Готовимся к изменениям в регулировании деятельности на рынке ценных бумаг |
Проект постановления Министерства финансов по вопросам регулирования деятельности на рынке ценных бумаг предполагает внесение изменений в ряд ведомственных постановлений по вопросам рынка ценных бумаг. Проект разработан в целях совершенствования порядка осуществления профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, в том числе путем представления фондовой бирже права оказывать консультационные услуги по подготовке проспекта эмиссии ценных бумаг, размещение и (или) обращение которых будет осуществляться в торговой системе этой фондовой биржи.
В частности, документом вносятся изменения в постановления Министерства финансов:
· от 05.04.2016 № 20 «Об установлении требований финансовой достаточности и квалификационных требований»;
· от 13.06.2016 № 43 «О раскрытии информации на рынке ценных бумаг»;
· от 25.05.2018 № 38 «О деятельности на рынке ценных бумаг и в сфере инвестиционных фондов».
Предусмотренные постановлением изменения предполагают следующие изменения.
1. Приведение требований финансовой достаточности к профессиональным участникам рынка ценных бумаг (за исключением банков, небанковских кредитно-финансовых организаций и открытого акционерного общества «Банк развития Республики Беларусь»), содержащихся в подпунктах 1.2 и 1.4 пункта 1 постановления № 20, в соответствие с положениями постановления Правительства Республики Беларусь.
Данные требования финансовой достаточности выступают согласно подпункту 1.1 пункта 1 статьи 273 и абзацу второму статьи 274 Закона Республики Беларусь от 14.10.2022 № 213-З «О лицензировании» (далее — Закон № 213-З) долицензионными и лицензионными требованиями, предъявляемыми соответственно к соискателям лицензии на осуществление профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам и лицензиатам (далее — требования финансовой достаточности).
Их изменение осуществляется следующим образом:
а) требование о том, что обязательства перед кредиторами и по платежам в бюджет должны выполняться в установленные сроки, трансформируется в требование об отсутствии просроченных обязательств (обязательств, срок исполнения которых наступил);
б) требование об определенном уровне значений коэффициентов текущей ликвидности и обеспеченности собственными оборотными средствами на конец каждого квартала заменяется требованием о наличии на конец каждого квартала низкой степени риска наступления банкротства, определенной в соответствии с законодательством.
Справочно
Степень риска наступления банкротства будет определяться на основании расчета коэффициентов обеспеченности обязательств имуществом и просроченных обязательств в соответствии с постановлением Министерства экономики Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь от 07.08.2023 № 16/46 «Об оценке степени риска наступления банкротства». Указанная информация подлежит представлению профучастниками ежеквартально в рамках формы 4 «Информация о деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг» согласно Инструкции о порядке раскрытия информации на рынке ценных бумаг (далее — форма 4), утвержденной постановлением № 43 (далее — Инструкция № 43). При этом абзац четвертый части первой подпункта 13.2 пункта 13 Инструкции № 43 также актуализируется.
2. Реализация предложений профессионального сообщества по конкретизации перечня случаев, при которых не требуется получение квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг работниками профессионального участника рынка ценных бумаг (далее — профучастники) при осуществлении ими своих служебных обязанностей.
В качестве таких случаев закрепляются получение (прием) от клиента или его представителя документов и информации, непосредственно не совершающим действия в рамках выполнения работ и (или) оказания услуг, составляющих профессиональную и биржевую деятельность по ценным бумагам, а также в рамках оказания консультационных услуг, связанных с деятельностью на рынке ценных бумаг, и услуг эмитентам по подготовке проспектов эмиссии.
Указанные изменения реализованы в подпункте 4.2 пункта 4 постановления № 20.
3. С целью снятия вопросов участников рынка ценных бумаг о возможности признания в качестве квалифицированного участника рынка ценных бумаг физического лица, не являющегося резидентом Республики Беларусь, при наличии у такого лица квалификационного аттестата специалиста рынка ценных бумаг первой категории, соответствующие изменения вносятся в подпункт 4.5 пункта 4 постановления № 20.
4. Устанавливается, что эмитенты, поручители и профучастники предоставляют свою периодическую отчетность через личный кабинет юридических лиц в Автоматизированной системе организации работы Департамента по ценным бумагам Министерства финансов (далее — АСОР ДЦБ), размещенный в глобальной компьютерной сети Интернет (далее — личный кабинет). В настоящее время данный способ представления периодической отчетности доступен профучастникам как опция.
Справочно
В целях автоматизации деятельности Департамента по ценным бумагам Министерства финансов и территориальных органов Министерства финансов по ценным бумагам Министерством финансов создан программный продукт — АСОР ДЦБ, который позволяет накапливать и анализировать данные, поступающие от участников рынка ценных бумаг, органов государственного управления и иных организаций.
Использование АСОР ДЦБ при сборе информации на рынке ценных бумаг расширяется постепенно. Так, постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 09.02.2024 № 9 «Об изменении постановлений Министерства финансов Республики Беларусь от 11 июля 2011 г. № 55 и от 13 июня 2016 г. № 43» наряду с сохранением существовавшего порядка представления профучастниками периодической отчетности была введена альтернативная возможность (опция) представления периодической отчетности профучастниками также через личный кабинет. Личный кабинет предоставляет его пользователю возможность заполнения форм отчетности, предоставления в Департамент по ценным бумагам и (или) территориальные органы по ценным бумагам документов и (или) информации в составе периодической отчетности в электронном виде, в том числе в виде электронного документа.
5. Терминология подпункта 19.2 пункта 19 Инструкции № 43 приводится в соответствие с терминологией Кодекса гражданского судопроизводства Республики Беларусь во исполнение пункта 4 Плана по КГС.
6. В связи с невозможностью получения первичных статистических данных без согласия респондента, а также отсутствием в статистических органах релевантной информации в отношении отдельных профучастников требуется корректировка порядка определения основного вида деятельности для оценки выполнения условия совмещения профучастниками профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам с иной деятельностью, не относящейся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам. По данной причине вносятся изменения в подпункт 1.3 пункта 1 постановления № 38, согласно которым основной вид деятельности будет определяться на основании информации о структуре доходов профучастника, представляемой регулятору в рамках формы 4, для чего вносятся соответствующие изменения в данную форму в рамках корректировки раздела II «Доходы от реализации работ и услуг» формы 4 (приложение к Инструкции № 43) и пункта 37 Инструкции № 43.
Справочно
Согласно части первой пункта 2 статьи 21 Закона Республики Беларусь от 28.11.2004 № 345-З «О государственной статистике» распространение и (или) представление первичных статистических данных допускаются при наличии согласия респондента, представившего эти данные.
Переформатирование раздела II «Доходы от реализации работ и услуг» формы 4 осуществляется в связи с неактуальностью содержащихся в нем показателей, а также для целей сбора информации с целью оценки соблюдения профучастниками требования подпункта 1.3 пункта 1 постановления № 38.
7. Для снятия отдельных вопросов профучастников, связанных с заполнением раздела III «Информация о структуре финансовых вложений и ценных бумагах, находящихся в доверительном управлении» формы 4 осуществляется дополнение пункта 38 Инструкции № 43 соответствующими положениями.
8. Исходя из предусмотренных частью первой статьи 28 Закона Республики Беларусь от 05.01.2015 № 231-З «О рынке ценных бумаг» (далее — Закон № 231-З) требований, предъявляемых к профучастникам, профессиональная и биржевая деятельность по ценным бумагам осуществляется в качестве исключительной.
Профессиональные участники рынка ценных бумаг вправе осуществлять деятельность, не относящуюся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, в случаях, указанных в части второй статьи 28, в части третьей статьи 38 Закона № 231-З, подпунктах 1.2 и 1.21 пункта 1 постановления № 38.
Изменения, вносимые в подпункт 1.21 пункта 1 постановления № 38, предполагают расширение перечня действий, не относящихся к профессиональной и биржевой деятельности по ценным бумагам, которые вправе совершать фондовая биржа, а именно предоставление фондовой бирже возможности оказания консультационных услуг, связанных с деятельностью на рынке ценных бумаг, включая услуги по подготовке проспектов эмиссии ценных бумаг, размещение и (или) обращение которых будет осуществляться в торговой системе этой фондовой биржи.
В соответствии с частью третьей статьи 23 Закона № 231-З, подпунктом 1.10 пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 28.04.2006 № 277 «О некоторых вопросах регулирования рынка ценных бумаг», подпунктом 14.13.1 единого перечня административных процедур, осуществляемых в отношении субъектов хозяйствования, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.09.2021 № 548, ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» осуществляет регистрацию выпусков биржевых облигаций, регистрацию проспектов эмиссии биржевых облигаций.
В рамках реализации комплекса мер для перевода осуществления административных процедур в электронную форму ОАО «Белорусская валютно-фондовая биржа» предполагается разработка нового сервиса по формированию проспектов эмиссии биржевых облигаций в электронном виде на Едином портале электронных услуг.
Создание фондовой биржей сервиса по формированию проспектов эмиссии биржевых облигаций в электронном виде позволит сократить сроки подготовки проспектов эмиссии, а также снизить финансовые затраты эмитентов, что позволит повысить привлекательность биржевых облигаций и будет способствовать увеличению объемов внутреннего рынка ценных бумаг и активности на нем.
9. С целью оптимизации административной нагрузки на бизнес из формы 1 «Информация об акционерном обществе и его деятельности» согласно приложению к Инструкции № 43 исключается часть информации, которая не является востребованной участниками рынка ценных бумаг.
В этой связи также вносятся изменения в пункты 27 и 35 Инструкции № 43, а пункты 29 и 34 Инструкции № 43 исключаются. Одновременно изменяются подписанты ряда форм, установленных Инструкцией № 43, для целей их представления и (или) раскрытия.
10. В связи с продолжающейся работой по гармонизации законодательства в рамках образования общего финансового рынка ЕАЭС, выражающейся в том числе в установлении единообразных требований к профессиональным участникам рынка ценных бумаг, Постановлением снижаются требования финансовой достаточности к доверительным управляющим ценными бумагами (абзац четвертый части первой подпункта 1.1 пункта 1 постановления № 20).
11. В целях либерализации порядка осуществления деятельности специализированного депозитария инвестиционного фонда, а также учитывая изменение подходов к порядку осуществления схожих видов деятельности на финансовом рынке, закрепленных в виде исключения части третьей из статьи 35 Закона № 231-З, абзац седьмой подпункта 4.1 пункта 4 Инструкции об учете и хранении имущества инвестиционного фонда, деятельности специализированного депозитария инвестиционного фонда, утвержденной постановлением № 38, также исключается.
12. Срок вступления в силу постановления обусловлен необходимостью доработки системы личных кабинетов АСОР ДЦБ, которая будет завершена до 31 декабря 2024 г. (подпункт 1.2 пункта 1 постановления вступит в силу с 1 января 2015 г., иные положения — после его официального опубликования).
<...>