Как грамотно заранее распределить ответственность за нарушение природоохранного законодательства |
Нарушение законодательства в области окружающей среды влечет довольно серьезную ответственность как для физических лиц, совершивших эти нарушения, так и для юридических лиц в целом.
Последствия могут наступить в результате привлечения виновных лиц к административной или уголовной ответственности, а также в связи с взысканием с субъекта хозяйствования вреда, причиненного окружающей среде, в соответствии с положениями:
Закона Республики Беларусь от 26.11.1992 № 1982-XII «Об охране окружающей среды» (далее — Закон), Указа Президента Республики Беларусь от 24.06.2008 № 348 «О таксах для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде» (далее — Указ № 348), Положения о порядке исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, и составления акта об установлении факта причинения вреда окружающей среде, утвержденного постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 17.07.2008 № 1042 (далее — Положение № 1042).
Несоблюдение положений нормативных правовых актов в этой области могут быть вскрыты как контролирующими органами в ходе проведения проверок или мониторингов, в рамках внутрихозяйственного контроля (аудита), осуществляемого службами самого предприятия или вышестоящим органом, так и аудиторами, проводящими аудит в соответствии с заключенными договорами.
Соответственно, при вскрытии данной категории нарушений перед учредителями и руководством всегда встает вопрос о том, кто виновен в произошедшем. Поэтому важно разграничение ответственности между должностными лицами путем издания соответствующих локальных правовых актов, распределяющих и закрепляющих вопросы за конкретными работниками.
В рамках этой статьи мы не будем рассматривать правовые основы наступления административной и уголовной ответственности, остановимся на материальной ответственности должностных лиц на уровне предприятия, судебной практике, выработаем алгоритм безопасности.
Материальная ответственность (взыскание вреда, причиненного окружающей среде)
В соответствии с п. 1 ст. 101 Закона вред, причиненный окружающей среде, подлежит возмещению в полном объеме, добровольно или по решению суда лицом, его причинившим.
ПРИМЕР
Решением экономического суда Минской области от 09.08.2019 по делу № 11-14/2019 с сельскохозяйственного предприятия взыскана стоимость вреда, причиненного окружающей среде в результате загрязнения почв, в размере 637,50 рубля за превышение показателя фоновой концентрации при отсутствии установленного норматива предельно допустимой концентрации химического вещества (азота аммонийного) в результате размещения нарушителем органических удобрений (навоза) в границах полосы отвода автодороги. Нарушение выявлено Межрайонной лабораторией аналитического контроля ГУ «Республиканский центр аналитического контроля в области охраны окружающей среды» при проведении аналитического (лабораторного) контроля в области охраны окружающей среды инструментальным методом путем отбора проб и проведения измерений земель (включая почвы).
Факт причинения вреда окружающей среде фиксируется Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь и их территориальными органами, Министерством лесного хозяйства и их подчиненными государственными организациями, местными исполнительными и распорядительными органами, другими государственными органами в пределах своей компетенции, осуществляющим контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в акте об установлении факта причинения вреда окружающей среде, который составляется в порядке, установленном Положением № 1042. Также факт причинения вреда окружающей среде может быть зафиксирован органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры, другими государственными органами, не осуществляющими контроль в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов, в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством, процессуально-исполнительным законодательством об административных правонарушениях и иным законодательством.
Факт причинения вреда окружающей среде, установленный государственным органом в соответствии с законодательством, не подлежит доказыванию, однако в опровержение его могут быть представлены доказательства.
При этом для исчисления размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, лицо, причинившее такой вред, обязано представлять заказным письмом или нарочным уполномоченному государственному органу в течение трех рабочих дней со дня поступления от него запроса полную и достоверную информацию об обстоятельствах причинения вреда окружающей среде, включая данные, необходимые для расчета размера возмещения вреда.
Заметим, указанный акт составляется не позднее двух месяцев с даты:
-
подписания акта проверки (направления заключения по результатам рассмотрения возражений на акт проверки) или иного документа, составленного по результатам контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
-
получения результатов отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды при отсутствии необходимости проведения контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов;
-
получения сообщения государственного органа, иных юридических лиц и граждан при отсутствии необходимости проведения контроля в области охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и отбора проб и проведения измерений в области охраны окружающей среды.
В иных случаях акт составляется в течение двух месяцев с даты получения данных, достаточных для его оформления.
Требования о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, выразившегося в ее загрязнении, не предъявляются в случае, если размер возмещения такого вреда не превышает трех базовых величин.
Если хозяйственная и иная деятельность, оказывающая вредное воздействие на окружающую среду и причиняющая экологический вред, создает опасность причинения экологического вреда в будущем, суд вправе обязать юридических лиц или индивидуальных предпринимателей помимо возмещения экологического вреда приостановить до устранения выявленного нарушения либо запретить такую деятельность.
Таксы для определения размера возмещения вреда, причиненного окружающей среде, установлены Указом № 348. Если таксы не установлены, то возмещение вреда, причиненного окружающей среде, осуществляется лицом, ответственным за его причинение, по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Законодатель также предусмотрел возможность возмещения вреда, причиненного окружающей среде, посредством восстановления нарушенного состояния окружающей среды за счет собственных средств в соответствии с предписаниями государственного органа, либо по решению суда с учетом обстоятельств дела. При этом размер средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, не может быть меньше размера возмещения вреда, определенного в соответствии с таксами. При этом такое восстановление производится в сроки, установленные в предписаниях государственного органа либо в решении суда. Данный вариант может быть более предпочтителен для субъектов хозяйствования, так как в состав средств, направленных на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, может включаться и заработная плата, выплачиваемая работникам организации, амортизация машин и механизмов и т.д.
Ответственность руководителя предприятия
В соответствии со ст. 252 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее — ТК) руководитель организации — физическое лицо, которое в силу закона или учредительного документа организации осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа. Права и обязанности руководителя организации определяются ТК, актами законодательства, учредительным документом, а также трудовым договором.
Частью 5 ст. 15 Закона определено, что общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды, иные юридические лица обязаны соблюдать требования в области охраны окружающей среды. Практически аналогичные положения содержатся и в иных законодательных актах, регламентирующих те или иные сферы природоохранного законодательства. Например, обязанности юридических лиц:
-
осуществляющих обращение с отходами, определены в ст. 17 Закона Республики Беларусь от 20.07.2007 № 271-З «Об обращении с отходами»;
-
осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, связанную с выбросами загрязняющих веществ в атмосферный воздух, определены в ст. 21 Закона Республики Беларусь от 16.12.2008 № 2-З «Об охране атмосферного воздуха»;
-
при обращении с озоноразрушающими веществами определены в ст. 11 Закона от 12.11.2001 № 56 «Об охране озонового слоя».
Таким образом, руководитель организации как ее единоличный исполнительный орган обязан обеспечить соблюдение организацией требований в области охраны окружающей среды, а также требований, определенных в положениях иных нормативных правовых актов, принятых в области природоохранного законодательства.
Согласно ст. 256 ТК руководитель организации несет полную материальную ответственность за реальный ущерб, причиненный им имуществу организации. Кроме того, п. 7 ст. 33 Закона Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» установлено, что члены органов хозобщества (в том числе исполнительный орган — руководитель общества) в соответствии с их компетенцией несут ответственность перед хозобществом за убытки, причиненные этому обществу их виновными действиями (бездействием), в порядке, установленном уставом хозобщества и законодательством.
Под ущербом понимаются:
- убытки, непредвиденные расходы, утрата имущества и денег, недополученная выгода;
- вред, наносимый деятельностью, действиями одного хозяйствующего субъекта другим субъектам или природе, окружающей среде, людям.
В практике имеются случаи, когда взысканные с предприятия финансовые издержки (в том числе вред, причиненный окружающей среде) в регрессном порядке возлагаются на руководителя предприятия. Для исключения этого руководителю следует издать локальный правовой акт, определяющий полномочия сотрудников в сфере природопользования.
Например, при наличии двух и более должностных (уполномоченных) лиц, ответственных за организацию обращения с отходами производства, назначается одно должностное лицо по координации обращения с отходами производства.
Соответственно, издав подобный приказ (образец приказа размещен в конце статьи), директор делится своей ответственностью в области обращения с отходами с подчиненными. Поэтому если с организации будет взыскан денежный эквивалент вреда, причиненного окружающей среде, то учредители и руководитель организации прежде всего должны рассмотреть вопрос о взыскании этой суммы в регрессном порядке с лиц, которые отвечали за работу в данном направлении. В то же время, если подчиненные своевременно информировали руководителя (например, письменно) о проблематике в данной сфере, а руководитель проигнорировал эти обращения, то ответственность будет по-прежнему лежать на руководителе.
Порядок привлечения работников к материальной ответственности
Привлечение работников к материальной ответственности регламентируется ст. 400 ТК. Положениями данной статьи предусмотрено, что привлечение к этому виду ответственности возможно только при одновременном наличии следующих условий:
-
ущерба, причиненного нанимателю при исполнении трудовых обязанностей. Таким образом, вопрос о привлечении работника к материальной ответственности можно ставить только в том случае, если выполняемая работником функция предусмотрена их трудовым договором (контрактом) и должностной инструкций. Детализация соответствующих функций может быть зафиксировано локальным правовым актом. Если данное условие не выполняется, то привлечь работника к материальной ответственности не представляется возможным;
-
противоправности поведения (действия или бездействия) работника. Противоправным признается такое поведение (действие или бездействие) работника, при котором он не исполняет или ненадлежащим образом исполняет обязанности, возложенные на него ТК, иными актами законодательства о труде, коллективным договором, иными локальными правовыми актами, трудовым договором. Например, работник не организовал работу в области обращения с отходами на предприятии, результатом чего стало взыскание с организации денежного эквивалента вреда, причиненного окружающей среде;
-
прямой причинной связи между противоправным поведением работника и возникшим у нанимателя ущербом, обусловленным именно противоправным деянием работника;
-
вины работника в причинении ущерба. Вина здесь определяется в порядке, аналогичном тому, который действует при привлечении физических лиц к административной ответственности и который был указан в настоящей публикации ранее.
Недопустимо возложение на работника ответственности за вред, который относится к категории нормального производственно-хозяйственного риска (экспериментальное производство, введение новых технологий и др.).
При определении размера ущерба учитывается только реальный ущерб, упущенная выгода не учитывается, за исключением случая причинения ущерба не при исполнении трудовых обязанностей (п. 6 ст. 404 ТК). Под реальным ущербом понимаются утрата, ухудшение или понижение ценности имущества, влекущие необходимость для нанимателя произвести затраты на восстановление, приобретение имущества или иных ценностей либо произвести излишние денежные выплаты (за исключением штрафов, взыскиваемых с нанимателя). Таким образом, необходимость произвести нанимателем излишних денежных выплат, например, взысканного с предприятия денежного эквивалента вреда, причиненного окружающей среде, относится к реальному ущербу, который может быть взыскан с работников путем привлечения их к материальной ответственности.
Положениями п. 2 ст. 242 ТК установлен предельный срок обращения нанимателя в суд по причинам взыскания материального ущерба (один год со дня обнаружения ущерба).
Причиненный работником нанимателю ущерб может быть возмещен:
-
добровольно согласно ст. 401 ТК. При этом с согласия нанимателя работник может передать для возмещения причиненного ущерба равноценное имущество или исправить поврежденное;
-
по распоряжению нанимателя путем удержания из заработной платы работника в соответствии с положениями ч. 1–3 ст. 408 ТК, если размер такого ущерба не превышает трех среднемесячных заработков работника, производится по распоряжению нанимателя. Распоряжение нанимателя должно быть сделано не позднее двух недель со дня обнаружения причиненного работником ущерба и обращено к исполнению не ранее 10 дней со дня сообщения об этом работнику. При этом до издания распоряжения нанимателя об удержании из заработной платы от работника должно быть затребовано письменное объяснение. Нанимателям следует учитывать, что согласно п. 1 ст. 108 ТК при каждой выплате заработной платы общий размер всех удержаний не может превышать 20%;
-
в судебном порядке в соответствии с ч. 5 ст. 408 ТК. При этом взыскание материального ущерба с руководителей организаций и их заместителей производится в судебном порядке по заявлению собственника или уполномоченного им органа либо прокурора.
Напомним, что в соответствии с п. 6 постановления Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 26.03.2002 № 2 «О применении судами законодательства о материальной ответственности работников за ущерб, причиненный нанимателю при исполнении трудовых обязанностей» в судебном порядке рассматриваются споры:
а) нанимателей к работникам о возмещении ущерба, если работник не согласен с размером ущерба и возмещение не может быть произведено по распоряжению нанимателя, а также к работникам, прекратившим трудовые отношения с нанимателем;
б) нанимателей к работникам, если нанимателем пропущен срок для издания распоряжения об удержании суммы возмещения, не превышающей среднего месячного заработка работника;
в) собственника или уполномоченного им органа к руководителям организаций и их заместителям о возмещении материального ущерба, причиненного организации.
При привлечении работника к материальной ответственности в судебном порядке следует помнить, что суд с учетом всех обстоятельств дела (в том числе с учетом степени вины, материального положения нарушителя (размер его заработка, сведения об иных основных и дополнительных доходах, семейное положение (количество членов семьи, наличие иждивенцев), наличие удержаний по исполнительным документам и т.п.)), вправе взыскать не весь денежный эквивалент ущерба, причиненного окружающей среде и взысканный с предприятия, а, например, только его часть. Кроме того, суд может принять во внимание обстоятельства, препятствовавшие работнику выполнять надлежащим образом возложенные на него обязанности, например, ненадлежащую организацию труда и т.п.
Дисциплинарная ответственность работников
Помимо привлечения работников к материальной ответственности в связи со взысканием денежного эквивалента вреда, причиненного окружающей среде, наниматель за совершение дисциплинарного проступка также вправе применить к работнику следующие меры дисциплинарного взыскания (ст. 198 ТК):
-
замечание;
-
выговор;
-
лишение полностью или частично стимулирующих выплат на срок до двенадцати месяцев. К ним относятся ежемесячные, ежеквартальные премии, повышение тарифной ставки (оклада) до 50% согласно подп. 2.5 п. 2 Декрета Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 № 29 «О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины», иные выплаты стимулирующего характера;
-
увольнение (п. 6–11 ст. 42, п. 1, 12, 51 и 9 ч. 1 ст. 47 ТК).
Заметим, что право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю. При выборе меры дисциплинарного взыскания должны учитываться тяжесть дисциплинарного проступка, обстоятельства, при которых он совершен, предшествующая работа и поведение работника на производстве.
В то же время при определении меры ответственности для того или иного работника (материальная и дисциплинарная ответственность) нанимателю всегда следует помнить о том, что любая предпринимательская деятельность всегда сопряжена с наличием фактора риска. В свою очередь, безосновательное привлечение подчиненных к ответственности за обоснованный риск (например, в начале применения новых технологий, нового оборудования и т.д.) может спровоцировать у них состояние выученной беспомощности, то есть такое состояние, когда работники в дальнейшем уклоняются от принятия самостоятельных решений, которые, по их мнению, могут повлечь вредные последствия, даже если вероятность наступления этих последствий близка к нулю.
Помимо этого, к работникам, совершившим дисциплинарный проступок, независимо от применения мер дисциплинарного взыскания могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и другие меры. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением, иными локальными правовыми актами.
<...>