Функционирование АИС ИДО обостряет проблемы неплатежеспособности предприятий

Функционирование АИС ИДО обостряет проблемы неплатежеспособности предприятий |

Автор Нонна Рабец Нонна Рабец
Номер № 02/2020
Количество просмотров 314
Автор АИС ИДО, АИС ИДО, господдержка, господдержка, гарантии, гарантии, долги долги

С 1 января текущего года введена автоматизированная система безналичных расчетов, однако при систематическом недостатке собственных оборотных средств и соответственно нарушении сроков исполнения обязательств перед банком и другими кредиторами АИС ИДО стала для неплательщиков проблемой.

В сущности, как отмечено в докладе заместителя председателя Правления Национального банка на заседании Правления 23 января 2020 г. по итогам работы за 2019 год, проблемы нормального функционирования могут решить лишь сами предприятия путем адекватной оценки своего бизнеса, финансовых потоков, финансового положения и принятия необходимых управленческих решений.

Несмотря на оказание поддержки в виде реструктуризации кредита, все равно у многих предприятий проведение расходных операций приостановлено или наложен арест, которые исключают возможность открытия дополнительных текущих счетов и при переходе на расчеты АИС ИДО исключают устные договоренности сторон в плане проведения расчетов.

Например, ранее платежные требования предъявлялись не ко всем счетам, и возможность производить нужные платежи все же существовала. Кроме того, в ряде случаев документы на арест или приостановление операций по счету поступали в банк обычной почтой, и организации зная об этом, принимали меры по регулированию денежных потоков до того как документ попадет в картотеку. К тому же поступала соответствующая информация и от банков. Расчеты через АИС ИДО фиксируются по времени и просрочка исполнения документа не допускается.

Счета остаются постоянно заблокированными

Таким образом, в настоящее время счета остаются постоянно заблокированными взыскателями, к которым в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» к взыскателям относятся:

  • органы Комитета государственного контроля, налоговые, таможенные органы, Министерство финансов, Фонд социальной защиты населения, органы, ведущие уголовный процесс, иные государственные органы (уполномоченные должностные лица) (далее — уполномоченные государственные органы) и банки при реализации полномочий, предоставленных им законодательными актами на взыскание в бесспорном порядке денежных средств (электронных денег);

  • иные юридические лица, организации, не являющиеся юридическими лицами, физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, имеющие исполнительные документы, по которым в соответствии с законодательными актами осуществляется взыскание в бесспорном порядке денежных средств со счетов в банках, электронных денег из электронных кошельков.

Платежные требования взыскателей оформляются на основании документов, по которым в соответствии с законодательными актами осуществляется взыскание в бесспорном порядке денежных средств со счетов в банках, электронных денег из электронных кошельков. А именно к исполнительным документам относятся:

  • исполнительные надписи нотариусов, иные исполнительные документы;

  • решения (распоряжения) уполномоченных государственных органов и банков;

  • постановления органов, ведущих уголовный процесс;

  • постановления о наложении административного взыскания;

  • дубликаты (копий) вышеперечисленных документов в случаях, установленных законодательством.

Взыскание в бесспорном порядке денежных средств осуществляется взыскателями со счетов в банках (из электронных кошельков), с которых такое взыскание предусмотрено законодательными актами.

В соответствии с Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановлением Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (далее — Инструкция № 66), платежные инструкции, а также иные документы, предусмотренные данным нормативным актом, за исключением исполнительных документов, формируются и представляются в банки:

  • на бумажном носителе;

  • в виде электронных документов;

  • в виде электронных сообщений.

Для одновременного представления платежного требования без акцепта плательщика и исполнительного документа платежное требование:

  • оформляется на бумажном носителе, если исполнительный документ оформлен на бумажном носителе;

  • формируется в виде электронного документа, если исполнительный документ в соответствии с актами законодательства сформирован в виде электронного документа.

Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка от 28.06.2019 № 432/11 «Об автоматизированной информационной системе исполнения денежных обязательств» (далее — Постановление № 432/11) направление в АИС ИДО электронного документа осуществляется банком плательщика в течение:

  • пяти минут — с момента получения электронного документа, подтверждающего возникновение (отсутствие) обременений к счетам (электронным кошелькам);

  • одного часа — с момента получения на бумажном носителе документа, подтверждающего возникновение (отсутствие) обременений к счетам (электронным кошелькам).

При этом момент получения документа, подтверждающего возникновение (отсутствие) обременений к счетам (электронным кошелькам), определяется:

  • при получении такого документа на бумажном носителе — дата и время его регистрации во входящей корреспонденции банка, зафиксированные в порядке, предусмотренном банком;

  • при получении такого документа в виде электронного документа — дата и время приема такого документа к исполнению, зафиксированные в автоматизированной системе банка.

В настоящее время банк, в котором плательщику открыт счет, может направлять ему о находящихся в АИС ИДО расчетных документах, подлежащих оплате данным плательщиком, об их исполнении, отзыве (изменении), приостановлении исполнения в соответствии с заключенным между ними договором. Таким образом, официально информация направляется о находящихся уже в АИС ИДО документах. Поступление документов банком сразу фиксируется и любое нарушение со стороны банка может привести к негативным последствиям.

Банковское кредитование и платежи в счет неотложных нужд

В свою очередь на работе предприятий функционирование системы расчетов АИС ИДО негативно отражается в случае, если к счету предъявлено платежное требование и необходимо гасить банку кредит. Из-за неисполненных обязательств должник не в состоянии выполнить условие даже по оборачиваемости кредита и кредит становится проблемным до наступления окончательного срока его погашения.

В дальнейшем погашение возможно только за счет средств, забронированных на неотложные нужды, в соответствии с постановлением Правления Нацбанка от 16.12.2019 № 501 «Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 63» (далее — Инструкция № 63), которым в новой редакции утверждена Инструкция о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в очередности, установленной законодательством.

Платежи в счет неотложных нужд осуществляются в размере до 20% денежных средств, поступивших на текущие счета за предыдущий месяц. Как очевидно, размер неотложных нужд ограничен. Причем при ограничении расходных операций по счету неотложные нужды остаются единственным денежным источником осуществления платежей на любые цели. Банк осуществляет бронирование на текущем счете в белорусских рублях денежных средств для платежей в счет неотложных нужд не ранее первого банковского дня месяца, в котором будут осуществляться указанные платежи.

Предоставляется субъекту предпринимательской деятельности забронированные денежные средства в течение месяца, в котором согласно распоряжению будут осуществляться платежи в счет неотложных нужд. Распоряжение в банк представляется один раз в месяц, за исключением случаев ограничения операций по счету.

Денежные средства, забронированные для платежей в счет неотложных нужд, не используются для осуществления иных платежей в очередности, установленной законодательством, за исключением платежей:

  • по возврату денежных средств, зачисленных в результате технической ошибки банка;

  • по перечислению денежных средств до осуществления платежей в очередности, установленной законодательством, на специальные счета (субсчета);

  • за закупаемые у физических лиц молоко и скот;

  • по исполнению платежных требований, оформленных на основании исполнительных документов судов, предмет иска по которым относится к внеочередным платежам;

  • при ограничении операций по счету.

В случае если денежные средства, забронированные для платежей в счет неотложных нужд, не были использованы в текущем месяце, при наличии в банке на начало первого банковского дня следующего месяца электронного документа АИС ИДО, содержащего сумму неисполненных денежных обязательств плательщика, информация о сумме забронированных и неиспользованных денежных средств направляется в АИС ИДО в соответствии с требованиями Постановления № 432/11.

При отсутствии в банке на начало первого банковского дня следующего месяца электронного документа АИС ИДО, содержащего сумму неисполненных денежных обязательств плательщика, денежные средства для платежей в счет неотложных нужд, накопленные и не использованные в предыдущем месяце, при наличии распоряжения направляются на бронирование денежных средств для платежей в счет неотложных нужд в следующем месяце.

В период бронирования и перечисления денежных средств для платежей в счет неотложных нужд субъект предпринимательской деятельности может представить в банк заявление на использование забронированных денежных средств в полной сумме или частично на осуществление платежей в очередности, установленной законодательством.

Вместе с тем, к счету может быть предъявлено требование на сумму, превышающую размер неотложных нужд в десятки раз. В большинстве случаев это относится к предприятиям, имеющим неустойчивое финансовое положение и с высоким уровнем закредитованности. О наличии таких субъектов хозяйствования в очередной раз обращено внимание на заседании Правления Нацбанка 23 января 2020 г.

Кроме того на заседании Правления Нацбанка отмечено, что доля необслуживаемых активов может превысить 10%, а скрытый потенциал кредитного риска обусловлен перераспределением кредитных ресурсов через кредитоспособные предприятия финансово неустойчивым организациям. В частности, неэффективные сельскохозяйственные организации получают займы и авансы от предприятий переработки сельскохозяйственной продукции, которые за счет этого несут повышенную кредитную нагрузку.

Решаемые таким образом проблемы сельскохозяйственных предприятий и проводимые реструктуризации задолженности в большинстве случаев дают временный результат, а точнее, просто отодвигают решение проблем на более длительный срок, который в конечном итоге отразится в сумме предъявленных платежных требований в АИС ИДО.

Часто реструктуризация проводится под гарантии Правительства и других государственных органов по соответствующим указам Президента Республики Беларусь. По исполненным гарантиям предъявляются требования в бесспорном порядке, и предприятия становятся должниками уже не перед банком, а, например, перед Минфином.

Чтобы вернуть с должника деньги, Минфин предъявляет требования к нему в полной сумме через АИС ИДО, тем самым ограничиваются расчеты с поставщиками и другими кредиторами. До введения в действие АИС ИДО платежные требования, возможно, по договоренности сторон, предъявлялись Минфином к текущему счету в одном банке, и в результате частично производились платежи и в адрес Минфина и в адрес других кредиторов.

АИС ИДО исключает возможность предъявления платежных требований к одному текущему счету. Согласно Постановлению № 432/11 по принятым платежным требованиям взыскателей, платежным инструкциям плательщика АИС ИДО автоматически:

  • определяет очередность их исполнения посредством АИС ИДО;

  • определяет общую сумму неисполненных денежных обязательств плательщика (по видам валют таких обязательств);

  • формирует и направляет в каждый банк плательщика, определяемый с учетом информации, полученной АИС ИДО из АИС ПБИ, электронный документ, содержащий общую сумму неисполненных денежных обязательств плательщика (по видам валют таких обязательств).

Передача банками информации в АИС ПБИ производится согласно постановлению Правления Нацбанка от 15.10.2018 № 462 «Об утверждении инструкции о порядке функционирования автоматизированной информационной системы представления банковской информации».

Очередность исполнения принятых АИС ИДО платежных требований взыскателей, платежных инструкций плательщика определяется с учетом установленной законодательными актами очередности платежей, а в пределах одной очереди — с учетом даты и времени поступления платежных требований взыскателей, платежных инструкций плательщиков в АИС ИДО.

Специфика «цементного» указа

Если организацией — должником по гарантии окажется строительная организация, то согласно Указу Президента Республики Беларусь от 07.06.2018 № 226 «Об открытии специальных счетов» юридические лица, имеющие задолженность перед организациями цементной отрасли за полученную продукцию, в течение двух рабочих дней с даты поступления выручки от реализации товаров (работ, услуг) перечисляют на специальные счета организаций цементной отрасли денежные средства со своих текущих (расчетных) банковских счетов в размере 5% выручки от реализации товаров (работ, услуг).

Сумма средств, перечисляемых на специальные счета организаций цементной отрасли, не должна превышать суммы задолженности перед этими организациями.

При этом для исполнения в полном объеме обязательств перед бюджетом Инструкцией № 66 предусмотрено, что платежные поручения на перечисление платежей в бюджет принимаются банком-отправителем независимо от наличия на счете плательщика денежных средств, необходимых для исполнения таких платежных поручений в полном объеме.

А именно, при недостаточности на счете плательщика денежных средств, необходимых для исполнения платежного поручения на перечисление платежей в бюджет в полном объеме, банк-отправитель направляет данное платежное поручение в АИС ИДО.

По каждому направленному в АИС ИДО электронному документу или электронному сообщению АИС ИДО в течение пяти минут с момента его принятия направляет в адрес прямого участника АИС ИДО — уполномоченного государственного органа, банка электронное сообщение о приеме или отказе в приеме с указанием причин электронного документа с соблюдением времени.

Банк плательщика в течение пятнадцати минут с момента получения из АИС ИДО электронного документа определяет наличие денежных средств на счетах в банке. При этом определенные банком суммы денежных средств на счетах (электронных денег в электронных кошельках) в банке подлежат направлению на исполнение неисполненного денежного обязательства плательщика в размере, указанном в электронном документе.

После получения банком плательщика из АИС ИДО электронного документа, содержащего информацию об отсутствии у плательщика неисполненных денежных обязательств, расходование денежных средств со счета (электронных денег из электронного кошелька) в банке осуществляется на основании платежных инструкций клиентов в порядке, установленном законодательством.

При определении банком плательщика наличия (отсутствия) денежных средств на счетах (электронных денег в электронных кошельках) в банке не учитываются денежные средства (электронные деньги):

  • подлежащие направлению на исполнение платежных инструкций плательщика в очередности, установленной законодательными актами, во внеочередном и (или) первоочередном порядке, а также на осуществление платежей на возврат денежных средств, зачисленных в результате технической ошибок банка;

  • списание которых не осуществляется в связи с замораживанием средств и (или) блокированием финансовой операции в соответствии с требованиями законодательства о предотвращении легализации доходов, полученных преступным путем, финансирования террористической деятельности и финансирования распространения оружия массового поражения;

  • подлежащие направлению на исполнение платежных инструкций плательщика на осуществление платежей в бюджет (при наличии у него денежных средств на счетах (электронных денег в электронных кошельках) в банке в размере, достаточном для их исполнения в полном объеме), — при наличии в банке решений (постановлений) о приостановлении операций по счетам и (или) постановлений (определений) о наложении ареста;

  • подлежащие направлению на осуществление расходных операций на основании разрешений органов (должностных лиц), принявших (вынесших) решение о приостановлении операций по счетам и (или) постановление (определение) о наложении ареста (далее, если не предусмотрено иное, — разрешения), — при наличии в банке решений (постановлений) о приостановлении операций по счетам и (или) постановлений (определений) о наложении ареста;

  • подлежащие направлению на осуществление платежей:

  • через систему мгновенных платежей;

  • через систему прямого дебетования счета (при списании денежных средств с корреспондентского счета банка при совершении платежа посредством данной системы);

  • при использовании банковских платежных карточек;

  • при совершении операций с электронными деньгами.

В установленный срок банк формирует и направляет в АИС ИДО электронный документ (электронное сообщение), содержащий информацию (по видам валют неисполненных денежных обязательств) о сумме денежных средств по каждому счету (электронных денег в каждом электронном кошельке) в банке либо об их отсутствии.

Платежная инструкция АИС ИДО формируется для исполнения неисполненных денежных обязательств плательщика, выраженных в белорусских рублях:

  • в первую очередь — к текущим (расчетным) банковским счетам в белорусских рублях, за исключением текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;

  • во вторую очередь — к текущим (расчетным) банковским счетам в иностранной валюте (с продажей иностранной валюты), за исключением текущих (расчетных) банковских счетов, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;

  • в третью очередь — к иным счетам в банках, с которых бесспорное взыскание предусмотрено законодательными актами (за исключением специальных счетов, открытых в соответствии с законодательными актами);

  • в четвертую очередь — к электронным кошелькам, текущим (расчетным) банковским счетам, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек.

Субъект предпринимательской деятельности вправе представить в банк заявление на использование забронированных денежных средств в полной сумме или частично на осуществление платежей в очередности, установленной законодательством.

Вместе с тем предоставленная законодательством возможность бронирования денег, в том числе и на неотложные нужды, не решает накопившиеся проблемы в системе расчетов, закредитованности, что вызывает серьезную озабоченность у Национального банка.

Озабочены и сами должники, которые когда-то не смогли погасить банку, а после оказания поддержки в виде реструктуризации этих кредитов не смогли погасить долги уже в новые сроки погашения и оказались должниками перед гарантами. В результате такие предприятия ищут банк, который бы рефинансировал долг перед гарантом и установил график его погашения, потому что гарант по исполненной гарантии не может установить график возврата долга. Ведь для этого нужен соответствующий документ, например распоряжение или указ Президента Республики Беларусь.

И так может продолжаться бесконечно, и проблема не в АИС ИДО. Она так и останется нерешенной. И самая главная проблема в том, нужна ли финансовая поддержка предприятиям, если нет уверенности в перспективе развития такого предприятия. 


<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Оплата QR-кодом как альтернатива эквайрингу

Метод оплаты без использования терминала, при помощи QR-кода будет интересен интернет-магазинам, кафе, парикмахерским, такси, любым торговым/сервисным предприятиям, а также самозанятым гражданам (ремесленникам). Оплата QR-кодом позволяет бизнес-клиентам принимать платежи без установки терминалов, а их покупателям – оплачивать товары и услуги в один клик - отсканировав QR-код при помощи смартфона!

2. Приостановка действия базового документа еврозоны не окажет значимой поддержки евровалюте

На горизонте нескольких месяцев, в случае необходимости продления карантина, рост финансовой нагрузки на государства может вылиться в долговой кризис, что, напротив, ускорит падение к уровням 2015-2017 годов - ниже 1,05 евро за доллар. Если цены на нефть останутся на низком уровне, то на среднесрочном горизонте Европа сможет рассчитывать на положительный эффект от низких цен на энергоносители. В этом случае повысится вероятность укрепления евро.

3. Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы

Белорусским предприятиям планируется предоставить налоговые каникулы. Об этом сегодня журналистам в парламенте сообщил министр по налогам и сборам Сергей Наливайко. В свою очередь заместитель председателя правления Национального банка Сергей Калечиц прокомментировал возможность предоставления кредитных каникул предприятиям. Пакет мер предусматривает временные послабления для банков с точки зрения требований по управлению рисками.

4. МОТ прогнозирует уровень безработицы. S&P говорит о дефолтах

Около 25 млн человек могут остаться без работы из-за пандемии коронавируса, если правительства стран не отреагируют, говорится в заявлении Международной организации труда (МОТ). В S&P прогнозируют рост корпоративных дефолтов в США и Европе на 10% в текущем году. Ущерб кредитоспособности нанесут падение денежного потока, более жесткие условия финансирования и обвал цен на нефть, считают аналитики.

5. Прогноз: Украину ждет падение ВВП на 4−9% и курс 30−35 грн/USD

Этот прогноз базовый, но то, как развивается ситуация сейчас, свидетельствует, что он может оказаться оптимистическим. ВВП Украины может упасть в этом году на 9%, если карантин будет продлен до июня-июля. В таком случае гривня подешевеет к доллару до 35 грн/USD. Падение на 9% - это такое же падение, как было в Украине в 2015 году.

6. Романчук: Нас ждёт настоящий шок и это не шутки

Коронавирус – лишь часть крайне негативного сценария для Беларуси. Обвал экспорта сырьевых ресурсов, стопор многих секторов (отдых, путешествия, общественное питание, транспорт, логистика), резкое снижение активности промышленных предприятий, мощный удар по бюджету страны, по бюджетам бизнесов, банков и домашних хозяйств – всё это материализуется на наших глазах.