Регулирование розничной торговли по сюжету Айн Рэнд |
Крупнейшие бизнес-союзы инициировали создание межведомственной рабочей группы при МАРТ по формированию правового акта, определяющего дополнительное госрегулирование крупных торговых сетей в Беларуси. Принятие такого документа, по мнению Виктора Маргелова, сопредседателя Республиканской конфедерации предпринимательства, позволило бы вернуть долю МСП в товарообороте страны в сфере розничной торговли, создать реальные, а не формально равные условия хозяйствования.
Бизнес-союзы аргументируют свою позицию тем, что действующие в стране антимонопольный и другие нормативные акты в сфере торговли, создавая формально равные, обеспечивающие высокую степень экономической свободы условия, на самом деле являются льготными для крупных и дискриминационными для мелких предпринимателей:
-
льготы при строительстве новых крупных торговых объектов в рамках Декрета № 10;
-
несравнимо большие возможности крупнейших торговых сетей по отношению к субъектам МСП по законной оптимизации налоговой нагрузки;
-
практически ничем не ограниченная рыночная сила крупнейших торговых сетей, связанная с высоким потенциалом объема продаж товаров в их магазинах, которая трансформируется в абсолютном большинстве случаев в жесткий диктат с поставщиками (производителями) с целью отпуска в адрес сетей продукции с нулевой или отрицательной рентабельностью. Как результат — производители и импортеры вынуждены закладывать повышенный уровень рентабельности при отгрузке в адрес торговых предприятий — субъектов МСП, ставя этим их в дискриминационные условия;
-
в отличие от субъектов МСП, крупнейшие торговые сети обладают несравнимо большим потенциалом и ресурсом для дополнительного увеличения выручки за счет проведения маркетинговых и рекламных мероприятий. Таким способом формируется общественное мнение, снижающее относительный уровень привлекательности торговых объектов субъектов МСП.
В то же время РОО «Перспектива» провело встречу с Главой Администрации Президента Натальей Кочановой (присутствовал замглавы Администрации Валерий Мицкевич и начальник экономического управления), где обсудили аналитический доклад Главе государства о положении дел в сфере индивидуального предпринимательства в розничной торговле и передали 7 тысяч подписей под обращением.
На портале tut.by опубликованы аргументы генерального директора ООО «Евроторг» Андрея Зубкова: «Но есть во всей этой проблеме не только голые эмоции, но и объективные экономические данные. Если один довлеет на рынке — другая сторона проигрывает. Если торговые сети задавили производителей — то у розницы должно быть прибыли больше, чем у производителей. Нам известно о рентабельности по чистой прибыли многих крупных игроков — торговых сетей. В основном она колеблется от 0,5 до 1%. У нас, в частности, по 2017 году — 1,03%, а по 2018 году — 0,5%. Мы проанализировали финансовую отчетность за 2017 год (находящуюся в открытом доступе) 41-го производственного предприятия, с которыми имеем значимые обороты. Оказалось, что у 34 из 41-го рентабельность по чистой прибыли выше, чем у нас, а у половины из них — существенно выше и колеблется от 6 до 16%.
Показатель соотношения чистой прибыли к товарообороту у «Евроопт» в 2017 году составил 1,03%, а у Волковысского мясокомбината — 10%, у Ошмянского мясокомбината — 8%, у «Беллакта» — 8,4%, у агрокомбината «Дзержинский» — 10,2%, у предприятия «Молочный мир» — 16,4%, Слуцкого сыродельного комбината — 9,5%, Солигорской птицефабрики — 10,3%, «Коммунарки» — 15,9%, «Спартака» — 9,1%, «Аливарии» — 11,8%».
Независимый аналитик Дмитрий Иванович считает, что в этом споре необходимо изучить распределение не чистой прибыли, а валовой: «валовая прибыль «Евроторга» за 2017 год — 1 064 761 000 BYN и разделенная на себестоимость показывает 36,9% (2 888 150 000 BYN), Волковысский мясокомбинат: 34 371 000 BYN, себестоимость продукции — 151 774 000 BYN — 22,6%; агрокомбинат «Дзержинский»: валовая прибыль — 50 163 000 BYN, себестоимость — 199 055 000 BYN — 25,2%; только у «Коммунарки» соотношение будет выше, чем у торговых сетей».
По моему глубокому убеждению, любые предложения должны быть взвешенными, разумными и не наносящими вред бизнесу любого масштаба, так как за ним стоят собственники, кредиторы, другие стейкхолдеры и имидж страны. В контексте данной ситуации, на мой взгляд, стоит говорить об инструментах, которые используются в развитых странах. Например, можно говорить о введении неких квот на наличие продукции национальных производителей.
Также можно говорить о стимулировании маркетинговой активности ритейлеров по популяризации и продвижению брендов национальных производителей среди потребителей. У нас в свое время были робкие попытки делать нечто подобное (кампании «Купляйце беларускае», «Беларускае самае маё»), но их реализация инициатив не достигла цели.
По сути, нужно переместить акцент с плоскости законодательного регулирования в плоскость потребителя. Ни в коем случае дискуссии по данным вопросам не должны уходить в сторону диктата и установления различных предельных наценок на товары разных производителей или еще каких-то границ.
Мы всего лишь констатируем факты и понимаем, что градус спора накалился, а основной диалог между сторонами еще только начнется в различных коридорах власти.
<...>