Инвестиции для устойчивого роста и безопасности. Национальная стратегия устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года |
В рамках подготовленной Национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2040 года одной из стратегических целей инвестиционной политики установлено формирование емкого внутреннего рынка «длинных» инвестиционных ресурсов и их эффективное использование в целях устойчивого развития экономики и достижения технологического суверенитета, повышение отдачи от инвестиционных вложений.
Целевые индикаторы:
· рост инвестиций в основной капитал, опережающий динамику ВВП — в 2,1 раза в 2026–2040 гг.;
· доля валового накопления основного капитала в ВВП — не менее 23–25 % в 2040 году.
Основными направлениями инвестиционной политики станут:
1. Инвестирование в приоритетные направления развития экономики
Ключевым направлением станет финансирование проектов, направленных на укрепление технологической безопасности национальной экономики. Для этого предстоит:
· разработать и реализовать дорожные карты технологического развития, включая проекты по обеспечению технологического суверенитета;
· внедрить механизмы и инструменты государственной поддержки проектов технологической безопасности, в том числе институт специальных инвестиционных договоров;
· реализовать проекты, направленные на создание и развитие производств в рамках импортозамещения, прежде всего критических товаров, и построение производственных цепочек высокой добавленной стоимости. В более отдаленной перспективе — обеспечить концентрацию инвестиционных вложений на реализации проектов по созданию технологий в области искусственного интеллекта;
· разработать и реализовать совместные проекты, реализуемые в рамках технологического сотрудничества с дружественными государствами, прежде всего Россией и КНР.
Значимыми направлениями инвестирования выступают:
· проекты цифровизации производства и регионального цифрового развития, в том числе в рамках реализации концепции «Умный город», проекты по созданию цифровых сервисов и развитию услуг для обеспечения комфортной среды проживания;
· проекты «новой индустриализации» регионов, включая создание новых производств по переработке местных минерально-сырьевых ресурсов и сельскохозяйственного сырья, развитие индустриального сельскохозяйственного производства, создание новых высокопроизводительных рабочих мест;
· инфраструктурные проекты, нацеленные на преодоление «инфраструктурного разрыва» в развитии регионов, прежде всего, строительство необходимых объектов инфраструктуры в малых городах и сельской местности;
· инвестирование в развитие человеческого потенциала, прежде всего здравоохранение и реализацию проектов по формированию здорового образа жизни, а также в образование с целью формирования класса «интеллектуальных» кадров для цифровой экономики. Широкое содействие будет оказано развитию инвестиций социального воздействия (Impact Investing), как нового инновационного инструмента инвестирования средств коммерческих организаций в социальные проекты;
Значимыми направлениями инвестирования в Национальной стратегии устойчивого развития выступают проекты цифровизации производства и регионального цифрового развития, в том числе в рамках реализации концепции «Умный город» и др.
· проекты по созданию научно-технической и инновационной инфраструктуры, нематериальных активов, включая объекты интеллектуальной собственности (программное обеспечение, лицензии и др.), а также инвестирование в научно-исследовательские разработки прикладного характера;
· реализация проектов «зеленой экономики», в том числе циркулярной, в частности, создание экологически чистых и безотходных производств, внедрение технологий по безопасной переработке отходов с соответствующими мерами государственной поддержки этих проектов на основе их таксономии, а также финансовых инструментов ответственного финансирования.
2. Активизация инвестиционной деятельности на территориях с преференциальными условиями ведения хозяйственной деятельности. Для этого предстоит:
· в Китайско-Белорусском индустриальном парке «Великий камень» развивать уже сформировавшиеся кластеры специализированных компаний в сферах машиностроения, комплексной логистики, медицины и электроники, в том числе с участием компаний отдельных провинций Китая, а также новые перспективные направления деятельности, с ориентацией на создание высокотехнологичных производств;
· в Парке высоких технологий сформировать платформу по развитию средств цифровизации на базе отечественного программного и технического обеспечения;
· в свободных экономических зонах внедрить отраслевую и кластерно-ориентированную модели инвестирования с широким вовлечением частного капитала;
· в промышленных парках наращивать инвестиционный потенциал с привлечением средств частного бизнеса.
3. Повышение инвестиционной привлекательности страны на основе снижения инвестиционных рисков и создания благоприятной бизнес-среды посредством:
· задействования результативных механизмов стимулирования инвестиционной деятельности, включая грантовую поддержку инвесторов, бюджетные трансферты, возмещение затрат на строительство инфраструктуры, выкуп ценных бумаг инициатора проекта, субсидирование процентной ставки и др.;
· создания условий для привлечения иностранных инвестиций, прежде всего, в высокоэффективные и валютоокупаемые проекты, обеспечивающие трансфер зарубежных знаний и технологий, выход на новые экспортные рынки с конкурентоспособной продукцией;
· заключения с дружественными государствами двусторонних соглашений о содействии в осуществлении и взаимной защите инвестиций на основе транспарентного, либерального и благоприятного инвестиционного режима, обеспечения гарантированного доступа инвестиций в сферу услуг;
· наращивания инфраструктурного потенциала регионов для привлечения инвесторов, создания объектов инженерной и транспортной инфраструктуры;
· совершенствования регулирования в сфере архитектурно-строительной деятельности, включая оптимизацию (упрощение) процедур и сокращение сроков их исполнения на всех этапах инвестиционного строительного цикла, внедрения и развития технологий информационного моделирования;
· повышения квалификации специалистов органов государственного управления и иных организаций по вопросам привлечения в страну и осуществления инвестиций.
4. Формирование необходимых объемов источников финансирования инвестиций на основе:
· собственных средств организаций как основного источника инвестиционных ресурсов. В этой связи предстоит усилить роль амортизационных отчислений в финансировании инвестиций на основе внедрения эффективных механизмов их аккумулирования и целевого использования;
· банковских кредитов, условия предоставления которых будут дифференцированы в зависимости от объекта финансирования;
· привлеченного на фондовом рынке капитала, включая «зеленые», инфраструктурные и иные облигации, а также финансовые инструменты проектного финансирования;
· средств государств-партнеров, направляемых на финансирование совместных инвестиционных проектов, реализуемых в рамках международного сотрудничества в форме научно-технологических консорциумов и трансграничных ГЧП;
· венчурного инвестирования, финансового лизинга, ипотеки, иных моделей и механизмов финансирования, в том числе на основе применения цифровых технологий;
· вовлечения в экономический оборот неиспользуемых или неэффективно используемых активов, входящих в состав национального богатства (совокупность накопленных нефинансовых и финансовых активов за вычетом обязательств, которыми располагает страна в данный момент).
Важным направлением в Стратегии является цель заключения с дружественными государствами двусторонних соглашений о содействии в осуществлении и взаимной защите инвестиций на основе транспарентного, либерального и благоприятного инвестиционного режима.
Получит развитие рынок «зеленых» облигаций, льготное кредитование и субсидирование «зеленых» проектов.
5. Повышение эффективности механизма трансформации сбережений в инвестиции и создание емкого и дифференцированного по инструментам рынка «длинных денег». Для этого потребуется:
· обеспечить активное вовлечение граждан в добровольное пенсионное страхование, предоставив им возможность инвестирования накопленных средств на рынке при обеспечении сохранности вложений со стороны государства;
· создать акционерные и паевые инвестиционные фонды, существенно расширив перечень объектов инвестирования их средств за счет доходных инструментов фондового рынка;
· запустить механизм индивидуальных инвестиционных (аналитических) счетов граждан (ИИС) и налогового вычета с них, с которых инвесторы смогут вкладывать средства в различные продукты: брокерские, доверительного управления, страховые и пенсионные;
· перезапустить рынок жилищных облигаций, предоставив право их эмиссии только тем застройщикам, кто реализует инвестиционные проекты в рамках инвестиционных договоров, заключенных с Республикой Беларусь, а также установив дополнительные требования по проведению обязательного аудита, введению системы специальных счетов для обособления средств граждан и других;
· организовать на основе действующего законодательства рынок «прямого» онлайн-заимствования, который позволит организациям и гражданам привлекать заемное финансирование без включения в стоимость ресурсов затрат банков на ведение деятельности;
· увеличить число участников отечественных инвестиционных платформ, осуществляющих покупку-продажу токенов, цифровых знаков с применением технологии блокчейна.
<...>