Актуальные вопросы автоматизации управленческого учета |

Автор Геннадий Клычов Геннадий Клычов
Номер № 04/2019
Количество просмотров 407
Автор управление предприятием, управление предприятием, учет, учет, автоматизация автоматизация

Организация системы управленческого учета — это настройка уже существующих принципов ведения учета под потребности конкретной компании. Подход к выбору программных средств в качестве базы для создания системы управленческого учета достаточно банален. При выборе методики управленческого учета необходимо руководствоваться следующими критериями:

  • защищенность от изменений действующей системы бухгалтерского учета на предприятии;

  • экономическая эффективность программы (выгода от программы, больше затрат на ее создание);

  • малая величина трудозатрат;

  • простота и доступность методики.

Критерий защищенности подразумевает ведение управленческого учета параллельно бухгалтерскому учету, то есть бухгалтерский и управленческий учет должны вестись в различных программах. Использование программы управленческого учета, отличной от бухгалтерского учета, позволит избежать сбоев и задержек в составлении бухгалтерской отчетности.

Под экономической эффективностью программы подразумеваются низкие затраты на ее внедрение и использование.

На рынке программных продуктов широко представлены уже готовые программы, которые при должной настройке подойдут любой организации. Однако такие программы стоят дорого.

Кроме того, существует возможность создать программный комплекс управленческого учета собственными силами, но не стоит забывать, что это потребует увеличения или штата программистов, или сумм вознаграждения собственных работников.

Еще одним критерием программного комплекса управленческого учета является малая величина трудозатрат. То есть перевод данных из бухгалтерского учета в управленческий должен осуществляться с минимальными трудозатратами. Из этого критерия вытекает следующий, который подразумевает простоту и доступность методики программного учета.

Программа управленческого учета должна быть обособленной от программы бухгалтерского учета, обладать низкими финансовыми трудозатратами и соответствовать критерию простоты и доступности методики.

Под такие критерии более всего подходит программа Excel, так как программа Excel поставляется в стандартном комплекте Microsoft Office, то есть не требует дополнительных затрат. Данная программа еще и отвечает требованию простоты и доступности, поскольку каждый бухгалтер, экономист или финансист умеет обращаться с этой программой. К тому же команды для управления программой написаны в удобной форме, и любой специалист сможет сделать аналитические таблицы без привлечения дополнительных затрат.

Вследствие этого применение Excel позволит не только обойтись без дополнительного штата программистов, но и не расходовать значительное количество времени на постановку программистам задач и проверку того, насколько правильно они поняли задачу.

Кроме того, не придется тратить время финансистов и бухгалтеров на обучение работе со специализированной учетной системой. А если же понадобится, то расширить и углубить знания в области применения Excel можно с существенно меньшими затратами, чем пройти обучение новой программе.

Именно поэтому для компаний малого и среднего бизнеса Excel — основная платформа для автоматизации управленческого учета. А крупные компании используют Excel для финишной обработки данных, получаемых из продвинутых информационных систем, или для связывания между собой данных из разных программ.

Таким образом, Excel соответствует всем установленным критериям и представляет собой оптимальный вариант программы для создания системы управленческого учета. Тем более что мощности Excel, как правило, хватает для обработки учетных данных любой небольшой или средней компании. Если объемы данных так велики, что Excel уже не справляется с их обработкой, и при этом есть желание создать систему учета по той модели, которую мы сегодня рассмотрим, можно использовать программный продукт Access. Он также включен в стандартный комплект Microsoft Office.

Excel — наиболее подходящее средство для того, чтобы самостоятельно создать систему управленческого учета. Для начала стоит определить формы управленческого отчета, которые предстоит составить. Однако необходимо отметить, что управленческий учет — дело добровольное, и поэтому выбор форм отчетности зависит от задач и пожеланий компании. Тем не менее отходить от общепринятых форм отчетности не следует, поскольку необходимо структурировать и анализировать поступающую информацию.

Обязательными для составления считаются отчет о движении денежных средств и отчет о финансовых результатах. При желании можно создавать и другие формы отчетности, такие как бухгалтерский баланс или отчет об изменениях капитала. Но наибольшее значение для принятия управленческих решений имеют отчет о движении денежных средств и отчет о финансовых результатах. Если ограничиться только этими двумя отчетами, то можно сократить трудозатраты. Причем их хватит для формирования информации для принятия управленческих решений.

Во многих случаях можно обойтись и без отчета о финансовых результатах, ограничившись только отчетом о движении денежных средств.

Однако мы рассмотрим модель, которая предполагает формирование двух обязательных форм управленческой отчетности. На первый взгляд создается впечатление, что отсутствие других форм, в частности бухгалтерского баланса, ограничивает возможность принятия управленческих решений, так как только в балансе содержатся данные, которые используются в процессе расчета определенных аналитических показателей, в частности величины оборотных и внеоборотных активов, краткосрочной и долгосрочной задолженности. Но, как правило, при анализе достаточно информации, содержащейся в бухгалтерском балансе, который составляется по российским стандартам бухгалтерского учета.

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. О Комплексном плане мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров

С учетом ситуации, складывающейся на рынке автомобильных перевозок пассажиров, а также поступающих в государственные органы обращений Министерством транспорта и коммуникаций с участием государственных органов подготовлен и на уровне Совета Министров Республики Беларусь утвержден Комплексный план мер по наведению порядка в сфере автомобильных перевозок пассажиров.

2. О проекте "Стратегии" привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года

Проект постановления Совмина Республики Беларусь «Об утверждении Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь до 2025 года» разработан во исполнение пункта 6 Плана действий на 2020 год по созданию условий для развития экономики, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 27 декабря 2019 г. № 921 «О задачах социально-экономического развития Республики Беларусь на 2020 год». Обратите внимание на список приоритетов в проекте.

3. Нацбанк о новой системе исполнения денежных обязательств АИС ИДО

Важно понимать, что сама АИС ИДО никаких денег ни с каких счетов не списывает. Это информационная аналитическая система. Безналичные расчеты, как и ранее, осуществляются непосредственно в банках. Денежные средства списываются банками на основании поступившей из АИС ИДО информации о платежных требованиях взыскателей и платежных поручений самих плательщиков.

4. Резюме по вопросам денежно-кредитной политики, рассмотренным на расширенном заседании Правления Нацбанка

Задачи на 2020 год рассмотрены на расширенном заседании Правления Нацбанка Беларуси, которое состоялось 23 января 2020 года. Динамика кредитования экономики в настоящее время во многом определяется платежеспособным спросом со стороны предприятий реального сектора. В целом обеспечивается баланс между экономической активностью и величиной системных рисков. Такие подходы к кредитованию экономики будут реализованы и в 2020 году.

5. Как изменится размер сбора за обезвреживание отходов тары и упаковки в 2020 году

Совет министров Республики Беларусь постановлением от 16.01.2020 № 24 внес изменения в размеры платы, которую производители и поставщики вносят за организацию сбора, обезвреживания отходов упаковки.

6. Постановление Совмина от 14.01.2020 № 16 по-новому регулирует курьерские услуги

В связи с тем, что предельный вес посылок, пересылаемых пользователями курьерских услуг, составляет 50 килограммов, внесена корректировка в Правила оказания курьерских услуг, утвержденные постановлением № 767. Вес определен с учетом технических возможностей операторов почтовой связи по обработке и перемещению таких почтовых отправлений.