Дропшиппинг в Беларуси: проблемные аспекты учета и налогообложения |
В силу новизны системы дропшиппинга для постсоветских стран, имеющих в своей основе более или менее одинаковые системы учета, каких-либо специальных методик учета и налогообложения операций дропшиппинга не предусмотрено. В связи с этим субъекты хозяйствования руководствуются при осуществлении данного вида деятельности общим порядком бухгалтерского учета и налогообложения посреднических операций.
Например, в Российской Федерации и Украине операции дропшиппинга, по мнению специалистов, следует учитывать как посреднические операции по агентским договорам либо договорам комиссии и поручения.
В соответствии с такими подходами, не учитывающими того обстоятельства, что приобретаемый дропшиппером товар у поставщика является собственностью дропшиппера, в учете дропшиппера отражается только его доход, обусловленный разницей между ценой приобретения товара у поставщика и ценой его реализации конечному покупателю. При этом такая разница, как правило, трактуется как комиссионное вознаграждение, поскольку именно комиссионное вознаграждение характерно для посреднических договоров, в частности для агентских договоров и договоров комиссии. Соответственно, к такой системе учета «привязывается» и система налогообложения, применительно к которой договоры дропшиппинга квалифицируются как посреднические договоры с соответствующим порядком налогообложения осуществляемых в рамках таких договоров посреднических операций.
Сложившиеся в названных странах подходы к учету и налогообложению операций дропшиппинга, не имеющие законодательного урегулирования, ставят под сомнение их обоснованность и правомерность, тем более что при осуществлении торговых посреднических операций посредник не является собственником товара, в то время как, по нашему мнению, по договорам дропшиппинга именно дропшиппер является собственником реализуемого им конечному покупателю товара.
Что касается системы учета и налогообложения операций дропшиппинга в Беларуси, то в силу неразвитости таких операций вообще, некоторые организации, применяющие соответствующие схемы дропшиппинга, пытаются их легализовать либо путем определения соответствующих вариантов учета операций дропшиппинга в своей учетной политике, либо, как это имеет место в России и Украине, путем использования вариантов бухгалтерского учета, применяемых по договорам комиссии, поручения, агентским договорам.
В целом следует отметить, что специальных вариантов (методик) учета операций дропшиппинга, которые бы учитывали принципиальные особенности, присущие данной форме розничной торговли, в настоящее время в постсоветских странах не имеется. Отсутствие таких вариантов (методик) обусловлено целым рядом причин, прежде всего отсутствием систематизированных особенностей, свойственных дропшиппингу, которые влияют на формирование системы учета и налогообложения дропшиппинговых операций.
Учитывая сказанное, в развитие подходов, изложенных в ряде других публикаций по организации и ведению дропшиппинговой деятельности, в данной статье нами детально рассмотрены особенности операций дропшиппинга, которые принципиальным образом отличают их от операций по договорам комиссии, поручения, агентским и иным посредническим договорам.
С учетом выявленных особенностей нами определены возможные варианты налогообложения и бухгалтерского учета у дропшиппера, который обычно позиционируется как посредник, но который по факту таковым не является, что ставит под сомнение законность применяемых подходов к учету и налогообложению дропшипинговых операций.
При этом особо подчеркнем, что предлагаемые нами варианты бухгалтерского учета и налогообложения операций, осуществляемых дропшиппером, — это исключительно авторские наработки, базирующиеся на авторском понимании сути и содержания таких операций.
В перспективе, по мере развития дропшиппинговых операций в нашей стране, других постсоветских странах вопросы учета и налогообложения таких операций будут урегулированы и, возможно, получат иную законодательную трактовку.
Пока же субъекты хозяйствования Республики Беларусь, начиная дропшиппинговую деятельность, руководствуясь п. 5 ст. 9 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон), имеют возможность самостоятельно с применением профессионального суждения разработать порядок отражения дропшиппинговых операций в бухгалтерском учете и отчетности и оговорить его в учетной политике организации.
Особенности дропшиппинга, влияющие на методологию учета и налогообложения операций дропшиппинга
Полагаем, что к особенностям, которые должны быть учтены при разработке методик учета и налогообложения операций дропшиппинга, могут быть отнесены следующие:
1. Договор дропшиппинга — это особый посреднический договор, заключаемый между дропшиппером и поставщиком товара, а никак не договор, заключаемый между дропшиппером и покупателем товара.
2. В отношении дропшиппера поставщик товара выступает продавцом этого товара, осуществляющим в соответствии с договором дропшиппинга поставку товара, приобретенного дропшиппером, непосредственно покупателю.
По сути, поставщик доставляет товар покупателю по поручению дропшиппера, что позволяет определять договор дропшиппинга как смешанную форму договора (договор купли товара дропшиппером у поставщика + договор поручения на доставку товара поставщиком конечному покупателю*). Более того, по нашему мнению, в отношении договора дропшиппинга возможно говорить и о том, что такой договор содержит также отдельные элементы договора комиссии. Это обусловлено тем, что в договоре (предмете договора) дропшиппинга однозначно оговаривается тот факт, что дропшиппер желает продавать и продвигать товары, предлагаемые поставщиком, и соглашается передавать все получаемые им заказы в отношении товаров поставщика исключительно поставщику.
3. Между покупателем товара и дропшиппером, являющимся по факту продавцом товара покупателю, имеет место публичный договор-оферта товара через интернет-магазин дропшиппера либо через интернет-площадку организации, предоставляющей ее дропшипперу по договору оказания услуг.
4. В отличие от других посреднических договоров собственником товара, поставляемого конечному покупателю, является дропшиппер, поскольку он приобретает этот товар у поставщика за счет собственных средств и в собственных целях.
Данное обстоятельство может обуславливать особенности учета приобретаемого дропшиппером товара для конечного покупателя, поскольку в соответствии с национальным законодательством товар, не принадлежащий посреднической организации, занимающейся его продвижением, должен учитываться за балансом. В противном случае товар должен учитываться на балансе его собственника.
Вместе с тем, несмотря на то, что дропшиппер является собственником товара, поставляемого им силами поставщика конечному покупателю, дропшиппер в конечном итоге является посредником между продавцом этого товара дропшипперу и конечному покупателю.
Как показывает анализ договоров дропшиппинга, дропшиппер в любом случае определяется как посредник.
В связи с этим полагаем, что дропшиппер, являясь посредником, имеет особый статус — он является собственником того товара, который отчуждается им покупателю, но который доставляется этому покупателю тем, у кого дропшиппер сам приобрел реализуемый покупателю товар.
Очевидно, что данное обстоятельство также должно учитываться при формировании методики учета и налогообложения операций дропшиппинга.
5. Дропшиппер реализует товар конечному покупателю не за вознаграждение, как это имеет место у посредников по договорам комиссии, поручения, иным посредническим договорам, а по договору купли-продажи, по которому он выступает собственником товара и, соответственно, претендует не на часть оплаты за товар, а на всю сумму средств, поступившую в оплату товара.
Данное обстоятельство обуславливает необходимость принципиально иного подхода к определению выручки и дохода дропшиппера, что также должна предусматривать методика учета дропшиппинговых операций.
6. Привлечение дропшиппером для оказания услуг по доставке товара организации, осуществившей продажу этого товара дропшипперу, с возмещением таких расходов дропшипперу конечным покупателем товара обуславливает возможность трактовать такие расходы в качестве возмещаемых расходов, в отношении которых, как правило, применяется особый порядок бухгалтерского учета (с использованием счетов учета расчетов) и которые не признаются для целей налогового учета ни в качестве выручки и внереализационных доходов, ни в качестве расходов дропшиппера.
7. В силу того что дропшиппер выставляет счет на оплату покупателем услуг по доставке товара раньше, чем эту услугу окажет поставщик и, соответственно, раньше, чем поставщик выставит счет дропшипперу за доставку, у дропшиппера могут возникать отклонения в стоимости услуг по доставке, которые влияют на его финансовый результат и объект налогообложения.
Данное обстоятельство также должно быть учтено при разработке методики учета и налогообложения операций дропшипинга.
В силу того что при ведении бухгалтерского учета возникает объективная необходимость отражения исчисленных сумм налога в учете, что влияет на финансовые результаты организации-посредника, полагаем целесообразным рассмотреть отдельные аспекты налогообложения и учета посреднических операций у посредников, в частности у комиссионеров и поверенных, и уже затем перейти к рассмотрению вопросов налогообложения и бухгалтерского учета операций, связанных с осуществлением дропшиппинговой деятельности.
Налогообложение операций у посредников и у дропшиппера
Общие вопросы налогообложения посредников
...
Особенности налогообложения у дропшиппера
...
Учет операций у посредников и у дропшиппера
Общие вопросы бухгалтерского учета у посредников
...
Учет операций по реализации товаров у комиссионера
...
Подробнее читайте в статье.
<...>