Сложные вопросы применения льготных режимов в рамках Декрета № 10 |
Ряд льгот для привлечения иностранных инвестиций предусмотрен Декретом Президента Республики Беларусь от 06.08.2009 № 10 «О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в Республике Беларусь» (далее — Декрет № 10).
Общие положения
Пунктом 1.1 Декрета № 10 инвестиционный договор между инвестором (инвесторами) и Республикой Беларусь (далее — инвестиционный договор) может заключаться только в целях реализации на территории Республики Беларусь инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) для осуществления инвестиций (далее — инвестиционный проект).
Вправе ли инвестиционный договор с Республикой Беларусь заключить белорусская организация?
Согласно ст. 32 Закона Республики Беларусь от 10.01.2000 № 361-З «О нормативных правовых актах в Республике Беларусь» одни и те же термины в нормативных правовых актах должны употребляться в одном значении и иметь единую форму. При необходимости уточнения терминов и их определений, используемых в нормативном правовом акте, в нем помещается статья (пункт), разъясняющая их значение. В Декрете № 10 определение термина «инвестор» не приведено. Соответственно, здесь нужно руководствоваться нормой ст. 1 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 53-3 «Об инвестициях», где под инвесторами понимаются:
- граждане Республики Беларуси, иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, в том числе индивидуальные предприниматели, а также юридические лица Республики Беларусь, осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь;
- иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно не проживающие в Республике Беларусь, граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие за пределами Республики Беларусь, иностранные и международные юридические лица (организации, не являющиеся юридическими лицами), осуществляющие инвестиции на территории Республики Беларусь.
Следовательно, инвестиционный договор с Республикой Беларусь вправе также заключить белорусская организация.
В свою очередь, приоритетные виды деятельности (секторы экономики) для осуществления инвестиций определены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 12.05.2016 № 372 «О приоритетных видах деятельности (секторах экономики) для осуществления инвестиций и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 26 февраля 2014 г. № 197», которым, в частности, установлено, что приоритетными видами деятельности (секторами экономики) для осуществления инвестиций являются виды деятельности (секторы экономики):
1) в которых реализуются инвестиционные проекты:
по решению Президента Республики Беларусь, — на период их реализации, указанный в таком решении;
- в рамках государственных программ, — на период реализации этих проектов;
- Заметим, что перечни госпрограмм утверждаются нормативными правовыми актами (например, постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 23.02.2016 № 148 «Об утверждении перечня государственных программ на 2016–2020 годы и показателей по заказчикам на 2016 год», постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 28.03.2016 № 248 «Об утверждении Государственной программы «Энергосбережение» на 2016–2020 годы» и т.д.);
Согласно Декрету № 10 инвестиционный договор заключается на основании решения:
- республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, Управления делами Президента Республики Беларусь (далее, если не предусмотрено иное, — государственный орган), областного (Минского городского) исполкома (далее, если не предусмотрено иное, — исполком), если таким инвестиционным договором не предусматривается предоставление инвестору (инвесторам) и (или) организации, реализующей инвестиционный проект (далее — организация), дополнительных льгот и (или) преференций, кроме установленных указанным Декретом, иными актами законодательства;
- Совета Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь, если данным инвестиционным договором предусматривается предоставление инвестору (инвесторам) и (или) организации льгот и (или) преференций, не установленных Декретом № 10, иными актами законодательства. В этом решении Совета Министров Республики Беларусь определяются государственный орган или исполком, уполномоченные на подписание такого инвестиционного договора, а также при необходимости порядок подтверждения права на применение указанных льгот и (или) преференций.
СПРАВОЧНО
Под организацией, реализующей инвестиционный проект, понимается организация, созданная инвестором (инвесторами), либо организация, в отношении которой инвестор (инвесторы) имеет возможность определять принимаемые ею решения по основаниям, установленным законодательством.
Для таких инвесторов, п. 3.1 Декрета № 10 предусмотрено, что в период действия инвестиционного проекта инвестор (инвесторы) и (или) организация имеют право на освобождение от ввозных таможенных пошлин (с учетом международных обязательств Республики Беларусь) и налога на добавленную стоимость, взимаемых таможенными органами, при ввозе на территорию Республики Беларусь технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему для исключительного использования на территории Республики Беларусь в целях реализации инвестиционного проекта.
СПРАВОЧНО
В рамках Евразийского экономического союза перечень товаров, в отношении которых предоставляются тарифные льготы, установлен решением Комиссии Таможенного союза от 27.11.2009 № 130 «О едином таможенно-тарифном регулировании таможенного союза Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации». В частности, п. 7.1.11 данного документа предусмотрено, что от ввозной таможенной пошлины освобождается технологическое оборудование, комплектующие и запасные части к нему, сырье и материалы, ввозимые для исключительного использования на территории государства — участника Таможенного союза в рамках реализации инвестиционного проекта, соответствующего приоритетному виду деятельности (сектору экономики) государства — участника Таможенного союза в соответствии с законодательством этого государства — участника Таможенного союза. Данным решением предусмотрено, что комиссия таможенного союза составляет и обновляет на основании предложений государства — участника Таможенного союза перечень инвестиционных проектов, для реализации которых предоставляется указанная льгота, перечень ввозимого технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, перечень сырья и материалов (с указанием их характеристик (свойств), наименований производителей, годового объема их производства и потребления), а также определяет порядок контроля за целевым использованием технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, сырья и материалов. Однако данный перечень не составлен и по настоящее время. Также решением определено, что государства — участники Таможенного союза обеспечивают контроль за целевым использованием сырья и материалов, по которым предоставляются освобождения от таможенных пошлин.
Подробнее читайте в статье.
<...>