Войти Регистрация
Стоит ли опасаться резкого роста цен на автомобильное топливо в Беларуси

Стоит ли опасаться резкого роста цен на автомобильное топливо в Беларуси |

Количество просмотров 866
Автор автомобильное топливо, автомобильное топливо, нефть, нефть, акцизы, акцизы, цены цены

Аналитик известного белорусского издания " Белрынок"  Татьяна Маненок в статье "Белорусские власти опасаются резкого роста цен на автомобильное топливо" пишет: "Для Беларуси новые условия импорта российской нефти неизбежно приближают ее цену к мировой, а вслед за этим – и внутренние цены на автомобильное топливо до уровня таких же стран-импортеров нефти. Однако белорусские власти, чтобы избежать социальной напряженности по столь чувствительному для населения вопросу, пытаются сдержать ценники."

Внутренние компенсационные меры требуются и для того, чтобы сохранить эффективность сектора нефтепереработки.

Эффект налогового маневра для Беларуси: цена нефти приблизилась к 90% от мировой

Цена на российскую нефть для белорусских НПЗ определяется по специальной формуле, напрямую привязанной к мировым котировкам. Упрощенно она выглядит так: мировая цена минус экспортная пошлина. К примеру, в январе 2021 года экспортная пошлина на российскую нефть сорта Urals составляет 38,7 долларов за тонну. Примерно на столько российская нефть дешевле для Беларуси, чем при продаже ее на экспорт (правда, российские нефтяники для сохранения привлекательности поставок нефти в Беларусь включают в цену еще пи премию в размере около 12 долларов за тонну).

С каждым годом налоговый маневр — то есть реформа налогообложения в нефтяной промышленности РФ, которая предполагает постепенное снижение экспортной пошлины на нефть с синхронным повышением налога на добычу полезных ископаемых, — приближает стоимость нефти для белорусских НПЗ к мировой.

Если в 2018 году белорусские НПЗ покупали нефть по цене около 75% от мировой, то в 2020 году — по цене 85% от мировой. Цена нефти для Беларуси в 2021 году составляет, по данным концерна «Белнефтехим», уже 88-90% от мировой. К 2024 году налоговый маневр в России завершится – то есть экспортная пошлина обнулится, и цена российской нефти для Беларуси будет такой же, как и на экспорт.

По логике, это должно означать, что с 2024 года в Беларуси будут не только мировые цены на нефть, но и мировые цены на автомобильное топливо.

«Копеечная» стратегия повышения ценников

До начала российского налогового маневра, когда цена российской нефти не превышала для Беларуси 50% от мировой, белорусские НПЗ помогали сдерживать цены на автомобильное топливо на внутреннем рынке. Еще десять лет назад доходность от поставок нефтепродуктов на экспорт позволяла компенсировать убыток НПЗ при отрицательной эффективности продаж автомобильного топлива на внутреннем рынке. Сейчас такой возможности у НПЗ уже нет, поскольку белорусская нефтепереработка давно не приносит прежней сверхприбыли, а ее рентабельность за последние годы снизилась до критической 3-5%.

Поэтому ранее «Белнефтехим» предупреждал, что налоговый маневр в РФ «фактически приведет к необходимости работы белорусских НПЗ в условиях мировой конъюнктуры цен на нефть и нефтепродукты». И госрегулятор к этому готовился.

В 2018 году концерн разрабатывал механизм ценообразования на моторное топливо для внутреннего рынка. Планировалось, что цены на нефтепродукты будут рассчитываться по формуле на основе цен на закупаемую нефть. «Сейчас, когда цены на сырье для белорусских НПЗ выравниваются с мировой конъюнктурой, ведется работа, результатом которой должно стать формульное ценообразование на нефтепродукты в зависимости от цен на нефть. Эти меры позволят обеспечить эффективные условия для работы белорусских НПЗ в новых рыночных условиях», — отмечал в то время зампред концерна «Белнефтехим» Владимир Сизов в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».

Сизов в то время констатировал, что «процесс идет, он непростой». По его словам, «мы понимаем интересы государства, стремление сохранить социальную цену на один из важных продуктов для отечественных потребителей — автомобильное топливо». В то же время «со своей стороны мы ставим вопрос о том, что для поддержания нефтеперерабатывающей отрасли в работоспособном состоянии, для возможности проводить реконструкцию, развиваться, получать продукты, которые будут удовлетворять существующим и перспективным требованиям качества, должно быть четкое, прозрачное ценообразование внутри страны», — подчеркивал Сизов.

По его словам, в то время цена на моторное топливо в Беларуси дотировалась нефтеперерабатывающими заводами, которые несли убытки. Поэтому концерн считал обоснованным установление цены на моторное топливо как минимум на уровне, компенсирующем затраты НПЗ. В «Белнефтехиме» отмечали, что модернизацию НПЗ оплачивают сами, но для привлечения кредитов они должны работать прибыльно. Иначе заводы остановят инвестпроекты и не смогут обеспечить внутренний рынок нефтепродуктами.

Тем не менее резко поменять политику ценообразования на автомобильное топливо белорусские власти не решились.

Госрегулятор белорусского топливного рынка отмечает, что сейчас уровень цен на нефтепродукты в Беларуси зависит от стоимости нефти, налоговой нагрузки, курса валют, уровня цен в сопредельных государствах и ряда других показателей. Концерн проводит ежедневный мониторинг всех факторов, влияющих на ценообразование, и на основании актуальной информации оценивает ситуацию на внутреннем рынке. Затем принимается согласованное решение об изменении цены.

В последние два года стратегия концерна «Белнефтехим» в отношении цен на моторное топливо заключалась в том, чтобы плавно корректировать цену не более чем на 1 копейку в неделю с учетом мониторинга условий работы НПЗ.

В результате в 2019 году цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 28 раз. По итогам года цена за один литр бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 12,35%, АИ-98-К5-Евро – на 9,7%, АИ-92-К5-Евро – на 13,95%, дизельное топливо — на 12,35%. В 2020 году цены на автомобильное топливо в Беларуси изменялись 16 раз. В результате цена литра бензина АИ-95-К5-Евро увеличилась на 3,35%, АИ-98-К5-Евро – на 3,06%, АИ-92-К5-Евро – на 3,66%, дизельное топливо – на 3,45%.

Следует отметить, что в 2020 году ценники сдержали цены на нефть. Средняя цена российской экспортной нефти Urals сложилась в размере 41,73 долларов за баррель, в то время как в 2019 году она стоила 63,59 долларов за баррель. Заметим, что за год цена российской нефти снизилась на 34%, хотя на белорусских ценниках это снижение линейно не отразилось.

Недавно председатель концерна «Белнефтехим» Андрей Рыбаков заявил, что в 2021 году цены на автомобильное топливо в Беларуси будут изменяться согласно ранее принятой стратегии плавного изменения.

«Мы не планируем менять прошедший проверку временем и в основном положительно воспринимаемый населением и бизнесом подход к ценообразованию. В зависимости от изменения стоимости нефти с учетом комплексной оценки деятельности нефтеперерабатывающих заводов движение цен будет происходить в сторону как увеличения, так и снижения не более 1 копейки за 1 литр в неделю», — заявил Рыбаков в интервью ведомственному журналу «Вестник Белнефтехима».

Акцизы на топливо в 2021 году не повысили, а в перспективе правительство может от них вообще отказаться

В Беларуси налоговая составляющая в цене топлива — а это НДС, акцизы и другие сборы, которые платят белорусские НПЗ, — составляет около 40%.Преобладающую долю в розничной цене бензина занимает стоимость сырья — нефти, которую НПЗ покупают за валюту. В затратах НПЗ стоимость нефти занимает более 80%.

Сейчас власти пытаются облегчить налоговое бремя прежде всего для НПЗ, чтобы те из-за конъюнктурных изменений не просили регулятора повышать стоимость автомобильного топлива на внутреннем рынке. С этой целью правительство сохранило в 2021 году акцизы на бензин и иное топливо для автомобильного транспорта на уровне 2020 года. Причем в текущем году ставки акцизов на топливо установлена на весь год, без традиционной разбивки на полугодия.

А после завершения налогового маневра в РФ правительство Беларуси может вообще отказаться от акцизов на автомобильное топливо, о чем уже не один раз заявляли представители фискального ведомства. При этом в Минфине называет вероятную отмену взимания акцизов на автомобильное топливо вынужденной мерой, которая призвана сохранить приемлемый уровень цен на бензин для национальной экономики.

...

Источник: Белрынок



<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Авто в организации: кто из нарушителей ПДД может рассчитывать на снижение штрафов после 1 марта

С 1 марта вступили в силу обновленные КоАП и ПИКоАП. В ГАИ ГУВД Мингорисполкома разъяснили ситуацию относительно вынесенных до 1 марта 2021 г. и неисполненных (полностью или частично) постановлений о наложении административных взысканий. В дополнение рекомендуем ознакомиться со статьей "Как будут выносить административные взыскания в переходный период начала 2021 года" на нашем портале.

2. У белорусской экономики в январе 2021 года проявился неожиданный драйвер. И это не IT

За первый месяц 2021 года белорусская экономика выросла на 1,3%. Впервые за долгое время самый большой прирост ВВП обеспечили не айтишники вместе со связью, а промышленность, следует из данных Белстата. За январь общий объем ВВП составил 12 миллиардов рублей.

3. Digital Horizon: прогноз развития финтех-рынка в 2021 году

Эксперты международной инвестиционной компании Digital Horizon спрогнозировали развитие финтех-рынка в 2021 году. Например, инструменты embedded finance (встроенные финансы) позволят сильнее интегрировать платежи, дебетовые карты, кредиты, страховки, и даже инвестиционные инструменты практически в любые нефинансовые продукты. 2021 год будет дальше отодвигать банки от клиентов.

4. Предприятия в странах ЕС прогнозируют скорое исчезновение наличных денег

Согласно данным отчета компании Longitude, входящей в группу Financial Times, в 2020 году 55% предприятий считали, что Эстония станет безналичной в течение пяти лет. Тут Эстония чуть отстает от среднего европейского показателя (57%). Впрочем, это огромное изменение по сравнению с 2019 годом, когда в такой сценарий верили только 7%. А 25% респондентов считают, что Эстония станет безналичной в ближайшие 10 лет.

5. МНС: за отказ от свидетельских показаний о зарплате в конверте — проверка личных доходов-расходов

В случае же отказа от дачи свидетельских показаний «такое физическое лицо становится объектом контроля налоговых органов и в отношении него будут проведены контрольные мероприятия в сфере декларирования доходов и имущества (истребована декларация о доходах и имуществе и проведена проверка соответствия стоимости имущества и иных понесенных расходов доходам, заявленным в декларации)».

6. Регламент работы комиссии по вопросам госрегулирования ценообразования в Беларуси

Регламент устанавливает порядок работы комиссии при поступлении обращений о повышении цен на социально значимые товары первой необходимости с 1 марта 2021 г в размере выше 0,2% в месяц. Также определены перечень документов, вносимых для рассмотрения на заседаниях комиссии, а также процедура и сроки их внесения.