Секреты успешного планирования, или Как предприятию победить на внешних рынках |
Необходимо, чтобы методология перспективного планирования стала философией управления предприятием. Обеспечение развития компании возможно при решении острых проблем в сфере управления и обусловлено это множественностью факторов внешней среды и их непредсказуемостью, как прямого, так и косвенного воздействия. Касается это прежде всего компаний, работающих на внешнем рынке. Для работы в условиях непредсказуемости требуются новые методы и модели управления и планирования, способные обеспечить компании рост. Безусловно, управлять внешней средой, контролировать ее в полном объеме не представляется возможным.
Но если управление осуществлять на основе обоснованной процедуры предвидения изменений и своевременной корректировки перспективных целей предприятия и окружающей среды, использовать гибкую систему планирования, то можно достичь желаемого успеха.
Если не учитывать стратегические направления, предприятие будет идти за информацией, запаздывая в скорости принятия решения, теряя мобильность реакции на изменения рынка и потребности клиента. А ведь все это необходимо для поддержания конкурентоспособности в будущем. В соответствии с инвестпрограммой разрабатывается годовой план технического развития, который относится уже к следующему уровню — тактическому. Таким образом, разработанные на год планы будут работать адекватно направлению развития предприятия. Зачастую в организации оперативные планы разрабатываются исходя из новых прогнозов продаж, что вносит элемент формализма в планирование. Правильно тактические планы разрабатывать на год вперед, а не на предстоящий год. При этом соблюдать принцип непрерывности планирования, так как оперативные планы являются продолжением тактических планов.
Блок стратегического контроля необходим для установления обратной связи, проведения анализа, учета, корректировок и принятия мер. Система планирования тесно связана с маркетингом, IT-системой, контроллинговой деятельностью, бухучетом и финансами, контролем качества, технического развития и т.д. При совершенствовании системы перспективного планирования необходимо учитывать переход от разработанных стратегических альтернатив к стратегическому плану.
Предлагаем создать отдел перспективного планирования и наделить его пятью функциями:
-
формирование стратегического мышления на предприятии;
-
сбор и анализ стратегической информации, необходимой для процесса целеполагания;
-
организация работы по выработке генеральной стратегии;
-
обеспечение взаимосвязи между подразделениями предприятия по разработке функциональных стратегий, а также осуществление координации перспективного и текущего планирования;
-
контроль за выполнением перспективного плана.
Расширять перечень этих функций необходимо исходя из специфики каждого конкретного предприятия и стратегических целей.
<...>