Ситуационное планирование является важным инструментом антикризисного управления в условиях высокой степени неопределенности и риска, а также может быть основой антикризисной стратегии организаций. Оно оказывает влияние на успех кризисного менеджмента через принимаемые руководителями решения и шаги, обеспечивающие легитимность и результативность кризисного менеджмента.
В статье рассмотрены основные методы финансового анализа: горизонтальный, вертикальный, сравнительный и коэффициентный. Проведено практическое использование данных методов. Выявлено, что несмотря на то, что каждый из рассматриваемых методов для анализа использует один массив информации, каждый из них позволяет рассмотреть ее под разным углом. Таким образом, комплексное использование данных методов позволит получить более обширную картину по состоянию прибыли компании и принять верно обоснованные управленческие решения.
Для успешного хозяйствования в нынешних условиях недостаточно формирования предпочтительного бизнеса только на основе эффективной мультиатрибутивной модели товара, продукта, услуги. Бизнес, обеспечивающий конкурентоспособное положение, представляется привлекательным и предпочтительным для выбора. Для выявления таких бизнесов важно понимание ключевых, атрибутивных составляющих, определяющих модельные характеристики бизнеса.
В статье раскрываются особенности отечественных и зарубежных методов анализа финансового состояния деятельности субъектов хозяйствования. Современные условия экономических взаимоотношений обуславливают необходимость в формировании различных методов анализа финансовой отчетности. Несомненно, они отличаются друг от друга в части целей и задач анализа, источников информации, материально-технического обеспечения, скорости решения аналитических и управленческих задач, опыта и квалификационной подготовки персонала. Бесконечно меняющиеся условия определяют несовершенство существующих методов анализа и прогнозирования финансово-экономического состояния субъектов хозяйствования.
Наглядные балансовые модели можно использовать как эффективный инструмент для анализа показателей финансового состояния компании. Эти модели позволяют снизить время и объем обрабатываемой информации с сохранением точности оценок на уровне общепринятых методов. Известные в настоящее время методы наглядного анализа финансовых показателей, основанные на матричном балансе, не получили широкого практического применения, поскольку позволяют оценить только динамические изменения активов и пассивов. Для расширения аналитических возможностей матричного баланса необходима его модернизация, которая позволит получить наглядную балансовую модель для анализа финансового состояния компании.
Большие претензии можно предъявить к нормативной базе финансовых коэффициентов, оценивающих уровень ликвидности и финансовой устойчивости. Так, например, рекомендуемое значение коэффициента текущей ликвидности, равное двум, в последнее время подвергается критике и доказывается, что нормальную платежеспособность могут иметь организации со значением данного коэффициента 1,2–1,5.
Цель анализа себестоимости продукции заключается в выявлении возможностей повышения эффективности использования всех видов ресурсов в процессе производства и сбыта продукции. Основными источниками информации для проведения анализа себестоимости продукции являются: отчет о себестоимости товарной продукции; данные плановой и отчетной калькуляции по важнейшим изделиям; отчеты о выполнении сметы расходов по обслуживанию и управлению производством; данные об отходах производства и потерях от брака; отчеты о расходе материалов в сопоставлении с нормами расхода.