Россия и Беларусь начали эксперимент по использованию навигационных пломб |
Российская Федерация и Беларусь приступают к отработке механизмов по применению навигационных пломб для отслеживания перевозок на территории ЕАЭС в рамках соглашения, подписанного главами государств ЕАЭС в 2022 году.
Постановление о начале эксперимента подписал Председатель Правительства Российской Федерации Михаил Мишустин.
Применение навигационных пломб в рамках эксперимента позволит обеспечить контроль за транзитом через территорию России лесоматериалов и продукции деревообработки, экспортируемых за пределы ЕАЭС автотранспортом.
Контрольно-надзорные органы двух государств будут получать информацию о движении транспортных средств и сохранности груза в информационных системах национального уполномоченного оператора пломбирования Российской Федерации ООО «ЦРЦП» и национального уполномоченного оператора пломбирования Республики Беларусь РУП «Белтаможсервис». Для этих целей проведена интеграция информационных систем России и Беларуси.
«Формирование новой транспортно-логистической инфраструктуры и совместное использование цифровых решений является одним из приоритетов сотрудничества в рамках ЕАЭС. Оформление грузоперевозок с использованием электронных перевозочных документов, технологическая бесшовность процедур на границах потенциально увеличат объем транзита через страны ЕАЭС в разы. Навигационные пломбы, которые хорошо себя зарекомендовали при транзите санкционных товаров, имеют огромный потенциал для расширения сфер использования. В прошлом году это решение позволило значительно ускорить процедуру обработки судов в порту Новороссийска, и мы надеемся, что пространство ЕАЭС станет площадкой, на которой смогут проявиться все неоспоримые преимущества технологии», — отметил заместитель Министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Баканов.
Навигационные пломбы будут накладываться на транспортные средства непосредственно при погрузке товаров в Республике Беларусь. Далее опломбированные грузовики проследуют по территории обеих стран до места выезда с территории Российской Федерации — российско-азербайджанского участка государственной границы, автомобильного пункта пропуска Яраг-Казмаляр и российско-казахстанского участка государственной границы, одного из контрольных пунктов Маштаково, Бугристое, Петухово. Там пломбы будут деактивированы и сняты, а транспортные средства с грузом проследуют далее по своему маршруту.
В эксперименте с российской стороны участвуют Минтранс России, Минэкономразвития России, Минприроды России, Пограничная служба ФСБ России, ФТС России, Ространснадзор и Рослесхоз.
«Система отслеживания перевозок товаров представляет собой программно-аппаратный комплекс для сбора, обработки, передачи и визуализации данных, полученных от навигационных пломб при осуществлении перевозок. Система позволяет в полной мере обеспечивать сотрудников контрольно-надзорных органов всей необходимой информацией о каждой транзитной перевозке через территорию России», — прокомментировал заместитель генерального директора ООО «ЦРЦП» Артем Попов.
При поддержке ЕЭК стартовал эксперимент Беларуси и России по применению навигационных пломб при перевозке лесоматериалов
Эксперимент по применению навигационных пломб проводится в отношении лесоматериалов и продуктов деревообработки, помещенных под таможенную процедуру экспорта в Республике Беларусь и убывающих с территории Российской Федерации. Евразийская экономическая комиссия оказывает необходимое оперативное содействие сторонам по проблемным вопросам, возникающим при организации эксперимента.
Навигационные пломбы накладываются на грузовые отсеки автомобилей в Беларуси при помещении товаров под процедуру экспорта.
Условиями эксперимента определен перечень контрольных пунктов (Красное, Рудня, Красный Камень), через которые в Россию въезжают грузовики с лесоматериалами и продукцией деревообработки, а также перечень автомобильных (Яраг-Казмаляр) и контрольных пунктов пропуска (Маштаково, Бугристое, Петухово), в которых осуществляется снятие навигационных пломб с грузовых транспортных средств и их выезд с территории России.
Проведение эксперимента инициировала белорусская сторона, чтобы обеспечить возможность вывоза через территорию России лесоматериалов, помещенных под таможенную процедуру экспорта, через указанные выше пункты пропуска, а также протестировать применение навигационных пломб при перевозках товаров по территориям двух стран.
Первый грузовой автомобиль отправился в Россию из Беларуси в ночь с 13 на 14 февраля этого года. В частности, машина из белорусского Могилева доехала до контрольного пункта пропуска Маштаково на российско-казахстанской государственной границе менее чем за двое суток. Примененная навигационная пломба снята в месте убытия в штатном режиме. К утру 17 февраля в пути находились еще 7 автомобилей с указанной продукцией, следующих с использованием навигационных пломб.
Эксперимент будет проводиться до 1 июня 2023 г., после чего участники оценят его эффективность. Как ожидается, применение навигационных пломб позволит оптимизировать логистику посредством минимизации мер государственного контроля при одновременном обеспечении абсолютной «прозрачности» и «бесшовности» перевозок на всем пространстве Союза и, соответственно, упростить и ускорить процедуру доставки грузов получателю.
Полученный практический опыт будет учитываться при подготовке нормативных актов Комиссии, работа над которыми сейчас ведется совместно со сторонами.
В апреле этого года стартует другой эксперимент, предусмотренный Распоряжением Евразийского межправительственного совета от 21 октября 2022 № 25. Он будет проводиться в отношении товаров взаимной торговли, перевозимых железнодорожным и (или) автомобильным видами транспорта. В новом проекте примут участие Казахстан, Кыргызстан и Россия.
Справка.
Соглашения о применении в Евразийском экономическом союзе навигационных пломб для отслеживания перевозок подписано 19 апреля 2022 г. В настоящее время ратификация данного Соглашения находится на завершающем этапе. Соглашение направлено на обеспечение законного оборота товаров в ЕАЭС путем расширения использования современных технических и технологических решений при организации перевозок по территории ЕАЭС, а также минимизацию применения мер таможенного и иных видов государственного контроля в отношении перевозок товаров (при транзите, экспорте и во взаимной торговле).
Для подготовки сторон и участников ВЭД к практической реализации Соглашения приняты Распоряжение Евразийского межправительственного совета от 21 октября 2022 г. № 25 и Распоряжение Совета Евразийской экономической комиссии от 17 октября 2022 г. № 29, предусматривающие проведение экспериментов по применению навигационных пломб в отношении товаров, перемещаемых в рамках взаимной торговли, и отдельных категорий товаров, помещенных под таможенную процедуру экспорта.
Результаты экспериментов Комиссия получит не позднее 30 июня 2023 г.
<...>