Как оформлять и учитывать налоговый кредит по Указу № 143 |

Автор Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор" Валентина Лемеш, кандидат экономических наук, эксперт журнала "Финансовый директор"
Номер № 06/2020
Количество просмотров 172
Автор налоговый кредит, налоговый кредит, Указ № 143, Указ № 143, законодательство законодательство

В связи с непростой ситуацией в нашей стране принят Указ Президента Республики Беларусь от 24.04.2020 № 143 «О поддержке экономики» (далее — Указ № 143). Одной из льгот, предоставляемых плательщикам, является возможность отсрочить по времени уплату по земельному налогу, оформив его как налоговый кредит. Данный вид льгот ранее применялся не так часто, что вызывает ряд вопросов на практике. Рассмотрим наиболее часто возникающие вопросы, связанные с получением и использованием налогового кредита по Указу № 143.

Оформление налогового кредита

Согласно п. 1 ст. 50 Налогового кодекса Республики Беларусь (далее — НК) налоговым кредитом признается перенос установленного законодательством срока уплаты налогов, сборов (пошлин), приходящихся на период действия налогового кредита, на более поздний срок.

В соответствии с ч. 1 п. 2.1 Указа № 143 местные органы власти вправе изменять установленный срок уплаты налогов, сборов (пошлин), полностью уплачиваемых в соответствующие местные бюджеты, арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной собственности (далее — земельные участки), подлежащих уплате с 1 апреля по 30 сентября 2020 г. в форме налогового кредита.

Местные органы власти для целей Указа № 143 — это областные, Минский городской, районные, городские (городов областного подчинения) Советы депутатов либо по их поручению местные исполнительные и распорядительные органы. 

Местные органы власти вправе в течение II и III кварталов 2020 г. принимать решения об уменьшении отдельным категориям плательщиков сумм налога на недвижимость и (или) земельного налога, подлежащих уплате ими по срокам, приходящимся на II и III кварталы 2020 г. (п. 2.2 Указа № 143).

Как видим, предоставление местными органами налогового кредита — это их право, а не обязанность.

Срок, на который предоставляется налоговый кредит, включает срок его погашения (п. 3 ст. 50 НК).

В период пользования налоговым кредитом начисление пеней на суммы предоставленного налогового кредита не производится.

Обращаем внимание, что налоговый кредит действует при условии своевременной и полной уплаты субъектами хозяйствования в период их предоставления текущих платежей по налогам, сборам, иным обязательным платежам в бюджет, контролируемым налоговыми органами, а также платежей в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), арендной платы за земельные участки, по которым предоставлены отсрочка, рассрочка, налоговый кредит.

При нарушении данного условия субъекты хозяйствования утрачивают право пользования налоговым кредитом, а суммы платежей, в отношении которых они предоставлены, взыскиваются за весь период пользования ими с начислением пеней в порядке, установленном НК, начиная со дня утраты такого права.

Пени начисляются за каждый календарный день просрочки в течение всего периода неисполнения налогового обязательства начиная со дня, следующего за установленным законодательством сроком уплаты, включая день исполнения налогового обязательства (ч. 2 п. 2 ст. 55 НК). 

В чем отличие налогового кредита по Указу № 143 от общего порядка его предоставления?

По общему правилу при предоставлении налогового кредита уплачиваются проценты в размере не менее 1/2 процентной ставки, равной 1/360 ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь, действующей на день уплаты (взыскания) платежа в погашение сумм налогов, сборов (пошлин), по которым предоставлен налоговый кредит, за каждый день периода пользования этим кредитом (п. 4 ст. 50 НК).

Проценты за пользование налоговым кредитом по Указу № 143 не начисляются (ч. 4 подп. 2.1 Указа № 143).

Налоговый кредит по Указу № 143

Получить налоговый кредит могут организации, основной вид осуществляемой деятельности которых включен в Перечень видов экономической деятельности, наиболее подверженных неблагоприятному воздействию эпидемической ситуации и приведенный в приложении к Указу № 143 (далее — Перечень) (абз. 2 ч. 2 подп. 2.1 Указа № 143).

Для получения налогового кредита в местные органы власти по месту нахождения организации подается заявление установленной формы (подп. 1.4 письма МНС от 30.04.2020 № 2-2-2/00934).

Порядок подачи заявления, а также порядок принятия решения об изменении срока уплаты налогов, полностью уплачиваемых в бюджет соответствующего региона, устанавливаются решением местных органов власти по месту нахождения организации-заявителя и приведены на портале нашего журнала findirector.by.

Методика налогового учета налогового кредита по Указу № 143

При получении налогового кредита по ранее представленным налоговым декларациям (расчетам) их уточнения не требуется, налоговые декларации (расчеты) за последующие периоды представляются в общеустановленном порядке (п. 1.4 Письма №2-2-2/00934).

Сроки уплаты, по которым может быть предусмотрено снижение подлежащих уплате сумм платежей в бюджет применяется по следующим срокам уплаты ...

Методика бухгалтерского учета налогового кредита по Указу № 143

Организация, имея документы, подтверждающие ее право на полученный ею налоговый кредит по соответствующему налогу (земельный, недвижимость), должна отразить его как хозяйственную операцию соответствующим первичным учетным документом

... 

Какие нормативные правовые акты следует учесть

Основными нормативными правовыми актами, регулирующими различные аспекты учета и отчетности операций с налоговым кредитом, являются:

  • ...

Подробнее читайте в статье.

<...>


Полный текст документа находится в платном доступе только для зарегистрированных пользователей. Если у Вас уже есть доступ, пожалуйста, войдите в систему.

Войдите под своей учетной записью

Поделиться в соцсетях:

Возврат к списку



Свежие статьи
Сейчас читают

1. Второй паспорт? Страны Карибского бассейна резко сбросили цены

Границы перекрыты, самолеты так и не летают, визовые центры не открывают прием заявок, мы вынуждены барахтаться в своей "зоне отчуждения". В кризис переоцениваются возможности, которые дает второй паспорт, ПМЖ, ВНЖ. На первый план выходит не только личная свобода и возможность путешествий, но и качество и доступность медицины, правовая защита, отсутствие прессинга лжи и новые перспективы.

2. БСПН: перевод счетов госпредприятий из частных в госбанки не стал массовым

Ранее ряд предприятий пожаловались в БСПН, что отраслевые органы госуправления, ссылаясь на поручение правительства, требуют от предприятий с долей государства перевести счета на обслуживание из частных в государственные банки -– ОАО «АСБ Беларусбанк», ОАО «Белагропромбанк» и ОАО «Белинвестбанк». В частности, такие требования исходили от концерна «Беллегпром», Минстройархитектуры. Аналогичные письма от профильных министерств и ведомств получили также предприятия других отраслей.

3. ВОЗ пессимистична: возвращения к нормальной жизни в ближайшее время ждать не стоит

Всемирная организация здравоохранения считает, что ситуация, связанная с пандемией коронавируса, будет становиться "хуже и хуже", и в обозримом будущем возвращения к нормальной жизни не будет. Глава ВОЗ отметил, что вирус остается всеобщим врагом номер один, но по действиям некоторых правительств и людей этого не скажешь. Он призвал серьезно относиться к мерам защиты - дистанцированию, мытью рук и ношению масок в определенных ситуациях.

4. Новая идея: перерегистрация в российские офшоры через третьи страны

Минэкономразвития направило на согласование в Минфин России и Банк России законопроект, определяющий порядок и особенности «транзитной» редомициляции в специальные административные районы (САР). Это обеспечит возможность перехода в САР из другой юрисдикции через третью, дополнительную, которая будет применяться при невозможности прямой смены юрисдикции.

5. Правило 60-40 для инвестпортфелей работает все хуже

Так называемый портфель 60/40 не первый раз подвергается испытанию. Его часто критикуют после взлета акций, который не приносит инвесторам должных доходов, при этом в 2020 году он обеспечивал положительную отдачу, несмотря на волатильность. Но сейчас в центре внимания другой компонент этой структуры.

6. Беларусь вошла в группу стран с высоким риском корпоративных дефолтов

Аналитики компании Coface, которая свыше 70 лет занимается кредитным страхованием и управлением рисками подготовили исследование по 162 странам. В этом году они оценивали риски с учетом дополнительного фактора – пандемии коронавируса. В регионе Центральной и Восточной Европы высокие риски корпоративных дефолтов эксперты увидели также в России, Турции, Грузии, Северной Македонии, Молдове и Черногории.