Замечания участников межведомственной рабочей группы по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, к проекту новой редакции (по состоянию на 1 сентября 2018 г.) |
Мы, участники специальной межведомственной рабочей группы по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, изучив проекты новой редакции Общей и Особенной части НК, сообщаем следующее.
1. На заседаниях группы проделана большая работа по рассмотрению проблем отечественного налогового законодательства, как с точки зрения его понятности, правоприменительной практики и влияния налогов на экономику в целом, отдельные отрасли и сферы деятельности.
Особенно следует отметить конструктивный диалог представителей органов государственного управления и бизнеса, демократичность обсуждения проблем и стремление всех сторон к поиску оптимальных решений.
Новая редакция кодекса представляет собой значительный шаг по совершенствованию налоговой системы Республики Беларусь. Ряд норм стали понятнее, более обоснованными экономически и юридически. Включение в кодекс основных принципов, на которых основывается налогообложение в Республике Беларусь, а также концентрация в отдельной статье институтов, понятий и терминов, используемых в кодексе, будет способствовать лучшему пониманию налогового законодательства и может стать базой для справедливой и оптимальной налоговой системы.
Решен ряд вопросов налогового администрирования и контроля, взимания налога на добавленную стоимость, усовершенствован порядок включения некоторых расходов в затраты, учитываемые при налогообложении.
2. К сожалению, за рамками деятельности рабочей группы остались многие вопросы, являющиеся чрезвычайно актуальными для бизнеса. Ряд предложений, выдвигавшихся общественными объединениями предпринимателей, не были приняты или учтены при подготовке проекта новой редакции кодекса лишь частично. Некоторые из таких предложений даже не были зафиксированы в протоколах заседаний рабочей группы.
3. В частности, в проекте новой редакции Налогового кодекса не решены следующие проблемы:
-
не ликвидирована система отсылочных норм;
-
не включены в кодекс большинство норм налогового законодательства, которые устанавливаются иными нормативными правовыми актами;
-
не ликвидируется возможность предоставления индивидуальных льгот по налогам;
-
недостаточное стимулирование инвестиций и развития бизнеса;
-
не исключены некоторые нормы, позволяющие произвольно толковать налоговое законодательство не в пользу налогоплательщика;
-
недостаточно смягчаются финансовые санкции за недоплату налогов;
-
не пересмотрена система стандартных, социальных и имущественных вычетов по подоходному налогу;
-
сохраняется система повышающих коэффициентов по налогу на недвижимость и земельному налогу;
-
не расширяется сфера применения упрощенной системы налогообложения;
-
нормы главы 11 Общей части НК в настоящее время слишком сложны для применения и могут повлечь значительные проблемы для бизнеса, особенно для малых и средних предприятий;
-
не произойдет общее снижение налоговой нагрузки.
4. Введение с 2019 г. квартальной отчетности по доходам работников увеличит нагрузку на бухгалтеров. По нашему мнению, во введении такой отчетности нет необходимости: достаточно дополнить необходимыми сведениями отчетность, предоставляемую в Фонд социальной защиты населения, и обеспечить передачу соответствующих отчетов в инспекции Министерства по налогам и сборам.
В ходе анализа норм проекта новой редакции Налогового кодекса, представленного для ознакомления участникам рабочей группы, нами выявлен ряд недостатков, которые необходимо устранить в окончательной редакции. Перечень таких вопросов прилагается к настоящему письму.
5. За рамками деятельности рабочей группы также остались проблемы неналоговых платежей, которые представляют собой значительное обременение для бизнеса. Эти платежи необходимо упорядочить, исключить ненужные и законодательно установить на будущее порядок ввода, согласования с заинтересованными лицами и отмены.
6. По нашему мнению, норма подп. 5.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 23.11.2017 № 7 «О развитии предпринимательства», согласно которой до 2020 года не допускается повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин) трудно выполнима в условиях внешней нестабильности и угроз ухудшения конъюнктуры внешних рынков. Сама эта формулировка недостаточна, чтобы гарантировать, что фискальная политика в дальнейшем не будет носить дискреционный характер, а налоговая нагрузка не увеличится. Поэтому мы предлагаем установить, что не допускаются любые изменения налогового законодательства, влекущие увеличение налогов путем введения новых налогов и сборов пересмотра налоговой базы, ставок, субъектов и объектов налогообложения.
В числе первоочередных задач следует провести инвентаризацию и оценку эффективности налоговых льгот, установленных в кодексе и иных нормативных правовых актах. Невостребованные, необоснованные и неэффективные льготы должны быть отменены.
В ходе практического применения любого нового закона, в том числе, столь объемного, как Налоговый кодекс, неизбежно будут выявляться проблемы, неясности и разночтения, которые необходимо устранять. принцип стабильности не должен лишать налоговое законодательства гибкости, чтобы оно могло быстро и эффективно ликвидировать недостатки и пробелы нормотворчества и реагировать на любые изменения в экономике.
Поэтому необходимо, чтобы системная работе по совершенствованию налогового законодательства продолжалась непрерывно: с января каждого года, а заканчивалась в сентябре-октябре принятием закона, учитывающего все потребности экономики, и вступающего в силу со следующего года. При этом главной целью дальнейшего совершенствования налогового законодательства должно стать формирование фискальной политики, стимулирующей рост экономики, общее снижение налоговой нагрузки и ее перераспределение на основе принципов налогообложения, установленных в статье 2 проекта новой редакции Общей части Налогового кодекса.
Участники рабочей группы – представители бизнес-союзов и аудиторских организаций готовы принять самое активное участие в этой работе.
Члены специальной межведомственной рабочей группы по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь:
Быкова Татьяна Петровна, Варивода Сергей Михайлович; Веремейко Юрий Анатольевич; Герштейн Евгений Феликсович; Гольдберг Анатолий Исаакович; Грицук Светлана Александровна; Клезович Ирина Валерьевна; Нестер Владимир Петрович; Ренейский Алексей Геннадьевич; Семенюк Светлана Семеновна; Старовойтова Дина Ивановна; Тарасевич Жанна Казимировна; Труханович Анатолий Иванович; Фридкин Леонид Борисович; Четверикова Евгения Юрьевна.
Приложение
Замечания
участников специальной межведомственной рабочей группы
по комплексной корректировке Налогового кодекса Республики Беларусь, к проекту новой редакции (на 16 стр)
Подробнее со всеми замечаниями и предложениями можно ознакомиться в статье.
<...>