Евро и доллар почти сравнялись. Что говорят наши банки? |
За последние шесть месяцев евро подешевел на 10%. Сейчас единая европейская валюта балансирует на уровне 1,03–1,05 доллара.
В значительной степени положение евро зависит от силы доллара, которая растет по мере того, как Федеральная резервная система США (ФРС) продолжает повышать процентные ставки. Надо сказать, что многие центробанки стремятся купировать риски ценового давления в экономиках путем повышения ставок фондирования. А Европейский центральный банк (ЕЦБ) тянет с повышением ставок: ключевая ставка еврозоны – 0%, а депозитная и вовсе – -0,5%.
По мнению европейских специалистов, ЕЦБ фокусируется на финансовых потребностях государств, которым придется платить за энергопереход и оборону. В связи с этим банк серьезно отстанет от ФРС в подъеме ставок и борьбе с инфляцией, что приведет к падению курса евро до 1 долларов в течение следующих шести месяцев.
Председатель правления БСБ Банка Сергей Дубков считает, что надо понимать, какие стратегические цели преследуют центральные банки в вопросе курсообразования.
— Яркий пример того, когда заниженный курс национальный валюты дал экономический эффект, — это установление административного курса японской йены к доллару США после Второй мировой войны. Другой случай — это постоянные упреки США в адрес Китая по поводу манипулирования курсом. Точнее, занижение курс юаня к доллару.
В свою очередь член Совета Ассоциации белорусских банков, независимый директор Альфа-Банк (Беларусь) Андрей Жишкевич прогнозирует в среднесрочной перспективе дальнейшее ослабление евро по отношению к доллару.
— Этому есть ряд рациональных предпосылок. Во-первых, именно страны еврозоны наряду с Россией и Украиной наиболее пострадают от последствий так называемой «специальной военной операции». Большинство введенных экономических санкций прямо ограничивают высокотехнологический европейский экспорт в Россию и Беларусь и/или усугубляют ценовую конкурентоспособность европейских производителей из-за отказа от сырьевого импорта из России (прежде всего энергетического), — комментирует ilex Жишкевич. — В свою очередь, США де-факто менее зависимы от внешнеэкономического оборота с Россией и от санкций скорее выигрывает. Во-вторых, доллар всегда рассматривается инвесторами в качестве «защитной» валюты в любых глобальных кризисных ситуациях. В-третьих, предстоящий «антиинфляционный» цикл подъема ключевых ставок центральными банками развитых стран опаснее для европейской экономики, чем американской.
Валютный стратег банка UniCredit Роберто Миалич ожидает, что евро снова поднимется выше 1,1 доллара в течение следующего года, поскольку цикл повышения ставки ФРС завершится. Он считает долгосрочный сценарий ниже паритета лишь второстепенным риском, который возможен только в том случае, если темпы экономического роста в еврозоне упадут гораздо сильнее, чем прогнозируется.
Население все равно оценивает свои личные сбережения через курс белорусского рубля к доллару США. Это видно и по депозитному портфелю, и по накоплениям, которые не хранятся в банках. Таким образом для людей, несмотря на колебания курса евро к доллару, какого-то глобального риска обесценивания сбережений не происходит.
По материалам " Белорусы и рынок"
<...>