнить налоговое обязательство при отсутствии оплаты от покупателей-заказчиков» резерв по сомнительным долгам «вернулся» в налоговый учет.

Создание резервов по сомнительным долгам предусмотрено как в бухгалтерском учете, так и в налоговом учете.

СПРАВОЧНО

В налоговом учете резерв по сомнительным долгам не новое понятие: до 2014 года суммы резерва по сомнительным долгам и его восстановление при восстановлении сомнительных долгов включались в состав внереализационных расходов (п. 3.20, 3.21 п. 3 ст. 129 НК).

С 2014 года и вплоть до 1 января 2019 г. в связи с исключением из НК указанных пунктов формирование данного резерва не подлежало отражению в составе внереализационных расходов, и при налогообложении учитывались только убытки от списания дебиторской задолженности:

  • по которой истек срок исковой давности;

  • по которой истек срок давности для предъявления исполнительных документов к исполнению в случае возвращения взыскателю исполнительного документа, по которому взыскание не произведено либо произведено частично в связи с отсутствием у должника денежных средств на счетах в банках и иного имущества;
  • невозможной (нереальной) для взыскания (п. 3.22 и 3.23 ст. 129 НК).

Для чего нужно создавать резерв по сомнительным долгам?

В бухучете, для того чтобы данные бухгалтерской отчетности были достоверными, активы и обязательства организации подлежат корректировке с учетом оценочных значений. В отношении дебиторской задолженности оценочным значением как раз и является резерв по сомнительным долгам, то есть в балансе сумма дебиторской задолженности отражается за вычетом созданного резерва. Благодаря этому исключается завышение величины активов, а пользователи бухгалтерской отчетности видят реальную величину дебиторской задолженности и, соответственно, могут адекватно оценить финансовое состояние организации.

В налоговом учете дела обстоят несколько иначе. Учитывая то, что указанный резерв включается в налоговые расходы, создание такого резерва в общем случае выгодно налогоплательщикам. Если у компании есть сомнительная дебиторская задолженность, то без резерва не обойтись. Суть создания его в том, что в случае нарушения сроков оплаты реализованных товаров (работ, услуг) покупателями возникает так называемый сомнительный долг. На сумму сомнительного долга может создаваться резерв по сомнительным долгам.

Если резерв по сомнительным долгам не создается, то сумма долга будет признана в расходах либо на дату исключения должника из ЕГР, либо по истечении срока исковой давности такой задолженности (как правило, 3 года (ст. 197 Гражданского кодекса Республики Беларусь). В случае же создания резерва, такая задолженность будет списана на расходы значительно быстрее.

Затем, когда безнадежность долга станет очевидной и его нужно будет списать, такое списание осуществится уже не за счет отнесения на расходы, а за счет сумм сформированного резерва по этому долгу. При этом расхождения в суммах списываемого безнадежного долга и существующего резерва по нему в момент списания будут учтены в финрезультате (в доходах или в расходах), влияющем на налоговую базу по прибыли.

Создание резерва по сомнительным долгам в налоговом учете является одним из законных способов оптимизации налоговых платежей, так как сумма созданного резерва увеличивает расходы для целей налогообложения прибыли, тем самым уменьшая сумму налога на прибыль к уплате.

Что такое сомнительный долг?

Сомнительным долгом признается дебиторская задолженность, возникшая в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг, которая не погашена в срок, установленный договором или законодательством (если срок не установлен — в течение 12 месяцев с даты возникновения дебиторской задолженности), и не обеспечена соответствующими гарантиями (п. 42 Инструкции по бухгалтерскому учету доходов и расходов, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.09.2011 № 102 (далее — Инструкция № 102)).

То есть для признания дебиторской задолженности сомнительной должно одновременно выполняться 3 условия:

1.         задолженность возникла в результате реализации продукции, товаров, выполнения работ, оказания услуг;

2.         задолженность не погашена в срок, установленный договором либо законодательством, или в течение 12 месяцев с даты ее возникновения — если срок не установлен;

3.         задолженность не обеспечена соответствующими гарантиями.

Например, организация отгрузила покупателю продукцию. По договору покупатель обязан оплатить ее в течение 30 дней после передачи. Если покупатель нарушает срок оплаты, то эта дебиторская задолженность «попадает» в резерв.

Не имеет значения, подтверждена дебиторская задолженность контрагентом или нет.

Для целей налогообложения не являются сомнительными долги, которые не связаны с продажей. Например, долги по уплате санкций за нарушение договорных обязательств и оплате переданных имущественных прав (требований) или по кредитам и займам.

Обязательно ли создавать резерв?

В бухгалтерском учете он создается в обязательном порядке. Особенность в том, что в случае признания дебиторской задолженности сомнительной, организации обязаны создавать в бухгалтерском учете соответствующие резервы. Это предусмотрено п. 13, 42–48 Инструкции № 102. Это напрямую связано с необходимостью соблюдать один из основных принципов бухучета — принцип осмотрительности, который предусматривает, что оценка активов и доходов организации не должна быть завышена, а обязательств и расходов — занижена (п. 1, 8 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности»).

В налоговом учете создание резерва по сомнительным долгам является правом налогоплательщика (п. 3.48 п. 3 ст. 175 НК). При этом правом создания резерва сомнительных долгов обладают только предприятия, уплачивающие налог на прибыль. Для предприятий, работающих по упрощенной и иным системам налогообложения, возможность создания резерва по сомнительным долгам законодательством не предусмотрена.

Если организация решит применять данный способ оптимизации налога на прибыль, то принятое решение о создании резерва рекомендуется отразить в учетной политике для целей налогообложения.

Учетная политика по налоговому учету в отношении резерва

Подробнее и примеры читайте в статье.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».