Указ № 488 еще не отменен, нормы НК уже действуют, а положения УК смягчатся только с июля 2019 г. |
В соответствии с п. 4 ст. 33 Налогового кодекса в новой редакции налоговая база и сумма подлежащего уплате (возврату) налога по результатам проверки подлежат корректировке при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
-
установление искажения сведений о фактах совершения хозяйственных операций, об объектах налогообложения, подлежащих отражению плательщиком в бухгалтерском или налоговом учете либо налоговой отчетности плательщика;
-
основной целью совершения хозяйственной операции является неуплата (неполная уплата) или зачет (возврат) суммы налога;
-
отсутствие реальности совершения хозяйственной операции (включая случаи, когда фактически не поступил товар, не выполнены работы, не оказаны услуги, не переданы имущественные права).
Первое и третье основания прямо заимствованы из Указа № 488. Но при этом самого реестра в прежнем виде НК не предусматривает и в нем отсутствует процедура направления писем с требованиями о доплате налогов из-за сотрудничества с теми, кто ранее попал в реестр «лжепредпринимательских структур».
В п. 1.13 ст. 21«Права плательщиков» новой редакции НК предусмотрено, что в целях проверки благонадежности деловой репутации плательщики могут использовать информацию, не составляющую налоговую тайну и содержащуюся в государственных информационных ресурсах (системах), предоставляемую посредством единого портала электронных услуг общегосударственной автоматизированной системы.
В неизменном виде в п. 1.16 ст. 22 НК «Обязанности плательщика» перекочевала из п. 1.9 Указа № 488 обязанность плательщиков обеспечивать проверку первичных учетных документов на предмет их соответствия требованиям законодательства, а в случае их оформления от имени белорусской организации или белорусского индивидуального предпринимателя — также на предмет принадлежности отправителю товара и действительности бланка такого документа, информация о котором размещается в электронном банке данных бланков документов и документов с определенной степенью защиты и печатной продукции.
Мы подчеркиваем, что в белорусском законодательстве впервые появилось положение об основной цели совершения хозяйственной операции. Концепция деловой цели и концепция необоснованной налоговой выгоды давно применяются в мировой практике и означают, что налоговую базу можно уменьшить, не только если партнер исполнил обязательство, а хозяйственная операция реально осуществлена, но и если ее основной целью было уменьшение или неуплата налогов.
Учитывая опыт контролирующих органов Беларуси, необходимо отметить, что оценка основной цели операции у предприятий и оценка у проверяющего зачастую диаметрально противоположны. «Теоретически можно оспаривать деловую цель очень многих действий, если видеть в них стремление получить исключительно налоговую выгоду», — комментируют наши юристы.
В новых условиях под особый контроль попадут:
-
экспорт-импорт товаров через зарубежную «дочку»;
-
привлечение процентных займов от связанных компаний;
-
замена штатного директора на ИП-управляющего;
-
дробление или слияние компаний;
-
привлечение посреднических структур;
-
формирование продажной стоимости основного средства, продаваемого родственнику директора и т.п.
У «реинкарнации» Указа № 488 есть обратная сила: нормы НК распространяют свое действие даже на все проводимые и назначенные после 1 января 2019 г. проверки. Наличие хотя бы одного из трех перечисленных оснований будет устанавливаться с учетом доказательств, собранных органом, проводившим проверку, или представленных правоохранительными органами.
В ближайшие 6 месяцев будет действовать «колючий букет» различных по своей сути и последствиям нормативных актов, и только со вступлением в силу 9 июля 2019 г. изменений и дополнений в Уголовный кодекс и Кодекс об административных правонарушениях, принятых Законом Республики Беларусь от 09.01.2019 № 171-3 «О внесении изменений и дополнений в некоторые кодексы Республики Беларусь», ситуация несколько смягчится по ряду вопросов.
В том числе в рамках пресечения за лжепредпринимательскую деятельность повысятся пороги крупного и особо крупного ущерба по таким преступлениям; незаконная предпринимательская деятельность будет трактоваться только в части ведения деятельности без лицензии, если таковая требуется. Вместо общей конфискации будет действовать специальная, которая предполагает конфискацию доходов от преступной деятельности.
Размер ущерба согласно УК
До 9 июля 2019 г. |
После 9 июля 2019 г. |
|||
Крупный ущерб (гл. 25 УК) |
250 базовых величин и более |
6 375 рублей |
1 000 базовых величин и более |
25 500 рублей |
Особо крупный (гл. 25 УК) |
1 000 базовых величин и более |
25 500 рублей |
2 000 базовых величин и более |
51 000 рублей |
Размер таможенных платежей, неуплата которых влечет уголовную ответственность (ст. 231 УК) |
1 000 базовых величин и более |
25 500 рублей |
2 000 базовых величин и более |
51 000 рублей |
Сумма валюты, невозвращение которой из-за границы преследуется согласно УК |
2 000 базовых величин и более |
51 000 рублей |
4 000 базовых величин и более |
102 000 рублей |
В гл. 25 УК «Преступления против порядка осуществления экономической деятельности» содержатся статьи, которыми определена мера наказания за изготовление поддельных денежных знаков и акцизных марок; коммерческий шпионаж и разглашение коммерческой тайны; легализацию («отмывание») средств, полученных преступным путем; нарушения, связанные с процедурой банкротства; манипулирование рынком ценных бумаг и др.
<...>