Где будет грань между «обоснованным» и «необоснованным» посредничеством

Где будет грань между «обоснованным» и «необоснованным» посредничеством |

Автор Андрей Разумов Андрей Разумов
Номер № 10/2019
Количество просмотров 313
Автор посредничество, посредничество, КГК, КГК, проверки проверки

Комитет госконтроля и Генпрокуратура Беларуси провели 16 октября совместную коллегию, где рассмотрели результаты контроля за соблюдением законодательства в сфере закупок и меры по пресечению необоснованного посредничества.

Председатель КГК Леонид Анфимов, открывая коллегию, отметил, что тема необоснованного посредничества не нова. Действительно, с этой проблемой сражаются как минимум десять лет: еще в 2009 году Комитет госконтроля провел комплексные проверки отдельных организаций и установил факты необоснованного и недобросовестного посредничества при закупках товаров.

«Необоснованное посредничество проникло во все сферы жизнедеятельности страны, ведет к росту себестоимости продукции, снижению доходов предприятий. Страдает государственный бюджет и эффективность экономики в целом. По разным оценкам, посредники «съедают» до 3% от ВВП — сумма очень серьезная», — обратил внимание Леонид Анфимов.

Чтобы не быть голословным, он привел конкретный пример. По словам руководителя КГК, прямые закупки каучука непосредственно у производителей позволили бы «Белшине» снизить стоимость одной тонны сырья на 50 долларов и получить годовой экономический эффект в 2,5 млн доларов.

«Если оцифровать масштабы необоснованного посредничества в нашей стране, то это около 3% ВВП. В карманах дельцов оседает более 1,5 млрд долл. Эти деньги для страны не лишние. Если бы они пошли на благие цели, то экономика, конечно, повысила бы свою эффективность», — сказал Леонид Анфимов.

Председатель КГК подчеркнул, что в целом от посредников нельзя отказываться, а с некоторыми из них работать даже выгоднее, чем напрямую с производителями. «Заслон на пути таких посредников никто не собирается ставить».

Главная задача — пресечь необоснованное посредничество на ранней стадии. Система закупок должна быть понятной, прозрачной, открытой и свободной от недобросовестных посредников.

Факты необоснованного посредничества установлены КГК практически во всех сферах хозяйственной деятельности. За 9 месяцев 2019 года органами финансовых расследований Комитета госконтроля выявлено 73 преступления, связанных с незаконным посредничеством.

Вовлечение необоснованных (недобросовестных) посредников в хозяйственные правоотношения зачастую осуществляется путем проведения формальных процедур закупок с участием в них аффилированных структур.

Например, в ходе проверки барановичского предприятия агропромышленного комплекса выявлены факты необоснованного посредничества при закупке ветеринарных препаратов белорусского производства у частной структуры. Посреднические услуги обошлись предприятию в 854,7 тыс. руб. Ветеринарные препараты, вакцины и дезинфицирующие средства приобретались через посредника по цене в 2–2,5 раза дороже, чем напрямую у производителя. В последующем доход от совершенных сделок через посредническую фирму обналичивался в виде дивидендов. По фактам хищения путем злоупотребления служебными полномочиями в отношении должностных лиц барановичского предприятия и фирмы-посредника возбуждены уголовные дела.

К взаимодействию с необоснованными посредниками приводят формальное изучение рынка и поверхностное проведение маркетинговых исследований.

Так, взаимодействие ГП «Управляющая компания холдинга «Белорусская цементная компания» и организаций цементной промышленности с посредническими структурами при закупках материальных ресурсов без проработки возможности их приобретения напрямую у производителей привело к дополнительным финансовым расходам и, как следствие, к увеличению себестоимости производимой продукции. Только по выявленным фактам закупок железной руды, гипсового камня и других ресурсов дополнительные расходы цементных заводов в 2017–2019 годах составили около 8 млн руб.

Многочисленные нарушения установлены при закупках запасных частей в агропромышленном комплексе и ЖКХ, а также в организации общественного питания в учреждениях образования и здравоохранения.

К примеру, специализированное предприятие, обеспечивающее питание пациентов в больницах г. Могилева, приобретало продукты питания преимущественно у посредников по значительно более высоким ценам, чем у производителей (только на закупках в 2016–2017 годах четырех наименований продуктов питания посредникам переплатили 45 тыс. руб.). Аналогичное предприятие в г. Минске приобретало продовольственное сырье и продукты питания у посреднических структур, оптовые надбавки которых доходили до 243%.

Одно из коммунальных предприятий Гомельской области в 2016–2018 годах без изучения рынка и проведения конкурсных процедур на условиях предоплаты закупило у 9 посредников автозапчасти по ценам, превышающим цены изготовителя до 10 раз, переплатив свыше 530 тыс. руб. По результатам проверки в отношении директора коммунального предприятия возбуждено уголовное дело, по требованию Комитета госконтроля виновными лицами возмещено 412,8 тыс. руб., к дисциплинарной ответственности привлечено 10 должностных лиц.

Установлены факты, когда поставщики готовят заказчикам технические условия (рецептуры продукции) под собственные предложения.

К примеру, применение мясокомбинатами в производстве продукции навязанных поставщиками комплексных пищевых добавок приводит к их безальтернативной закупке по завышенным в разы ценам. Так, частная структура отгрузила одному из мясокомбинатов комплексную пищевую добавку «Ветчина крестьянская» по цене в 2,5 раза дороже стоимости у производителя. Это стало возможным благодаря включению в рецептуры и технические условия на выпускаемую мясокомбинатами продукцию конкретных видов добавок. Аналогичным образом комплексная пищевая добавка поставлялась другим мясокомбинатам. В общей сложности сумма завышения стоимости поставленных посредником в адрес пяти белорусских мясокомбинатов добавок, закупленных на внешнем рынке, составила более 2 млн руб.

Управлением ДФР по Минской области и г. Минску в ходе контроля за расходованием бюджетных средств при закупках борисовским предприятием калиброванного металла выявлен недобросовестный посредник — ООО «Дельтаферрум». Через эту компанию по фиктивным документам на завод якобы поставлялся металл, а на самом деле его похищали работники завода из остатков, образовавшихся в процессе производства. По материалам проверки было возбуждено 12 уголовных дел, фигуранты уголовных дел осуждены. Причиненный заводу вред возмещен в трехкратном размере. В результате исключения недобросовестного посредничества завод стал приобретать металлопрокат непосредственно у представителя производителя по ценам ниже на 2–9%.

В ходе контрольных мероприятий Комитетом госконтроля установлены причины необоснованного посредничества при закупках, которые обусловлены факторами, относящимися к деятельности и заказчиков, и участников закупок (коррупционные проявления; недобросовестность участников закупок; отсутствие изучения конъюнктуры цен на закупаемые товары; низкий уровень подготовки специалистов, ответственных за закупки; неучастие производителей в проводимых процедурах закупок; слабый контроль за проведением закупок вышестоящими органами и т.д.).

«Миллионами рублей исчисляются финансовые потери заводов при загрузке цемента посредникам на льготных условиях: предоставление скидок, рассрочка платежа, оплата перевозки», — озвучил он еще один пример.

Леонид Анфимов также задался вопросом, какой логикой руководствовались на сельхозпредприятиях «Краснобережский» и «Лукское», закупая у индивидуальных предпринимателей шины в 3–4 раза дороже, чем у официального представителя «Белшины». Стоимость некоторых запчастей была выше в 8–13 раз. В результате предприятия в совокупности понесли дополнительные затраты более чем на 220 тыс. руб.

Высказался по проблеме необоснованного посредничества и заместитель Генерального прокурора Алексей Стук. Он обратил внимание, что полное исключение посредников невозможно, их участие в коммерческих отношениях иногда объективно необходимо.

«Проблемой является негативное влияние посредников на экономику из-за спекулятивного подорожания поставляемой продукции, работ и услуг. Поставки некачественных товаров, закулисные сговоры подрывают доверие конкурентным принципам, на которых должен основываться выбор поставщика. Имеют место факты образования просроченной задолженности, в том числе из-за невыполнения такого рода поставщиками своих обязательств», — отметил Алексей Стук.

В Генпрокуратуре считают, что в Беларуси не до конца создана необходимая конкурентная среда: ежегодно более 60% конкурентных процедур при государственных закупках не приводит к заключению хозяйственных договоров.

«Во время процедур закупок допускается значительное количество нарушений законодательства, являющихся следствием коррупционных проявлений как со стороны заказчиков, так и со стороны посреднических организаций», — заявил заместитель генпрокурора. Одним из факторов, стимулирующих недобросовестных посредников, по его словам, стала низкая коммерческая активность отечественных производителей.

Алексей Стук добавил, что пока нет универсального и проверенного способа борьбы с необоснованным посредничеством. Поэтому цель — выработать внятные и эффективные меры противодействия этому явлению и обеспечить их последовательное выполнение без ущерба для деятельности добросовестных участников рынка.

10 лет назад уже была попытка запретить юрлицам независимо от организационной правовой формы осуществлять приобретение на территории Беларуси товаров за счет собственных, заемных и бюджетных средств через посредников. Согласно постановлению Совета Министров Республики Беларусь от 28.07.2009 № 991 все закупки должны были производиться только напрямую у поставщиков-производителей и их официальных торговых представителей, но через неделю это регулирование было со скандалом отменено постановлением от 04.08.2009 № 1020.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Не хотите попасть под штраф при работе с ЕС – изучите новые правила защиты потребителей в интернете

В Евросоюзе с 7 января 2020 года вступили в силу новые правила защиты потребителей в интернете «New Deal for Customers». Речь идет об усилении борьбы против «мошенников и онлайн-обманщиков» и о развитии законодательства после вступления 25 мая 2018 в силу регламента ЕС о защите данных (GDPR), регулирующего распространение и использование личных данных европейцев.

2. Прогноз поведения российского рубля и российского фондового рынка в 2020 году

По оценке Минэкономразвития РФ, дальнейшему укреплению рубля будут способствовать сохранение текущего уровня ставок по банковским кредитным продуктам и реализация текущих бюджетных параметров. Совокупный спрос в экономике при этом сохранится на низком уровне, считают в ведомстве. В 2019 году рубль вырос более чем на 10% к доллару и на 14% к евро. При этом в конце года российская валюта укреплялась вопреки многолетним сезонным традициям.

3. Каковы причины и последствия нефтяного конфликта для Беларуси. Послевкусие к Указу № 9 от 10 января 2020 года

Цены на нефть для Беларуси устанавливают компании двух стран, а не правительство России, заявил вице-премьер РФ Дмитрий Козак. По словам Козака, особенность нефтяной отрасли России в том, что она функционирует на рыночных условиях и цены на нефть не регулируются государством. Он подчеркнул, что сейчас речь идет о частных коммерческих контрактах российских нефтяных компаний с "Белнефтегазом".

4. О новом порядке финансирования и проведения тепловой модернизации домов

Постановление правительства детализирует порядок организации и финансирования подобных мероприятий, а также уточняет способ возмещения собственниками квартир затрат на их реализацию. В документе указаны виды работ, которые будут выполняться при утеплении дома, и определены льготные категории граждан, для которых срок рассрочки может быть увеличен до 15 лет.

5. Белорусские токены: такой доходности за рубежом нигде получить нельзя

То, что делает сегодня БелВЭБ, — это обгоняет время, для Беларуси внедрение такого инструмента — это рано. Но для внешних рынков — наоборот. Поскольку российский финансовый рынок более зрелый, то он готов к этому. Для наших соотечественников, которые живут за рубежом, это тоже понятно, они подтверждают, что такой доходности за рубежом больше нигде получить нельзя.


6. KEF: Ослабить валюту — значит ослабить государство

Память о хаосе на валютном рынке остывает, и поэтому аргументы сторонников эмиссионного кредитования начинают выглядеть все более заманчиво. Отказ Нацбанка решать чужие проблемы через печатный станок раздражает многих, как и высокая степень его автономии в принятии решений. Но национальная валюта – это один из столпов независимости. Ослабить валюту (а именно к этому ведет эмиссионное кредитование) – это значит ослабить государство».