Что изменится в порядке безналичных расчетов и контроле за наличным обращением |
Министерством по налогам и сборам разработан проект постановления «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 6 июля 2011 г. № 924/16» (далее — проект постановления).
Проектом постановления предусматривается:
-
расширение возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов при реализации товаров (работ, услуг), в том числе с использованием технологии Tap To Phone субъектами малого предпринимательства и организациями потребительской кооперации;
-
в целях наведения порядка на рынках введение обязанности субъектов хозяйствования, торгующих на торговых местах на рынках и ярмарках продовольственными товарами, в том числе сельскохозяйственной продукцией, прием наличных денежных средств осуществлять с использованием кассового оборудования;
-
закрепление возможности выдачи покупателю (потребителю), при его согласии, платежного документа, подтверждающего прием денежных средств, путем его направления в электронной форме на предоставленные покупателем (потребителем) абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности у продавца), вместо печати бумажного платежного документа (чека);
-
наделение МНС соответствующими полномочиями по определению оснований и порядка принятия решений о приостановлении (возобновлении) либо прекращении деятельности оператора программной кассовой системы, приостановке (возобновлении) или прекращении функционирования программной кассовой системы, приостановке (возобновлении) или прекращении использования программных касс и урегулирование других вопросов.
Прием «средств платежа»
Вопросы использования кассового оборудования, платежных терминалов, автоматических электронных аппаратов, торговых автоматов и приема наличных денежных средств, безналичных денежных средств при осуществлении расчетов в соответствии с банковским законодательством, в том числе посредством банковских платежных карточек, QR-кодов и (или) мобильных приложений при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг регулируются постановлением Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 06.07.2011 № 924/16 «Об использовании кассового и иного оборудования при приеме средств платежа» и утвержденным этим постановлением Положением (далее — Постановление № 924/16, Положение № 924/16 соответственно).
Подпункт 2.81 Постановления № 924/16 дополнен возможностью организациям потребительской кооперации использовать один платежный терминал при осуществлении одной организацией потребительской кооперации розничной торговли в нескольких торговых объектах, расположенных на площадях одного здания.
Это связано с тем, что банки-эквайеры, предоставившие организациям потребительской кооперации платежные терминалы в безвозмездное пользование, в связи с низкими оборотами по платежным терминалам в торговых объектах, расположенных в сельской местности и райцентрах, неоднократно обращаются в Белкоопсоюз с ходатайством о частичном изъятии платежных терминалов у торговых организаций потребительской кооперации. Однако в ряде случаев оптимизировать количество платежных терминалов в торговом объекте не представляется возможным ввиду размещения расчетно-кассовых узлов на разных этажах здания либо в помещениях с отдельными входами. С целью оптимизации затрат как банков, так и торговых организаций на содержание платежных терминалов Белкоопсоюзом предложено расширить перечень случаев, в которых разрешается использование одного платежного терминала.
Новые технологии для платежей
Современные тенденции развития рынка безналичных розничных платежей включают в себя применение новых технологий в области электронных платежных инструментов.
В Беларуси рядом банков внедрены в эксплуатацию мобильные платежные сервисы (мобильные приложения, устанавливаемые на мобильные устройства) для оплаты товаров (работ, услуг).
Для оплаты товаров (работ, услуг) с помощью такого сервиса покупателям (потребителям) необходимо отсканировать QR-код, размещенный на доступном для этого месте в торговом или ином объекте, с помощью мобильного приложения, установленного на мобильное устройство покупателя (потребителя). При успешном совершении оплаты товаров (работ, услуг) на мобильное устройство продавца (исполнителя) поступает соответствующее уведомление, а у покупателя (потребителя) в приложении на мобильном устройстве в автоматическом режиме формируется и сохраняется электронный документ, подтверждающий оплату товаров (работ, услуг). Такие технологии позволяют осуществлять платежи без физического контакта между платежным терминалом в организации торговли (сервиса) и карточкой клиента (потребителя), что существенно ускоряет проведение безналичных расчетов при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг.
В целях исключения затрат субъектов хозяйствования, связанных с приобретением и установкой платежных терминалов, а также предоставления возможности использования дополнительных способов осуществления безналичных расчетов за приобретаемые товары (работы, услуги), как альтернативы установки и использования платежных терминалов в объектах (при осуществлении видов деятельности), указанных в приложении 1 к Постановлению № 924/16, вносится изменение в Постановление № 924/16. Оно предусматривает право для субъектов хозяйствования, реализующих товары (работы, услуги) в объектах и (или) при осуществлении видов деятельности согласно приложению 11, для обеспечения расчетов в безналичной форме, предоставлять услугу инициирования платежа с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений, позволяющих в соответствии с требованиями банковского законодательства сформировать платежные инструкции, без установки и использования платежного терминала.
В связи с этим Постановление № 924/16 дополняется приложением 11, определяющим перечень объектов (видов деятельности), в которых (при осуществлении которых) юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе для обеспечения расчетов в безналичной форме предоставлять услугу инициирования платежа только с использованием QR-кодов и (или) мобильных приложений.
Tap To Phone
В настоящее время банки в рамках предоставления услуги эквайринга предлагают субъектам хозяйствования новое платежное решение, основанное на применении технологии Tap To Phone.
СПРАВОЧНО
Технология Tap To Phone — новая технология международной платежной системы Visa, которая позволяет использовать смартфон в качестве платежного терминала. Для приема оплаты с использованием бесконтактных банковских платежных карточек нет необходимости в приобретении и обслуживании дорогостоящего оборудования: отдельного платежного терминала, клавиатуры для ввода ПИН-кода, компонентов коммуникации и др. При этом субъекты хозяйствования практически не ограничены в выборе устройства, которое заменит им платежный терминал. Это может быть мобильное устройство любой ценовой категории с системой Android 7.0 и выше и NFC-чипом.
Технология Tap To Phone уже доступна в 15 странах, включая Республику Беларусь и Российскую Федерацию. Планируется внедрение в других странах, в том числе в Италии, Бразилии, ОАЭ, Великобритании.
Преимущества использования технологии Tap To Phone для субъектов хозяйствования:
-
возможность самостоятельно выбрать смартфон для приема оплаты;
-
процесс подключения и начала приема платежей требует существенно меньше времени, чем подключение обычного платежного терминала;
-
экономия средств на покупке и обслуживании дополнительных устройств;
-
простота и удобство использования;
-
обеспечение безопасности при оплате товаров (работ, услуг).
Технология Tap To Phone может найти широкое применение в следующих сферах деятельности субъектов малого предпринимательства (далее — СМП):
-
мелкая розничная торговля (отдельно расположенные павильоны, киоски, торговые места на рынках);
-
реализация товаров с транспортных средств (например, сезонные ярмарки, автомагазины);
-
пассажирские перевозки автомобильным транспортом (маршрутные такси, автомобили-такси);
-
грузовые перевозки автомобильным транспортом;
-
курьерские службы (доставка товаров, готовой еды);
-
оказание услуг вне основного места расположения СМП (организация охоты, рыбной ловли, сбор ягод в питомниках, заготовка дров и др.);
-
объекты общественного питания (например, при обслуживании клиентов за столиком);
-
бытовое обслуживание населения (фотоателье, ремонт бытовой техники, химчистка, пошив и ремонт одежды, ремонт обуви и др.);
-
аттракционы в парках отдыха;
-
медицинские, туристические и риэлтерские услуги;
-
ритуальные услуги;
-
гостиницы, дома (базы) отдыха, оздоровительные центры;
-
прокат инвентаря для активного отдыха и др.
Таким образом, в целях оптимизации расходов СМП на установку и обслуживание терминального оборудования предлагается предоставить возможность приема денежных средств при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг посредством использования технологии Tap To Phone.
Постановление № 924/16 дополняется нормой, предусматривающей, что организации потребительской кооперации наряду с СМП при выполнении требования об установке и использовании платежных терминалов, предусмотренного в п. 2.8 Постановления № 924/16, вправе использовать технологию Tap To Phone.
При этом в Постановлении № 924/16 дается ссылка, что критерии отнесения юрлиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства определены в ч. 1 ст. 3 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З «О поддержке малого и среднего предпринимательства».
Электронный чек вместо бумажного
В соответствии с абз. 3 п. 4 Положения № 924/16 при приеме денежных средств кассир выдает покупателю (потребителю) платежный документ, подтверждающий оплату товара (работы, услуги).
В МНС поступали предложения, в том числе от субъектов хозяйствования, о внесении изменений в части закрепления возможности выдачи покупателю (потребителю), при его согласии, платежного документа, подтверждающего прием денежных средств, путем его направления в электронной форме на предоставленные покупателем (потребителем) абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности у продавца), вместо печати бумажного платежного документа (чека). Указанное предложение поддержано МАРТ, Нацбанком.
При этом, по мнению МАРТ, Законом Республики Беларусь от 09.01.2002 № 90-З «О защите прав потребителей» предусмотрена возможность выдачи потребителю платежного документа (чека), подтверждающего факт приобретения товара (выполнения работы, оказания услуги), в электронной форме, и отправка электронного чека на электронную почту потребителя, вместо печати бумажного чека, при наличии согласия на данную операцию покупателя (потребителя), что не будет являться нарушением законодательства о защите прав потребителей.
Возможность выдачи потребителю платежного документа в электронном виде уже реализована в отношении программных касс (п. 23 Положения № 924/16). Механизм реализации такой возможности также определен — п. 11 Положения о требованиях к программной кассовой системе, программной кассе, оператору программной кассовой системы, а также порядке работы комиссии по оценке на соответствие предъявляемым требованиям, утвержденного постановлением Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 29.03.2018 № 10 (далее — Положение № 10), установлено, что программная касса должна обеспечивать формирование и передачу покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде. Способ передачи такого платежного документа определяется техническими решениями оператора программной кассовой системы.
Таким образом, в отношении программных касс на уровне законодательства установлено обязательное требование об обеспечении формирования и передачи покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде. Операторами программных кассовых систем уже реализованы такие решения.
В отношении кассовых аппаратов аналогичные возможности выдачи платежного документа в электронном виде прямо не установлены. Требования к кассовым аппаратам (серии государственных стандартов Республики Беларусь) не содержат положений о формировании и передаче покупателю (потребителю) платежного документа в электронном виде и способах такой передачи.
Для реализации в отношении кассовых аппаратов аналогичных подходов, как и для программных касс, в том числе по механизму реализации новых возможностей, проектом постановления предусматривается дополнение Положения № 924/16 пунктом 151. Установление требований к кассовым аппаратам необходимо для обеспечения прав потребителей на получение платежного документа в электронном виде, соответствующем его бумажному аналогу, закреплению способов передачи платежных документов в электронном виде, которые будут проверены на этапе экспертизы, до включения модели кассового аппарата в Государственный реестр моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Беларуси.
Для обеспечения данной возможности Государственному комитету по стандартизации необходимо будет внести изменения в серию государственных стандартов СТБ 1364, в том числе в СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия», определяющих требования к кассовым аппаратам.
Возврат денежных средств
Учитывая, что при совершении на кассовом оборудовании при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), операции регистрации факта возврата денежных средств формируется кассовый документ, подтверждающий совершение операции регистрации факта возврата денежных средств, и в данной кассовой операции участвует покупатель (потребитель), в целях обеспечения защиты его прав проектом постановления предусматривается дополнение абз. 4 п. 5 Положения № 924/16 нормой, что кассир при возврате покупателю (потребителю) денежных средств, уплаченных за товар (работу, услугу), и выполнении на кассовом оборудовании операции регистрации факта возврата денежных средств выдает покупателю (потребителю) сформированный на кассовом оборудовании документ, подтверждающий совершение операции регистрации факта возврата денежных средств.
Информация на чеке
Учитывая, что при использовании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями при продаже товаров кассовых аппаратов или программных касс, обеспечивающих дифференцированный учет данных о товарах, в своей практической работе не всегда в сформированном на таком кассовом оборудовании платежном документе указывается информация о наименовании товара, тогда как в требованиях, определенных государственным стандартом Республики Беларусь СТБ 1364.0-2015 «Аппараты кассовые суммирующие и специальные компьютерные системы. Общие технические условия», и в требованиях, предъявляемых к программным кассам, определенных в Положении № 10, такое требование предусмотрено как обязательное для указанного кассового оборудования, в ч. 1 п. 10 Положения № 924/16 вносится соответствующее уточнение.
Учет в СККО
В целях конкретизации места нахождения и использования кассового оборудования, а также обеспечения достоверной информации и учета кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования (далее — СККО), в том числе о выручке субъектов хозяйствования в разрезе торговых объектов, адресах мест установки и использования кассового оборудования, недопущения использования одной единицы кассового оборудования одновременно для нескольких торговых объектов, в том числе дистанционно разнесенных, соответствующее уточнение вносится в абз. 9 п. 17 и абз. 8 п. 25 Положения № 924/16.
В настоящее время в соответствии с ч. 3 п. 18 Положения № 924/16 МНС наделено полномочиями определять требования к программной кассовой системе, программной кассе, в том числе к обеспечению требуемого уровня защиты информации, сферу применения программных касс.
Вместе с тем после допуска оператора программной кассовой системы, программной кассовой системы и программных касс к использованию в Республике Беларусь по результатам их положительной оценки о соответствии предъявляемым требованиям могут возникать ситуации, связанные с последующей, например, корректировкой программного обеспечения программной кассы либо программной кассовой системы и в этом случае — их несоответствия аттестатам соответствия на систему защиты информации программной кассовой системы либо сертификатам соответствия на средства защиты информации, выданные соответствующей организацией, проводившей сертификацию.
Такие ситуации могут привести к рискам в отношении достоверности информации о суммах денежных средств, полученных субъектами хозяйствования с использованием таких программных касс при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг, передаваемой в СККО, и, соответственно, способствовать созданию условий для сокрытия выручки в целях занижения причитающихся налогов в бюджет.
В связи с этим проектом постановления ч. 3 и 4 п. 18 Положения № 924/16 излагаются в новой редакции, предусматривающей дополнительное наделение МНС соответствующими полномочиями по определению оснований и порядка принятия решений о приостановлении (возобновлении) либо прекращении деятельности оператора программной кассовой системы, приостановке (возобновлении) или прекращении функционирования программной кассовой системы, приостановке (возобновлении) или прекращении использования программных касс. Соответствующие дополнения также вносятся в п. 25 Положения № 924/16.
В целях обеспечения реализации указанных подходов предусматривается поручение Министерству по налогам и сборам в шестимесячный срок привести свои нормативные правовые акты в соответствие с постановлением и принять иные меры по его реализации. В указанный срок Министерством по налогам и сборам будут подготовлены соответствующие изменения в Положение № 10, издан приказ по регулированию деятельности комиссии по оценке оператора программной кассовой системы, программной кассовой системы и программной кассы на соответствие предъявляемым требованиям с учетом изменений, вносимых в ч. 3 и 4 п. 18 Положения № 924/16 и п. 25 Положения № 924/16.
Данные нормы вступят в силу через восемь месяцев после официального опубликования постановления. В указанный срок РУП «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» будут пересмотрены соответствующие договорные отношения с операторами программных кассовых систем. Операторами программных кассовых систем будут приняты необходимые организационные решения по соблюдению предусмотренных изменений.
<...>