Изменения в законодательстве об исполнительном производстве: упрощенный порядок и усовершенствованный подход |
Проект закона «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» принят депутатами Палаты представителей во втором чтении. О его новациях корреспонденту БЕЛТА рассказала член Постоянной комиссии по законодательству Палаты представителей Анжелика Курчак.
«Законопроект «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» был внесен в Палату представителей Советом Министров и принят нами в первом чтении в авторской редакции. Он разработан в целях совершенствования порядка исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов, направлен на повышение качества работы судебных исполнителей, дальнейшую цифровизацию и оптимизацию исполнительного производства, учитывает баланс интересов взыскателя и должника, стимулирует добровольное исполнение», — рассказала Анжелика Курчак.
Основное место в законопроекте занимают нормы, корректирующие законы « Об исполнительном производстве» и « О судебных исполнителях». Парламентарий остановилась на его ключевых новациях.
«Так, дополняется перечень исполнительных документов. Исполнению будут подлежать постановления прокуроров о взыскании процессуальных издержек, а также исполнительные документы, признанные таковыми на основании международных договоров Республики Беларусь и международно-правовых актов, которые содержат обязательства страны. Например, решения Коллегии Евразийской экономической комиссии о наложении штрафов, исполнительные надписи нотариусов иностранных государств, — отметила парламентарий. — Расширяются возможности использования информационных технологий. Исполнительный документ может быть выдан в виде электронного документа. В таком же виде судебный исполнитель вправе вынести постановление по вопросам исполнительного производства и направить его сторонам. Для упрощения взаимодействия сторон с судебным исполнителем предусмотрены различные средства связи и способы доставки информации, принимая во внимание дальнейшее развитие технологий. Это почтовая и факсимильная связи, электронная почта, СМС-сообщения, информационный обмен в электронном виде посредством системы межведомственного электронного документооборота или общегосударственной автоматизированной информационной системы, либо иные средства и способы, позволяющие зафиксировать факт передачи информации».
Усовершенствована процедура проведения электронных торгов специализированными организациями по поручению судебного исполнителя и под его контролем. Предусмотрено размещение процедурных документов, сопровождающих торги, на электронной платформе таких организаций. «Опубликование информации в интернете создает прозрачность действий по реализации имущества и минимизирует коррупционные риски. К примеру, в 2023 году специализированными организациями проведено 7848 электронных торгов, в 2024-м — 8925», — уточнила депутат.
Предлагается установить упрощенный порядок ведения исполнительного производства. «Он позволит исполнять исполнительные документы с суммой требования до 20 базовых величин без проверки имущественного положения должника и принятия в отношении него принудительных мер по обеспечению исполнения. Упрощенный порядок будет применяться, если в отношении должника отсутствуют иные исполнительные производства, связанные со взысканием денежных средств. При этом задолженность должна быть частично погашена (не менее 30 % от суммы требования) в течение месяца и полностью погашена в течение двух месяцев с момента возбуждения исполнительного производства. При невыполнении этих предписаний исполнение исполнительного документа будет осуществляться в общем порядке, — подчеркнула Анжелика Курчак. — Упрощенный порядок ведения исполнительного производства обеспечит экономию временных и материальных затрат органов принудительного исполнения, будет способствовать скорейшему выполнению должником своих обязательств во избежание неблагоприятных для него последствий. Прогнозируется, что в таком порядке в первую очередь будут исполняться постановления по делам об административных правонарушениях».
По ее словам, ежегодно возбуждается около 450 тыс. исполнительных производств по взысканию штрафов, назначенных в качестве административных взысканий. В 97–98 % случаев сумма штрафа не превышает 20 базовых величин. Ожидается, что с учетом наличия иных исполнительных производств в отношении должников в упрощенном порядке будут исполняться около 60–70 % производств по взысканию штрафов.
«Совершенствуются подходы, касающиеся принятия мер по обеспечению исполнения исполнительного документа в виде временного ограничения некоторых прав должника. Весьма действенной мерой, стимулирующей должника погасить задолженность, является временное ограничение его права на управление механическими транспортными средствами, моторными маломерными судами. В настоящее время такая мера принимается только в отношении должника — физического лица. В проекте закона предусмотрена возможность принятия такой меры и в отношении должностных лиц должника — юридического лица. К таким лицам, согласно положениям Закона «Об исполнительном производстве», относятся собственник имущества, учредитель, участник, руководитель, главный бухгалтер должника — юридического лица, а также лица, входящие в коллегиальный орган управления, иные лица, уполномоченные учредительными документами, договорами или законодательством управлять должником — юридическим лицом, — дополнила парламентарий. — Еще одна мера, которая принимается в рамках обеспечения исполнения исполнительного документа, — временное ограничение должника-гражданина в посещении игорных заведений, виртуальных игорных заведений и участии в азартных играх. В настоящее время эта мера принимается судом. Законопроектом предусматривается передача этого полномочия суда в компетенцию судебного исполнителя, что позволит повысить оперативность исполнения. Если в 2023 году в праве на посещение игорных заведений было ограничено более 6 тыс. должников, то в 2024 году — более 9,5 тыс. В связи с этим изменения предлагается внести и в Кодекс гражданского судопроизводства».
Закон «Об исполнительном производстве» дополняется нормами, направленными на предупреждение двойного взыскания задолженности. В настоящее время закон позволяет взыскивать в бесспорном порядке денежные средства с банковских счетов юридических лиц и индивидуальных предпринимателей посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (АИС ИДО) без возбуждения исполнительного производства. При этом на практике имеют место случаи, когда взыскатели направляют платежное требование в АИС ИДО и одновременно обращаются в орган принудительного исполнения с заявлением о возбуждении исполнительного производства, что не исключает двойное списание денежных средств. В связи с этим Закон «Об исполнительном производстве» дополняется положением, согласно которому в случае, когда имело место обращение в банк, на исполнительном документе, предъявляемом взыскателем в орган принудительного исполнения, должна быть проставлена отметка об отзыве платежного требования из АИС ИДО.
«Совершенствуется порядок рассмотрения руководителем органа принудительного исполнения жалоб (протестов) на постановления, действия (бездействия) судебного исполнителя. Закон «Об исполнительном производстве» дополняется нормой, позволяющей рассматривать жалобу (протест) с вызовом взыскателя и должника. Это не только повысит информативность и оперативность рассмотрения, но и даст возможность разъяснить сторонам мотивы удовлетворения либо отказа в удовлетворении жалобы (протеста) и в конечном итоге положительно отразится на результатах исполнения, — отметила депутат. — Вводится институт принесения присяги при назначении на должность служащего в органы принудительного исполнения. Эта новелла направлена на повышение статуса судебного исполнителя и усиление его личной ответственности. В проекте также имеются иные нормы, направленные на совершенствование законодательства об исполнительном производстве, которые не носят концептуального характера. Например, разграничение понятия замены стороны исполнительного производства и изменения сведений о стороне исполнительного производства, совершенствование оснований возвращения исполнительного документа взыскателю, закрепление порядка работы с исполнительными документами, связанными со взысканием денежных средств в иностранной валюте, в части применения официального курса белорусского рубля к иностранной валюте, закрепление возможности зачета судебным исполнителем однородных встречных требований взыскателей без нарушения очередности».
Кроме того, вносятся изменения в порядок оценки арестованного имущества должника и корректируются сроки проведения повторной независимой оценки арестованного имущества должника. Закрепляются возможности утилизации имущества должника, которое не может быть реализовано. Уточнены основания для взыскания принудительного сбора и другие. Депутат уточнила, что после принятия законопроекта в первом чтении Постоянной комиссией по законодательству с участием заинтересованных рассмотрено более 40 замечаний и предложений, которые потребовали детальной проработки и нормативной реализации. Предлагаемые законопроектом новеллы также обсуждены с правоприменителями на круглом столе «Практика исполнения судебных постановлений и иных исполнительных документов: проблемные вопросы и пути их решения», который состоялся на базе отдела принудительного исполнения Ленинского района г. Минска. «В представленном ко второму чтению законопроекте сохранены предусмотренные при его внесении концептуальные подходы, уточнены и дополнены отдельные положения проекта. В частности, закреплена возможность изменить сведения о стороне одновременно с возбуждением исполнительного производства. Тем самым взыскатель освобождается от необходимости повторно обращаться в суд, к иному органу или должностному лицу, выдавшему исполнительный документ, для его замены. По результатам дополнительного обсуждения сокращен перечень предложенных законопроектом оснований, при наличии которых судебный исполнитель обязан приостановить исполнительное производство. Так, в случаях истребования материалов исполнительного производства прокурором и объявления должника в розыск судебный исполнитель вправе производить по нему необходимые действия, а не обязан приостанавливать производство, что положительно повлияет на эффективность исполнения, — пояснила Анжелика Курчак. — Предусмотрена возможность временного возобновления приостановленного исполнительного производства для совершения действий, которые не влияют на результат исполнения, но необходимы с точки зрения качества и дальнейшей оперативности исполнения (например, передача арестованного имущества иному субъекту, составление расчета задолженности по алиментам и др.). Судебному исполнителю предоставлено право получать сведения из электронных баз данных до возбуждения исполнительного производства. Уточнен характер сведений, которые судебный исполнитель направляет сторонам посредством различных ресурсов. Таким образом, участники исполнительного производства извещаются о дате, времени и месте совершения исполнительного действия и о вызове к судебному исполнителю. Конкретизированы сроки, предоставляемые должнику, для самостоятельной реализации арестованного имущества — от одного до двух месяцев».
Законопроект дополнен новыми статьями о внесении изменений в законы «О порядке выезда из Республики Беларусь и въезда в Республику Беларусь граждан Республики Беларусь», «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» с целью уточнения оснований для временного ограничения права на выезд из Беларуси.
Подготовлено по информации сайта Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь
<...>