Вводимые санкции и военное противостояние окажут настолько разрушительное действие, что ни одна ныне существующая экономическая модель не может описать последствия. Происходящее в центре Европы дорого обойдется всему миру. Как на эскалацию конфликта отреагируют основные классы активов и мировая экономика в целом?
В декабре 2021 года в статье «НИОК(Т)Р: готовим и анализируем технико-экономическое обоснование» мы рассмотрели особенности планирования и оценки НИОК(Т)Р (см. «ФД», 2021, № 12). Продолжаем эту тему и углубляемся в вопросы оценки экономической эффективности и результативности проведения НИОК(Т)Р, требований к формированию отчетности, а также подхода к оценке подразделений, реализующих эти работы.
Большинство корректировок законодательства вступает в силу с 1 апреля 2022 г. Таким образом, за I квартал 2022 года отчет по отходам товаров и упаковки (30 апреля — последний день представления отчета по отходам товаров и отходам упаковки за I квартал 2022 года) будет подаваться по старым правилам. Рассмотрим основные новшества, которые потребуется учесть с II квартала текущего года.
Предусматривается изменение трех законов: «
О бухгалтерском учете и отчетности», «
О крестьянском (фермерском) хозяйстве» и «
О нормативных правовых актах». Планируется, что большая часть предусмотренных новшеств вступит в силу с 1 января 2023 г., остальные — годом позднее.
Подсудность спора международному коммерческому арбитражу напрямую зависит от правильности указания сторонами наименования арбитражного института в арбитражном соглашении (оговорке).
В недавнем постановлении СКЭД от 12.10.2021 по делу № 1-9/2021/А/К был «отмечен» интересный правовой вопрос, касающийся уступки требования, а именно последствия передачи цедентом цессионарию несуществующего требования. Суды первой и апелляционной инстанции со ссылкой на
ст. 169 ГК пришли к выводу о ничтожности договора, на основании которого производилась уступка требования, а суд кассационной инстанции — о незаключенности такого договора. Рассматриваемое судебное постановление является небесспорным и уже вызвало дискуссии в юридическом сообществе.
Драматические события в нашем регионе станут причиной существенного ухудшения экономических условий для одних компаний и усиления экономической неопределенности для других. Руководству компании необходимо оценить, вызывают ли эти события или условия (по отдельности или в совокупности) сомнения по поводу того, может ли компания продолжать непрерывную деятельность, или — в сложных случаях — оценку того, является ли допущение о непрерывности деятельности приемлемым при подготовке финансовой отчетности компании.
EBITDA — это прибыль компании до вычета процентов, налогов, износа и амортизации. Изначально показатель стали использовать для оценки кредитоспособности компании — есть ли у нее прибыль и способна ли компания обслуживать свой долг. Еще EBITDA показывает способность компании нести капитальные затраты: расходы на внеоборотные активы со сроком действия более года — на покупку оборудования, транспорта, недвижимости, лицензий и прочего.
Рассмотрим основные изменения в порядок формирования кредитных историй и представления кредитных отчетов, которые вступили в силу с 29.11.2021 согласно
постановлению Правления Национального банка Республики Беларусь от 28.10.2021 № 312 «Об изменении
постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 22 июня 2018 г. № 291».
При заключении договора, который является основанием для уступки, новый кредитор вступает на место первоначального кредитора. Экономический результат уступки (цессии) состоит в том, что: 1) первоначальный кредитор заменяется новым кредитором; 2) требование выходит из активов первоначального кредитора и переходит в активы нового кредитора. Таким образом, речь идет об индивидуальном (сингулярном) правопреемстве.
В статье предложен способ расчета расходов на содержание дебиторской задолженности, который строится на данных отдельных счетов бухгалтерского учета, процентных ставках по кредитам, средневзвешенной стоимости капитала и позволяет сформировать обоснованную кредитную политику, повышая тем самым эффективность использования оборотных средств.
Даже в лучшие времена компании сталкивались с барьерами. Помимо технических барьеров (маркировка, этикетирование, сертификация и т. д.), сложностей таможенного оформления и санитарных норм, высокой конкуренции, добавились различные санкционные ограничения сбыта товаров и новые финансовые меры (валютное регулирование, регулирование условий оплаты, особенно получения и использования кредитов для финансирования). Предлагаем обзор последних изменений в регулировании льготного и целевого финансирования в Беларуси.
Вероятность, что банки дадут кредит предприятию, оказавшемуся в сложной ситуации, очень низкая, хотя совсем недавно предприятия экспортеры и импортеры были интересны для банков не только в плане проведения валютно-обменных операций, но и в плане кредитования. Впрочем, ситуация стандартная для банков: предприятие, заметно снижающее объемы выручки, банком не кредитуется, таким образом банк минимизирует риски, тем более что при кредитовании в иностранной валюте производится расчет достаточности поступлений в иностранной валюте.
Комментарий к Указам Президента РФ от 28.02.2022 № 79 «О применении специальных экономических мер в связи с недружественными действиями Соединенных Штатов Америки и примкнувших к ним иностранных государств и международных организаций» и 01.03.2022 № 81 «О дополнительных временных мерах экономического характера по обеспечению финансовой стабильности Российской Федерации».
Министр финансов Беларуси Юрий Селиверстов прокомментировал меры для предотвращения вывода капитала из страны, предусмотренные
Указом от 14.03.2022 № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики». В Украине по состоянию на 24 февраля 2022 г. активных компаний, среди собственников, учредителей или конечных бенефициаров которых есть хотя бы один гражданин или резидент Российской Федерации или Республики Беларусь, было 16 896.
Регулирующие органы Европейского союза приказали банкам тщательно проверять транзакции всех российских и белорусских клиентов, в том числе резидентов ЕС, чтобы убедиться, что они не используются для обхода западных санкций. Инструкции надзорных органов Европейского центрального банка (ЕЦБ) означают, что десятки тысяч россиян и белорусов, проживающих в ЕС, находятся под пристальным наблюдением со стороны своих банков, если те будут делать крупные платежи и депозиты, а также к новым кредитным заявкам.
В России в период с 10 марта по 10 сентября будет действовать временный порядок операций с наличной валютой: иностранные компании и индивидуальные предприниматели не смогут получить в России наличные доллары США, евро, фунты стерлингов и японские иены. Также Президент России подписал Указ, запрещающий со 2 марта вывозить из России наличную иностранную валюту на сумму более 10 000 USD.
Проект направлен на совершенствование регулирования отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств; развитие конкуренции; предотвращение необоснованного посредничества. Рассмотрим предлагаемые к обсуждению изменения. Закрепление норм, которые позволят в зависимости от уровня локализации предоставлять дополнительные преференции промышленной продукции.
ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (далее — Биржа) информирует о том, что протоколом заседания Правления Биржи от 09.03.2022 № 11 утверждены изменения в Условия допуска к торгам в ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» (фондовый рынок), утвержденные протоколом заседания Правления Биржи от 26.08.2021 № 52.
Ключевыми нововведениями являются: · ввод в обращение финансовых инструментов, валютой лота которых является китайский юань, в том числе возможность совершения конверсионных операций (CNY/BYN_TOD, CNY/RUB_TOD, EUR/CNY_TOD, USD/CNY_TOD, CNY/BYN_SBR и CNY/BYN_ SC); · предоставление возможности совершать сделки СВОП на длительные сроки
Указ Президента Республики Беларусь от 14 марта 2022 г. № 93 «О дополнительных мерах по обеспечению стабильного функционирования экономики» содержит меры повышения устойчивости экономики в условиях санкционного давления, связанного с введением иностранными государствами ограничительных мер. 19 марта опубликовано извлечение из
Указа № 93. Рассмотрим основные положения данного документа, которые могут оказать влияние на деятельность субъектов хозяйствования.