Влияние изменения ставки налога на текущий и отложенный налог на прибыль в финансовой отчетности по МСФО |
Рассмотрим вопросы, связанные с отражением изменения ставки налога на прибыль и раскрытием соответствующей информации в финансовой отчетности по МСФО. В публикации также приводятся аспекты возможного раскрытия информации в примечании о событиях после отчетного периода в промежуточной финансовой отчетности по МСФО.
В соответствии с п. 46 МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» обязательства (активы) по текущему налогу на прибыль за текущий и предыдущие периоды оцениваются в сумме, которую ожидается уплатить налоговым органам (истребовать к возмещению налоговыми органами), рассчитанной с использованием ставок налога (и налогового законодательства), действующих или по существу принятых по состоянию на конец отчетного периода.
Поскольку для некоторых видов деятельности иная ставка налога на прибыль в соответствии с проектом изменений в Налоговый кодекс Республики Беларусь, возможно, будет применяться с 1 января 2025 г., изменение ставки не оказывает влияния на обязательство и расход по текущему налогу за 2024 год (включая промежуточные периоды 2024 года).
В соответствии с п. 47 МСФО (IAS) 12 отложенные налоговые активы и обязательства по налогу на прибыль должны оцениваться по тем ставкам налога, которые, как ожидается, будут применяться в периоде реализации актива или погашения обязательства, исходя из ставок налога (и налогового законодательства), действующих или по существу принятых по состоянию на конец отчетного периода.
Реализация актива или погашение обязательства может происходить в течение нескольких лет. Для оценки величины отложенных налоговых активов и обязательств необходимо применять ставку налога, действующую или по существу принятую по состоянию на конец отчетного периода. Законодательство вводит обязанность организаций-налогоплательщиков применять налог на прибыль по новой ставке в отношении прибыли, полученной начиная с 1 января 2025 г. Соответственно, эта ставка налога будет применяться при реализации активов и погашении обязательств после 1 января 2025 г.
Организациям, составляющим квартальную отчетность в соответствии с МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность», следует переоценить отложенные налоговые активы и обязательства в третьем квартале 2024 года (то есть по состоянию на 30 сентября 2024 г. в промежуточной отчетности за девять месяцев 2024 года).
Если организация составляет полугодовую отчетность в соответствии с МСФО (IAS) 34, то для целей промежуточной финансовой отчетности за шесть месяцев, закончившихся 30 июня 2024 г., опубликование проекта изменений в Налоговый кодекс не является корректирующим событием после отчетного периода в соответствии с МСФО (IAS) 10 «События после отчетного периода». Соответственно, организации не следует отражать переоценку активов и обязательств по отложенному налогу на прибыль по состоянию на 30 июня 2024 г.
Если квартальная отчетность в соответствии с МСФО (IAS) 34 не составляется, переоценку отложенных активов и обязательств необходимо отразить по состоянию на 31 декабря 2024 г. в годовой финансовой отчетности по МСФО.
При этом обращаем внимание на то, что по состоянию на дату переоценки активов и обязательств по отложенному налогу на прибыль 30 сентября 2024 г. необходимо определить, в какие периоды ожидается восстановление временных разниц в отношении признанных в финансовой отчетности по состоянию на 30 сентября 2024 г. отложенных налоговых активов и обязательств и какая ставка налога будет применяться в периоде их восстановления. Повышение налоговой ставки не повлияет на отложенный налог в отношении временных разниц, которые, как ожидается, будут восстановлены до 1 января 2025 г., то есть в периоде до действия новой ставки налога на прибыль. Переоценку отложенных налоговых активов и обязательств необходимо провести только в отношении временных разниц, которые будут восстановлены после 1 января 2025 г.
Также обращаем внимание, что, несмотря на то, что в соответствии с требованиями МСФО (IAS) 34 для целей промежуточной отчетности налог на прибыль рассчитывается с применением средневзвешенной эффективной годовой ставки налога на прибыль, ожидаемой для текущего отчетного года, данная корректировка для целей отчетности за девять месяцев, заканчивающихся 30 сентября 2024 г., будет рассматриваться как носящая разовый характер и будет отражаться в качестве единовременной корректировки сумм налоговых активов, обязательств, доходов и расходов по отложенному налогу на прибыль в третьем квартале 2024 года. То есть данная корректировка не окажет влияния на расчетную средневзвешенную эффективную годовую ставку для налога на прибыль, ожидаемую для отчетного 2024 года.
Раскрытие информации об изменении ставки налога на прибыль
Для целей любой финансовой отчетности по МСФО с отчетной датой до официального опубликования принятого текста изменений в Налоговый кодекс опубликование проекта не является корректирующим событием после отчетного периода в соответствии с МСФО (IAS) 10 «События после отчетного периода». В соответствии с п. 21 МСФО (IAS) 10 в указанной финансовой отчетности необходимо раскрыть информацию в отношении принятия изменений в законодательство и расчетную оценку финансового влияния данного события.
Для целей годовой финансовой отчетности за 2024 год необходимо раскрыть:
· сумму расхода (дохода) по отложенному налогу на прибыль, относящегося к изменениям в ставке налога, в качестве отдельно компонента расхода (дохода) по налогу на прибыль (п. 79 и 80 (d) МСФО (IAS) 12);
· объяснение изменений в применимой ставке налога по сравнению с предыдущим отчетным периодом (п. 81 (d) МСФО (IAS) 12).
_
<...>