Простая модель формирования системы показателей эффективного управления дебиторской задолженностью |
Рассмотрим управление дебиторской задолженностью как элемент общей системы финансового менеджмента, как составляющую оперативного управления. Отдельно выделим: обобщающие показатели, характеризующие эффективность управления в целом; показатели рациональной структуры дебиторской задолженности; коэффициенты эффективности оперативного управления, характеризующие соотношение величины дебиторской задолженности с кредиторской задолженностью, денежными потоками, прибылью от продаж.
В условиях нестабильности и возрастающей конкуренции эффективное управление дебиторской задолженностью выступает одной из наиболее важных проблем.
Можно определить дебиторскую задолженность как «сумму задолженности в пользу предприятия, представленную финансовыми обязательствами юридических и физических лиц по расчетам за товары, работы и услуги, выданные авансы и т.п.» и как часть выручки, и как часть имущества, активов предприятия.
Неоднозначность экономической природы дебиторской задолженности предопределяет и различные подходы к формированию целей управления ею.
Если рассматривать дебиторскую задолженность исключительно как сумму долгов в пользу предприятия, то очевидно, что цель такого управления — сведение к минимуму образовавшихся долгов и получение в полном объеме оплаты за реализованную продукцию. С другой стороны, характеризуя дебиторскую задолженность как часть выручки от реализации продукции, необходимо принимать как должное, что рост выручки, сопровождающийся пропорциональным увеличением дебиторской задолженности, — естественный процесс. Более того, дебиторская задолженность — часть оборотных активов предприятия, относящаяся к категории быстро реализуемых, составляющих агрегат А2, который участвует в расчете коэффициентов текущей и быстрой ликвидности. Соответственно, чем больше значение дебиторской задолженности, тем большей ликвидностью характеризуется баланс предприятия. То есть целью управления дебиторской задолженностью в таком аспекте является ее максимизация.
Разумеется, на практике необходимо учитывать и тот и другой подход, наращивая дебиторскую задолженность в пределах, ограниченных ростом объема реализации продукции, и оптимизируя общий размер этой задолженности, своевременную инкассацию и недопущение просрочки платежей.
В процессе проведения определенных управленческих процедур, направленных на достижение оптимальных (с точки зрения менеджмента организации) размеров дебиторской задолженности, возникает вопрос: можно ли признать такое управление дебиторской задолженностью эффективным? Какие количественные показатели могут быть использованы для оценки указанной эффективности?
Для формирования системы оценочных показателей необходимо основываться на применении целевого подхода к определению эффективности управления, то есть «управления, направленного на достижение поставленных целей». В качестве таких показателей могут выступать отдельные финансовые коэффициенты, а их количественными целевыми ориентирами являются рекомендуемые (нормативные) значения.
В общем виде основным показателем повышения эффективности управления дебиторской задолженностью на предприятии является ускорение ее оборачиваемости, которое отражается в изменении за определенный период времени следующих показателей:
-
увеличение коэффициента оборачиваемости дебиторской задолженности;
-
сокращение периода оборачиваемости дебиторской задолженности;
-
снижение коэффициента отвлечения оборотных средств в дебиторскую задолженность.
Рассматривая дебиторскую задолженность как часть оборотных (быстро реализуемых) активов организации, необходимо учитывать влияние ее величины на коэффициенты ликвидности. То есть при регулировании величины дебиторской задолженности следует обеспечивать достижение оптимальных величин (рекомендуемых значений, целевых ориентиров) указанных коэффициентов.
Кроме того, при рассмотрении управления финансами как системы целесообразен учет временного аспекта управленческого воздействия, то есть разделение его на стратегический, тактический и оперативный уровни. Управление дебиторской задолженностью — это важный элемент, составляющий оперативный уровень, на котором необходимо добиваться не только поддержания дебиторской задолженности на должном уровне, но и обеспечения ее рациональной (оптимальной) структуры, а также ее соответствия кредиторской задолженности организации при условии сохранения сбалансированности положительных и отрицательных денежных потоков.
Оптимизация структуры дебиторской задолженности обеспечивается, во-первых, с точки зрения ее отдельных элементов по экономическому содержанию (покупатели и заказчики, авансы выданные, прочая); во-вторых, по сроку погашения (краткосрочная, долгосрочная); в-третьих, по своевременности возврата (нормальная, просроченная), в-четвертых, по возможности взыскания (надежная, сомнительная, безнадежная).
Оптимальная структура дебиторской задолженности предусматривает преобладание в ее составе покупателей и заказчиков, краткосрочной, нормальной и надежной дебиторской задолженности.
Эффективное управление дебиторской задолженностью на оперативном уровне обеспечивается, во-первых, регулированием ее величины с величиной кредиторской задолженности. Так, в качестве целевого ориентира следует использовать такую ситуацию, если кредиторская задолженность примерно равна дебиторской, либо превышает ее не более чем на 10%. Во-вторых, регулирование объемов кредиторской и дебиторской задолженности относительно выручки и себестоимости продукции. Учитывая тот факт, что оплаченная кредиторская задолженность увеличивает размер отрицательного денежного потока, а оплаченная дебиторская задолженность — положительного, целесообразно использовать такие показатели, как доля кредиторской задолженности в объеме оттока денежных средств и доля дебиторской задолженности в объеме притока денежных средств за определенной период. При этом оперативное управление следует считать эффективным, если данные коэффициенты принимают значение не более 25%. В-третьих, регулирование объема дебиторской задолженности относительно прибыли от продаж, удельный вес которой в прибыли от продаж должен быть менее 1.
На основе представленных рассуждений была сформирована система показателей эффективного управления дебиторской задолженностью в коммерческих организациях (таблица).
...
ТАБЛИЦА
Система показателей эффективного управления дебиторской задолженностью
Показатели |
Целевые ориентиры показателей |
|
...
Подробнее читайте в статье.
<...>