Готовимся правильно применять новации в учете, инвентаризации и выбытии драгметаллов |
12 июня 2025 г. вступит в силу Закон Республики Беларусь от 06.12.2024 № 45-З «Об изменении Закона Республики Беларусь «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» (далее — Закон). Документ приводит законодательство в соответствие с соглашением об особенностях осуществления операций с драгоценными металлами и драгоценными камнями в рамках Евразийского экономического союза. Принципиальных изменений для граждан эта редакция не содержит, но предусматривает новации для субъектов хозяйствования.
В частности, Законом предусматривается системная корректировка действующего понятийного аппарата и введение новых терминов и их определений в соответствии с соглашением.
Национальный банк наделяется правом устанавливать требования к учету и хранению драгоценных металлов и драгоценных камней при осуществлении с ними банковских операций.
Правительство совместно с Нацбанком наделено правом определять порядок совершения операций и расчетов с мерными слитками, произведенными в Беларуси, с драгоценными камнями (бриллиантами).
Сохраняется общее действующее сейчас правило, что стоимость передаваемого или реализуемого юрлицами и ИП имущества, содержащего драгоценные металлы и (или) драгоценные камни (кроме имущества, передаваемого или реализуемого при осуществлении банковских операций), должна быть не ниже стоимости содержащихся в них драгметаллов и (или) драгоценных камней, установленной в соответствии с законодательством.
Но с 12 июня будет действовать больше исключений из этого общего правила. Помимо реализации имущества в рамках банковских операций без соблюдения требования о минимальной цене можно будет передать:
· списанное электрическое и электронное оборудование в полной комплектности — безвозмездно для последующего извлечения лома и отходов драгметаллов. Такое оборудование должно быть включено в перечень товаров, при производстве и (или) ввозе которых юрлица и ИП обязаны обеспечить обезвреживание и (или) использование отходов;
· имущество, стоимость которого полностью самортизирована (погашена), — безвозмездно для последующего использования;
· лом и отходы драгметаллов — на обработку (переработку) и (или) аффинаж.
Еще одно новшество касается учета драгоценных металлов и драгоценных камней. В новой редакции Закона предусмотрено, что не осуществляется учет драгоценных металлов в оборудовании, приборах, инструментах, комплектующих, узлах и деталях, включенных в установленный Минфином перечень имущества, извлечение драгоценных металлов из которого экономически нецелесообразно.
Также предусмотрено расширение полномочий Министерства финансов. Это касается:
· регулирования цен и установления тарифов на услуги по организации скупки драгоценных металлов и драгоценных камней у граждан;
· нормотворчества для регулирования таких видов деятельности, как приемка, переработка (обработка) лома и отходов драгоценных металлов, аффинаж драгоценных металлов;
· осуществления контроля и надзора в сферах деятельности, связанной с драгоценными металлами и драгоценными камнями.
Законом также устанавливаются условия продажи юридическими лицами, кредитно-финансовыми организациями, индивидуальными предпринимателями гражданам драгоценных камней — только в ограненном виде в специальной упаковке, целостность которой не нарушена, при наличии сертификата (аттестата, паспорта), удостоверяющего качественные и весовые характеристики на каждый драгоценный камень.
Инвентаризация, учет и выбытие
Статьей 13 Закона Республики Беларусь от 12.07.2013 № 57-З «О бухгалтерском учете и отчетности» (далее — Закон № 57-З) предусмотрено, что активы и обязательства организации подлежат инвентаризации. При проведении инвентаризации фактическое наличие активов и обязательств организации сопоставляется с данными бухгалтерского учета.
Пунктом 4 ст. 9 Закона № 57-З предусмотрено, что учетная политика организации включает в себя, среди прочего, порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации. Проведение инвентаризации активов и обязательств организации обязательно перед составлением годовой отчетности.
Единый порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организаций, ведущих в соответствии с законодательством бухгалтерский учет, оформления результатов инвентаризации и отражения их в бухгалтерском учете установлен в Инструкции по инвентаризации активов и обязательств, утвержденной постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 30.11.2007 № 180.
Постановлением от 31.07.2020 № 28 в Инструкцию о порядке использования, учета и хранения драгоценных металлов и драгоценных камней, утвержденную постановлением Министерства финансов Республики Беларусь от 15.03.2004 № 34, были внесены изменения, которые предусматривают упрощение учета драгметаллов всеми субъектами хозяйствования. В частности, теперь предусмотрена возможность сдачи переработчику образовавшихся отходов списанного электрического и электронного оборудования (ЭЭО) в полной комплектности без изъятия из него лома и отходов драгметаллов. При этом в сопроводительных документах не указывается масса содержащихся в нем драгметаллов.
В этом случае изъятие деталей, узлов и комплектующих изделий из ЭЭО, а также принятие на учет содержащихся в них драгметаллов осуществляет переработчик. При этом переработчик не направляет организации акт демонтажа (первичной обработки лома и отходов), если иное не установлено договором.
Согласно разъяснениям Министерства финансов принятие данной нормы не отменяет требования осуществлять обязательный учет драгметаллов в таком оборудовании (до списания и передачи переработчику), а также соблюдать требования законодательства по его учету, инвентаризации и хранению.
Необходимо также учесть, что списание и передача переработчику оборудования согласно новым правилам возможны только в случае, если:
· оборудование относится к ЭЭО, содержащему драгметаллы и входящему в группу 7 перечня товаров и упаковки;
· в отношении драгметаллов, содержащихся в таком ЭЭО, применялась упрощенная система учета с учинением записи «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».
Согласно требованиям инструкции при упрощенном способе учета драгметаллов в инвентаризационных описях формы инв-8а также делается запись: «Находятся драгоценные металлы, содержание которых будет определено после списания».
Ответственность за нарушение порядка деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями
Согласно ст. 12.3 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях нарушение установленного порядка осуществления деятельности с драгоценными металлами и драгоценными камнями во всех видах и состояниях, в том числе с изделиями из них, изделиями или ломом и отходами, их содержащими, либо правил их приемки, хранения, сбора, отгрузки, отпуска, учета, инвентаризации, а равно нарушение правил сдачи их на переработку или в Государственный фонд драгоценных металлов и драгоценных камней Республики Беларусь влекут наложение штрафа в размере от 1 до 50 базовых величин, на индивидуального предпринимателя — от 10 до 70 % от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях, а при невозможности установления стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней — от 10 до 300 базовых величин, а на юридическое лицо — от 10 до 70 % от стоимости указанных металлов и камней во всех видах и состояниях, а при невозможности установления стоимости драгоценных металлов и драгоценных камней — от 20 до 500 базовых величин.
<...>