Саморегулируемые организации — замена лицензирования или препятствие для доступа на рынок |
В Беларуси в 2020 году планируется рассмотреть в Парламенте итоговый законопроект «О саморегулируемых организациях». Законопроект вынесен на общественное обсуждение. Рабочая версия проекта опубликована на сайте совета. В обосновании к документу отмечалось, что внедрение механизмов саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности является важным элементом стратегии экономического развития страны. Мировой опыт показывает, что саморегулирование бизнеса может быть эффективной альтернативой государственному вмешательству в экономику, обеспечивая снижение государственных расходов на регулирование, а также большую гибкость и внимание к интересам участников рынка.
Заслуженный юрист Республики Беларусь Валерий Фадеев считает, что подготовленный Минэкономики законопроект «О саморегулируемых организациях» не будет работать на практике, поскольку в нем детально не прописаны многие принципиальные позиции, в том числе порядок передачи полномочий по регулированию от госорганов саморегулируемым организациям. В нем также недостаточно четко определены взаимоотношения саморегулируемых организаций с госорганами, внутренние взаимоотношения в саморегулируемых организациях. А это принципиально важные вопросы.
В России с этим уже столкнулись. Оказалось, что саморегулирование может стать препятствием для доступа на рынок.
Поэтому, когда обсуждался законопроект, представители бизнес-союзов уже спросили: «Не станет ли саморегулирование препятствием для доступа на рынок?» Как пояснил собеседник агентства, четкого ответа мы не получили.
Саморегулирование в таможенном деле
Развитие саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности в сфере таможенного дела в Республике Беларусь обусловлено необходимостью совершенствования таможенного регулирования и контроля посредством формирования отношений консультативного характера, организации взаимодействия таможенных органов с лицами, осуществляющими деятельность в сфере таможенного дела. Такая практика уже сложилась в странах-партнерах, например в России и Казахстане.
Саморегулирование в сфере таможенной деятельности предполагает выработку и соблюдение следующих стандартов:
-
ответственность саморегулируемой организации за результаты предпринимательской и профессиональной деятельности в сфере таможенного дела;
-
обеспечение самоконтроля и формирование отчетности на основе стандартов аудита деятельности в сфере таможенного дела;
-
делегирование саморегулируемой организации государственно-значимых задач или отдельных функций для целей управления и регулирования в области таможенной политики.
В июне 2019 года между Республиканским союзом участников таможенных отношений (далее — РСУТО) и Государственным таможенным комитетом Республики Беларусь был подписан Меморандум о взаимоотношениях, в котором определены конкретные условия реализации Союзом государственно-значимых задач или отдельных функций таможенных органов. Таким образом, при формировании соответствующих правовых условий, РСУТО мог бы получить статус саморегулируемой организации. Для этого в проекте закона «О саморегулируемых организациях» следует предусмотреть положения:
-
регламентирующие порядок утверждения государственным органом стандартов саморегулирования;
-
устанавливающие возможность, а также механизм передачи функций саморегулируемой организации;
-
устанавливающие возможность признания результатов деятельности саморегулируемой организации соответствующим государственным органом.
Вадим Мацкевич, председатель Республиканского союза участников таможенных отношений
Саморегулирование оценщиков
Сегодня для белорусских исполнителей оценки крайне важно обеспечить условия функционирования, аналогичные сложившимся в других странах ЕАЭС, поскольку следующий год определен годом начала функционирования единого рынка услуг в сфере оценки имущества.
Так, в Российской Федерации и Республике Казахстан предусмотрено обязательное участие оценщиков в саморегулируемых организациях (далее — СРО), а их количество законодательно не ограничено. СРО ведут реестры своих членов, отвечают за повышение квалификации, осуществляют экспертизу проектов нормативных правовых актов в области оценки и др. Наряду с Министерством экономического развития и Росреестром, СРО обладают определенными регуляторными функциями. Данное право предоставлено СРО Законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», который конкретизирует общие положения закона «О саморегулируемых организациях» применительно к данному виду деятельности. Таким образом обеспечивается связь бизнеса и госрегулятора, которые совместно взаимодействуют с партнерами стран — участниц ЕАЭС, обеспечивая функционирование единого рынка услуг.
Исполнители оценки Республики Беларусь, чтобы выигрывать конкуренцию на едином рынке услуг, также должны обладать сильными консолидированными позициями, для чего следует на законодательном уровне обеспечить связь бизнеса и национального регулятора оценки, которым выступает Государственный комитет по имуществу Республики Беларусь (далее — ГКИ).
Это возможно посредством создания СРО в оценочной деятельности путем принятия Закона «О саморегулируемых организациях» и соответствующих изменений в отраслевом законодательстве. В противном случае не будут сформированы механизмы защиты интересов национального бизнеса на едином рынке услуг ЕАЭС, что существенно ослабит его позиции в конкурентной борьбе.
При этом мы обязаны учесть и не повторить ошибок наших коллег по ЕАЭС, с которыми они столкнулись при внедрении саморегулирования в сферу оценочной деятельности, включая, например, возможность формирования множества СРО, что является, на мой взгляд, минусом, отрицательно влияющим на качество оказываемых услуг.
Светлана Юреня,
председатель Ассоциации оценочных организаций
Материал подготовлен при содействии Совета по развитию предпринимательства
<...>