Где будет грань между «обоснованным» и «необоснованным» посредничеством
Где будет грань между «обоснованным» и «необоснованным» посредничеством |
Автор Андрей Разумов Андрей Разумов
Номер № 10/2019
Количество просмотров 39
Автор посредничество, посредничество, КГК, КГК, проверки проверки
Где будет грань между «обоснованным» и «необоснованным» посредничеством

Комитет госконтроля и Генпрокуратура Беларуси провели 16 октября совместную коллегию, где рассмотрели результаты контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок и меры по пресечению необоснованного посредничества.

Председатель КГК Леонид Анфимов, открывая коллегию, отметил, что тема необоснованного посредничества не нова. Действительно, с этой проблемой сражаются как минимум десять лет: еще в 2009 году Комитет госконтроля провел комплексные проверки отдельных организаций и установил факты необоснованного и недобросовестного посредничества при закупках товаров.

«Необоснованное посредничество проникло во все сферы жизнедеятельности страны, ведет к росту себестоимости продукции, снижению доходов предприятий. Страдает государственный бюджет и эффективность экономики в целом. По разным оценкам, посредники «съедают» до 3% от ВВП — сумма очень серьезная», — обратил внимание Леонид Анфимов.

Чтобы не быть голословным, он привел конкретный пример. По словам руководителя КГК, прямые закупки каучука непосредственно у производителей позволили бы «Белшине» снизить стоимость одной тонны сырья на 50 долларов и получить годовой экономический эффект в 2,5 млн доларов.

«Если оцифровать масштабы необоснованного посредничества в нашей стране, то это около 3% ВВП. В карманах дельцов оседает более 1,5 млрд долл. Эти деньги для страны не лишние. Если бы они пошли на благие цели, то экономика, конечно, повысила бы свою эффективность», — сказал Леонид Анфимов.

Председатель КГК подчеркнул, что в целом от посредников нельзя отказываться, а с некоторыми из них работать даже выгоднее, чем напрямую с производителями. «Заслон на пути таких посредников никто не собирается ставить».

Главная задача — пресечь необоснованное посредничество на ранней стадии. Система закупок должна быть понятной, прозрачной, открытой и свободной от недобросовестных посредников.

Факты необоснованного посредничества установлены КГК практически во всех сферах хозяйственной деятельности. За 9 месяцев 2019 года органами финансовых расследований Комитета госконтроля выявлено 73 преступления, связанных с незаконным посредничеством.

Вовлечение необоснованных (недобросовестных) посредников в хозяйственные правоотношения зачастую осуществляется путем проведения формальных процедур закупок с участием в них аффилированных структур.

Например, в ходе проверки барановичского предприятия агропромышленного комплекса выявлены факты необоснованного посредничества при закупке ветеринарных препаратов белорусского производства у частной структуры. Посреднические услуги обошлись предприятию в 854,7 тыс. руб. Ветеринарные препараты, вакцины и дезинфицирующие средства приобретались через посредника по цене в 2–2,5 раза дороже, чем напрямую у производителя. В последующем доход от совершенных сделок через посредническую фирму обналичивался в виде дивидендов. По фактам хищения путем злоупотребления служебными полномочиями в отношении должностных лиц барановичского предприятия и фирмы-посредника возбуждены уголовные дела.

К взаимодействию с необоснованными посредниками приводят формальное изучение рынка и поверхностное проведение маркетинговых исследований.

Так, взаимодействие ГП «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания» и организаций цементной промышленности с посредническими структурами при закупках материальных ресурсов без проработки возможности их приобретения напрямую у производителей привело к дополнительным финансовым расходам и, как следствие, к увеличению себестоимости производимой продукции. Только по выявленным фактам закупок железной руды, гипсового камня и других ресурсов дополнительные расходы цементных заводов в 2017–2019 годах составили около 8 млн руб.

Многочисленные нарушения установлены при закупках запасных частей в агропромышленном комплексе и ЖКХ, а также в организации общественного питания в учреждениях образования и здравоохранения.

К примеру, специализированное предприятие, обеспечивающее питание пациентов в больницах г. Могилева, приобретало продукты питания преимущественно у посредников по значительно более высоким ценам, чем у производителей (только на закупках в 2016–2017 годах четырех наименований продуктов питания посредникам переплатили 45 тыс. руб.). Аналогичное предприятие в г. Минске приобретало продовольственное сырье и продукты питания у посреднических структур, оптовые надбавки которых доходили до 243%.

Одно из коммунальных предприятий Гомельской области в 2016–2018 годах без изучения рынка и проведения конкурсных процедур на условиях предоплаты закупило у 9 посредников автозапчасти по ценам, превышающим цены изготовителя до 10 раз, переплатив свыше 530 тыс. руб. По результатам проверки в отношении директора коммунального предприятия возбуждено уголовное дело, по требованию Комитета госконтроля виновными лицами возмещено 412,8 тыс. руб., к дисциплинарной ответственности привлечено 10 должностных лиц.

Установлены факты, когда поставщики готовят заказчикам технические условия (рецептуры продукции) под собственные предложения.

К примеру, применение мясокомбинатами в производстве продукции навязанных поставщиками комплексных пищевых добавок приводит к их безальтернативной закупке по завышенным в разы ценам. Так, частная структура отгрузила одному из мясокомбинатов комплексную пищевую добавку «Ветчина крестьянская» по цене в 2,5 раза дороже стоимости у производителя. Это стало возможным благодаря включению в рецептуры и технические условия на выпускаемую мясокомбинатами продукцию конкретных видов добавок. Аналогичным образом комплексная пищевая добавка поставлялась другим мясокомбинатам. В общей сложности сумма завышения стоимости поставленных посредником в адрес пяти белорусских мясокомбинатов добавок, закупленных на внешнем рынке, составила более 2 млн руб.

Управлением ДФР по Минской области и г. Минску в ходе контроля за расходованием бюджетных средств при закупках борисовским предприятием калиброванного металла выявлен недобросовестный посредник — ООО «Дельтаферрум». Через эту компанию по фиктивным документам на завод якобы поставлялся металл, а на самом деле его похищали работники завода из остатков, образовавшихся в процессе производства. По материалам проверки было возбуждено 12 уголовных дел, фигуранты уголовных дел осуждены. Причиненный заводу вред возмещен в трехкратном размере. В результате исключения недобросовестного посредничества завод стал приобретать металлопрокат непосредственно у представителя производителя по ценам ниже на 2–9%.

В ходе контрольных мероприятий Комитетом госконтроля установлены причины необоснованного посредничества при закупках, которые обусловлены факторами, относящимися к деятельности и заказчиков, и участников закупок (коррупционные проявления; недобросовестность участников закупок; отсутствие изучения конъюнктуры цен на закупаемые товары; низкий уровень подготовки специалистов, ответственных за закупки; неучастие производителей в проводимых процедурах закупок; слабый контроль за проведением закупок вышестоящими органами и т.д.).

«Миллионами рублей исчисляются финансовые потери заводов при загрузке цемента посредникам на льготных условиях: предоставление скидок, рассрочка платежа, оплата перевозки», — озвучил он еще один пример.

Леонид Анфимов также задался вопросом, какой логикой руководствовались на сельхозпредприятиях «Краснобережский» и «Лукское», закупая у индивидуальных предпринимателей шины в 3–4 раза дороже, чем у официального представителя «Белшины». Стоимость некоторых запчастей была выше в 8–13 раз. В результате предприятия в совокупности понесли дополнительные затраты более чем на 220 тыс. руб.

Высказался по проблеме необоснованного посредничества и заместитель Генерального прокурора Алексей Стук. Он обратил внимание, что полное исключение посредников невозможно, их участие в коммерческих отношениях иногда объективно необходимо.

«Проблемой является негативное влияние посредников на экономику из-за спекулятивного подорожания поставляемой продукции, работ и услуг. Поставки некачественных товаров, закулисные сговоры подрывают доверие конкурентным принципам, на которых должен основываться выбор поставщика. Имеют место факты образования просроченной задолженности, в том числе из-за невыполнения такого рода поставщиками своих обязательств», — отметил Алексей Стук.

В Генпрокуратуре считают, что в Беларуси не до конца создана необходимая конкурентная среда: ежегодно более 60% конкурентных процедур при государственных закупках не приводит к заключению хозяйственных договоров.

«Во время процедур закупок допускается значительное количество нарушений законодательства, являющихся следствием коррупционных проявлений как со стороны заказчиков, так и со стороны посреднических организаций», — заявил заместитель генпрокурора. Одним из факторов, стимулирующих недобросовестных посредников, по его словам, стала низкая коммерческая активность отечественных производителей.

Алексей Стук добавил, что пока нет универсального и проверенного способа борьбы с необоснованным посредничеством. Поэтому цель — выработать внятные и эффективные меры противодействия этому явлению и обеспечить их последовательное выполнение без ущерба для деятельности добросовестных участников рынка.

10 лет назад уже была попытка запретить юрлицам независимо от организационной правовой формы осуществлять приобретение на территории Беларуси товаров за счет собственных, заемных и бюджетных средств через посредников. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2009 № 991 все закупки должны были производиться только напрямую у поставщиков-производителей и их официальных торговых представителей, но через неделю это регулирование было со скандалом отменено постановлением от 04.08.2009 № 1020.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войти под своей учётной записью

Поделиться в соцсетях:


Свежие статьи
Сейчас читают

1. Наша новая реальность - девалютизация. И это не только сокращение использования доллара

Новая реальность уже не в дедолларизации, а в девалютизации экономики: Президент Беларуси указами № 401 и № 402 утвердил параметры прогноза социально-экономического развития страны на 2020 год. В указах также отмечается, что в рамках перехода в среднесрочном периоде к режиму инфляционного таргетирования предусмотрены мероприятия, направленные на снижение степени участия Нацбанка в торгах на внутреннем валютном рынке. "Национальный банк будет проводить операции по покупке иностранной валюты для пополнения золотовалютных резервов при устойчивом превышении ее предложения над спросом на внутреннем валютном рынке".

2. Возможности, будущее, опыт. Всемирная неделя предпринимательства в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября

Всемирная неделя предпринимательства 2019 (GEW) в Беларуси пройдет с 18 по 24 ноября и станет важным международным событием для собственников бизнеса, корпораций, инвесторов и стартапов. Главное деловое мероприятие Беларуси объединит уникальные белорусские и международные компании, инвестиции и финтех решения, инновации и успешные кейсы.

3. О проекте изменений в Указ об оценочной деятельности в Республике Беларусь

Согласно проекту документа действие указа № 615 предлагается распространить на случаи добровольного страхования движимого и недвижимого имущества. Сейчас указ № 615 не распространяется на оценку движимого и недвижимого имущества в связи со страхованием. Соответственно, аттестованные оценщики не вправе проводить оценку имущества для этих целей.

4. Подробности экономической интеграции Беларуси и России

Россия и Беларусь намерены создать единый Налоговый и Гражданский кодексы, внешнеторговый режим, а также унифицировать учет собственности к 2021 году. К 1 ноября 2019 года должны создать «дорожную карту», объединяющую отраслевое регулирование. Помимо ТЭК гармонизировать предлагается «промышленную политику», что бы это ни значило, режим госрегулирования агрорынков, торговли, транспорта и связи, антимонопольную политику, режим защиты потребителей.

6. Объем фиктивных инвестиций в мире по оценке МВФ

Около 15 трлн USD прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в мире являются фиктивными, говорится в совместном исследовании МВФ и Копенгагенского университета. Эта сумма сравнима с годовым объемов ВВП Китая и Германии. Указывается, что фиктивные ПИИ составляют почти 40% от всего мирового объема прямых инвестиций, эта сумма выросла на 10% менее чем за десятилетие. Как отмечают исследователи, несмотря на то что основная часть фиктивных ПИИ сосредоточена в небольшой группе стран, этот феномен характерен для всех экономик.