Как правильно применять новый порядок проведения закупок за счет собственных средств |
В рамках решения вопросов импортозамещения, а также устранения существующих неясностей в законодательстве о закупках за счет собственных средств принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.07.2021 № 415 (далее — Постановление № 415). Есть надежда, что этот документ поможет улучшить финансово-экономическое положение отечественных производителей и повлечет определенный рост их доходов в среднесрочной перспективе.
Постановлением № 415 в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.03.2012 № 229 «О совершенствовании отношений в области закупок товаров (работ, услуг) за счет собственных средств» (далее — Постановление № 229) внесены следующие изменения.
Устранение противоречий
Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 10.12.2020 № 717 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 2012 г. № 229» уточнены требования к размещаемому отчету о закупках (ч. 2 п. 2.10 Постановления № 229). В частности, предусмотрена обязанность размещения сведений об общей стоимости договоров, заключенных в отчетном квартале только по результатам процедур закупок, проведенных в соответствии с требованиями Постановления № 229.
В связи с этим для устранения противоречий из п. 1.2 Постановления № 229 исключена ссылка на ч. 2 п. 2.10 Постановления № 229.
При этом с учетом введения минимальной доли закупок отечественных товаров уточняется, что она должна рассчитываться в том числе и в отношении товаров, приобретаемых согласно приложению 32 к Постановлению № 229 (п. 2.19 Постановления № 229).
Постановление № 229 дополнено п. 2.19, в связи с чем для устранения неясностей в ч. 2 п. 2.1 цифры «2.17» заменены цифрами «2.19».
Обязанность по изучению конъюнктуры рынка и допуск к закупкам
Практика контрольной деятельности правоохранительных органов постоянно показывает наличие закупок товаров по завышенным ценам у посредников (даже в случае присутствия производителя товара в одном и том же холдинге, государственном объединении с заказчиком закупки) со ссылкой на ч. 3 п. 2.2 Постановления № 229, определяющей возможность проведения закупки с применением процедуры закупки из одного источника у посредника, если закупки у производителей или их сбытовых организаций (официальных торговых представителей) экономически нецелесообразны или невозможны. При этом единообразный порядок подтверждения такой нецелесообразности или невозможности отсутствует.
В связи с этим в ч. 5 п. 2.2 Постановления № 229 закреплены минимально необходимые действия заказчиков, направленные на установление таких фактов, в частности, как обязанность по изучению конъюнктуры рынка, в том числе направлению запросов отечественным производителям, и оформлению результатов такого изучения.
Дополнительно конкретизирована в ч. 3 п. 2.2 и ч. 2 п. 2.3 Постановления № 229 такая категория производителей, как входящие в один холдинг, государственное объединение с заказчиком закупки.
С целью устранения несогласованности положений ч. 2 и 3 п. 2.5 Постановления № 229 в ч. 2 конкретизируется, что к закупкам не допускаются в числе прочих физические лица, включенные в реестр поставщиков (подрядчиков, исполнителей), временно не допускаемых к закупкам.
При этом с целью повышения наполняемости данного реестра и ограничения участия в закупках недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) установлена обязанность закупающих организаций направлять соответствующие сведения в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) при наличии оснований.
Применение преференциальной поправки
В закупках за счет собственных средств национальный режим предоставлен 20 странам, в том числе и Китаю. С учетом этого теряется эффективность применения преференциально поправки, так как наравне с белорусскими товарами ее получают еще товары из 20 стран, при этом в случае если в процедуре закупки не предлагается белорусский товар, то при сравнении товара производства Германии и Китая за последний государственные организации должны переплачивать 15 %.
Кроме того, на практике возникают трудности с применением преференциальной поправки и подтверждением соответствующего права.
В связи с этим исключена обязанность применения преференциальной поправки, при этом возвращается право вышестоящего государственного органа (организации) предусмотреть применение такой поправки при осуществлении закупок подчиненными (входящими в систему, состав) организациями.
Прозрачность закупок
С целью устранения правовой неопределенности предусматривается возможность признания участником-победителем участника, занявшего II место в конкурентных процедурах закупок, если участник-победитель, занявший I место, уклонился от заключения договора (ч. 4 п. 2.9 Постановления № 229).
Для повышения гласности и прозрачности проводимых процедур закупок, обеспечения возможности защиты своих прав участниками установлена обязанность указания в сообщении о результате закупки всех участников и их цен, а также участников, предложения которых отклонены, с указанием причин отклонения (ч. 1 п. 2.10 Постановления № 229).
С целью поддержки отечественных производителей и стимулирования потребления белорусских товаров установлена минимальная доля закупок белорусских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), определенная в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида, осуществленных организацией в отчетном году (далее — минимальная доля).
Для целей оценки достижения минимальной доли документами, подтверждающими, что товар относится к белорусским товарам, будут являться:
-
сертификат продукции собственного производства, выданный Белорусской торгово-промышленной палатой или ее унитарными предприятиями, или его копия;
-
выписка из евразийского реестра промышленных товаров государств — членов Евразийского экономического союза, полученная в соответствии с п. 24 Правил определения страны происхождения отдельных видов товаров для целей государственных (муниципальных) закупок, утвержденных Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 23.11.2020 № 105 (п. 2.19 Постановления № 229).
При этом предусматривается, что в случае, если по итогам отчетного года объем закупок белорусских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг) составляет менее минимальной доли закупок, оформляется обоснование невозможности достижения минимальной доли закупок.
Выполнение установленного показателя будет достигаться за счет осуществления конкурентных и неконкурентных закупок в случаях, установленных Постановлением № 229.
Перечень товаров на закупки
Внесены изменения в приложение 1 к Постановлению № 229, которым определен перечень товаров (работ, услуг), на закупки которых за счет собственных средств действие данного Постановления не распространяется.
Так, п. 41 приложения 1 к Постановлению № 229 установлено, что указанное постановление не применяется при закупке товаров, произведенных в результате выполнения научно-исследовательских и опытно-технологических работ в рамках государственных (в том числе президентских) программ, инновационных проектов, финансируемых за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на научную, научно-техническую и инновационную деятельность, в течение трех лет после их освоения в производстве. Из пункта исключен срок освоения производства.
Как показывает производственно-сбытовая практика, указанные временные ограничения серьезно сдерживают торговую деятельность промышленных организаций ввиду того, что зачастую продукция, созданная в рамках соответствующих программ, имеет долговременный спрос на рынке.
Примерами тому являются самоходный зерноуборочный комбайн с роторным соломосепаратором пропускной способностью 16 кг/с КЗС-1624-1 (ОАО «Гомсельмаш»), седельный тягач автопоезда и универсальные шасси экологического класса Евро-6 (тягач МАЗ-5440М9, шасси МАЗ-6312М7) (ОАО «МАЗ»), электробусы E420 vitovtelectro, E433 vitovtmaxelectro II, E433 vitovtmaxelectro, E4200P vitovtelectro (ОАО «Белкоммунмаш») и др.
Кроме того, указанные временные ограничения препятствуют решению вопросов импортозамещения, так как созданная отечественными производителями в рамках программ продукция (с бюджетным софинансированием) через определенный срок становится аналогичной по условиям закупки продукции, завозимой по импорту.
Пункт 41 дополнен нормой, устанавливающей, что информация о товарах, указанных в ч. 1 п. 41 приложения 1, после освоения в производстве в течение трех месяцев размещается органами (организациями), выступившими заказчиками соответствующих работ, в открытом доступе в информационной системе «Тендеры» на сайте информационного РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен».
По названным выше причинам указание на срок освоения в производстве также исключено из п. 44 приложения 1.
Приложение 1 к Постановлению № 229 дополнено п. 67, предусматривающим закупки сырья, материалов, комплектующих, используемых для изготовления товара по заказу конкретного покупателя, у поставщиков, указанных таким покупателем.
В стандартах отраслевых систем менеджмента качества имеется требование о «прямой закупке»: организация должна, когда это установлено потребителем, закупать продукцию, материалы или услуги в источниках, указанных потребителем (п. 8.4.1.3 IAFT 16949-2016 «Требования к системам менеджмента качества организаций, занятых в производстве автомобилей и запасных частей»). Невыполнение данного требования ведет к риску несоответствия требованиям системы менеджмента качества и отзыву сертификата соответствия, риску возникновения отказов у потребителя при использовании товаров, изготовленных с использованием не санкционированных потребителем материалов, комплектующих, услуг, с выставлением возмещения убытков, включая и риски аварийных ситуаций с повреждением имущества потребителя продукции, а также рисков со смертельным исходом, связанных с отказом по причине использования продукции, материалов или услуг, не санкционированных потребителем. Данное требование впервые было внесено в требование международного отраслевого стандарта автомобильной промышленности по инициативе мировых лидеров автомобилестроения с целью повышения надежности автомобильной техники и снижения рисков ее отказов при эксплуатации. На том же ОАО «БМЗ» — управляющая компания холдинга «БМК» — имеются согласованные с основными потребителями перечни используемых сырья и материалов, изменения изготовителей (поставщиков) которых требуют согласования с потребителем товарной продукции. Потребитель товарной продукции определяет процедуру одобрения товарной продукции, изготовленной с использованием сырья и материалов, поставленных новым изготовителем (поставщиков).
Пункт 45 приложения 1 к Постановлению № 229 дополнен нормой о нераспространении его действия на закупки услуг (работ), связанных с экспортом лесоматериалов.
В настоящее время протоколом заседания правления ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» от 28.12.2018 № 205 изменен регламент реализации лесоматериалов на нескольких базисах поставки, предусмотрена возможность доставки товара до места назначения, определяемого покупателем, то есть обязанность по доставке товара возлагается на продавца, которым является резидент Республики Беларусь. Для выполнения данной обязанности необходимо провести закупку услуг, связанных с экспортом груза и доставкой его покупателю-нерезиденту, в соответствии с Постановлением № 229. Принимая во внимание сумму закупки, а также порядок ее проведения, можно констатировать, что с момента начала процедуры закупки до момента заключения договора на оказание услуг (выполнение работ) с победителем процедуры проходит достаточно длительный срок, влияющий на временные рамки надлежащего исполнения обязательств по соответствующему договору купли-продажи лесоматериалов.
Например, в январе 2019 года на биржевых торгах реализованы пиломатериалы китайской компанией в объеме 700 куб. м. Для отгрузки данных пиломатериалов необходимо было провести закупку транспортно-логистических услуг для отгрузки 24 морских контейнеров на сумму 47 000 USD, что составляет более 4000 базовых величин, в связи с чем необходима была процедура закупки услуг в виде открытого конкурса с размещением на сайте РУП «Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен» и временем проведения более 20 дней. Контракт был заключен со сроком поставки по 31.03.2019.
Внесение указанных изменений позволит предоставить равные условия организациям, не подпадающим под действие Постановления № 229, в части возможности заключать соответствующие договоры.
Практика закупок медизделий
Постановлением распространена применяемая при государственных закупках товаров (работ, услуг) практика осуществления закупок медицинских изделий, запасных частей к ним, лекарственных средств и лечебного питания через организаторов на закупки за счет собственных средств организаций.
С 01.01.2021 действует Указ Президента Республики Беларусь от 29.12.2020 № 494 «О государственных закупках медицинских изделий, лекарственных средств и лечебного питания».
В последнее время увеличился объем денежных средств, поступающих в виде спонсорской помощи в организации здравоохранения для укрепления их материально-технической базы, в том числе в рамках борьбы с распространением COVID-19. Ввиду отсутствия либо недостаточной укомплектованности в ряде организаций здравоохранения закупочных структур, а также необходимости закупки аналогичных товаров для ряда организаций при закупках за счет собственных средств организаций предоставлено право закупать медицинские товары у организаторов без проведения процедур закупок.
Закупка услуг (работ), связанных с эмиссией, размещением, обращением, погашением ценных бумаг
Одним из механизмов привлечения несвязанных иностранных ресурсов срочностью от трех лет в экономику является размещение банком облигаций на зарубежных рынках. Процедура эмиссии таких облигаций и их последующие учет, обращение и погашение предполагают задействование услуг ряда сторонних организаций-нерезидентов — банков-организаторов, букраннеров, юридической и аудиторской компаний, рейтингового агентства, биржи, депозитария, расчетно-клиринговой организации, трасти, платежного агента, поставщиков услуг корпоративного управления специализированной компании-нерезидента (SPV) и др. В настоящее время в условиях одномоментного существенного количества требуемых услуг, их специфического и узкопрофильного характера, взаимоувязанности между собой с учетом действующих на рынке подходов к определению эмитентом всех задействованных сторон на практике проведение банком на должном уровне конкурентной процедуры их закупки оказалось затруднительным и трудоемким, а также сопровождалось рядом методологических вопросов.
В связи с изложенным с целью сокращения сроков и упрощения процесса приложение 1 к Постановлению № 229 дополнено п. 70, предусматривающим организаций — резидентов Республики Беларусь, размещаемых за пределами Республики Беларусь (в том числе с задействованием специализированной компании-нерезидента, которая выступит эмитентом), с учетом прав на такие ценные бумаги.
Оказание услуг по ремонту и техническому обслуживанию энергоблоков
По причине отсутствия в нашей стране организаций, имеющих опыт технического обслуживания и ремонта оборудования реакторной установки, приложение 1 к Постановлению № 229 дополнено п. 71 об оказании услуг по ремонту и техническому обслуживанию энергоблоков Белорусской атомной электростанции ОАО «Белэнергоремналадка», оборудования реакторного отделения энергоблоков Белорусской атомной электростанции АО «Русатом Сервис», оказании услуг по научно-техническому сопровождению Белорусской атомной электростанции, а также обращению со свежим ядерным топливом (загрузки, перегрузки) НИЦ «Курчатовский институт» и изготовителя ядерного топлива — ОАО «ТВЭЛ».
Белорусская атомная электростанция сооружается по российскому проекту АЭС-2006 поколения «3+». В Российской Федерации ремонтно-техническое обслуживание всех действующих энергоблоков АЭС в период плановых остановок осуществляется специализированными организациями, имеющими соответствующие лицензии и входящими в состав АО «Концерн Росэнергоатом». Кроме того, для выполнения расчетов по обеспечению ядерной безопасности топливных загрузок и контроля над их проведением в обязательном порядке привлекается НИЦ «Курчатовский институт» (является научным руководителем проекта Белорусской атомной электростанции и реакторной установки).
Ремонтно-техническое обслуживание оборудования зарубежных АЭС, сооруженных по российским проектам, осуществляет уполномоченная Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» организация — АО «Русатом Сервис» (имеет лицензию, выданную Министерством по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь, в том числе на право выполнения функций генерального подрядчика при проведении ремонта и обслуживания ядерных установок).
В целях локализации выполнения ряда ремонтно-наладочных работ на Белорусской атомной электростанции белорусскими специализированными организациями достигнута договоренность с АО «Русатом Сервис» о возможности выполнения части таких работ ОАО «Белэнергоремналадка», которая является головной ремонтно-наладочной организацией, входящей в состав ГПО «Белэнерго». Планируется, что объем работ, выполняемых белорусскими организациями, будет ежегодно наращиваться с учетом получения опыта.
Установление минимальной доли закупок белорусских товаров
Постановление № 229 дополнено приложением 32, которое устанавливает минимальную долю закупок белорусских товаров (в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг), определенную в процентном отношении к объему закупок товаров соответствующего вида.
В частности, для обеспечения внутреннего рынка ежегодно устанавливается государственный заказ на поставку (закупку) сельскохозяйственной продукции и сырья для республиканских государственных нужд, который устанавливает объемы заказа на сахарную свеклу и маслосемена рапса.
В республике переработку сахарной свеклы осуществляют четыре сахарных комбината, производственные мощности которых позволяют обеспечить внутренний рынок на 100 %. Емкость внутреннего рынка по сахару белому в 2020 году составила около 322 тыс. тонн, доля отечественного сахара на внутреннем рынке по итогам 2020 года составляет 89 % (в 2019 году — 78 %, в 2018 году — 85 %).
Наличие имеющихся производств по фруктово-ягодным наполнителям (мощностью порядка 10 тыс. тонн в год), отработанных рецептур позволяют в полном объеме обеспечить потребность молокоперерабатывающей отрасли республики в отечественных наполнителях. За 2020 год молокоперерабатывающими организациями при производстве молочной продукции использовано 9 тыс. тонн фруктово-ягодных наполнителей, в том числе 3,45 тыс. тонн отечественного производства, доля которых составляет только 38,3 %.
Наличие имеющихся производственных мощностей на масложировую продукцию (маргарины, спреды, жиры, мыло) позволяет обеспечить полную потребность внутреннего рынка (по маргариновой продукции мощность составляет 24,2 тыс. тонн при потребности внутреннего рынка 15,5 тыс. тонн; по мылу — 13,9 тыс. тонн при емкости — 11,4 тыс. тонн). В связи с этим устанавливается минимальная доля закупки сахара белого свекловичного в твердом состоянии без ароматических и красящих добавок, наполнителей фруктовых (помимо используемых для детского питания); кроме того, маргарина твердого, спреда растительно-сливочного, спреда растительно-жирового, жиров специального назначения, в том числе кулинарных, кондитерских и хлебопекарных, мыла туалетного, жидкого и мыла хозяйственного.
Предприятия Белорусского производственно-торгового концерна лесной, деревообрабатывающей и целлюлозно-бумажной промышленности располагают следующими производственными мощностями по выпуску картонно-бумажной упаковки:
-
транспортная упаковка из гофрированного картона широкого ассортимента разнообразных типоразмеров и конструкций с печатью или без печати — 220 млн кв. м в год;
-
пакеты и мешки бумажные (с вырубной ручкой и без) различных типоразмеров с нанесением печати или без печати — до 70 млн шт. ежемесячно;
-
изделия санитарно-гигиенического назначения — свыше 70 млн шт. в год.
Загрузка производственных мощностей организаций концерна в среднем составляет: транспортная упаковка из гофрированного картона — 62 %, пакеты и мешки бумажные — 35 %, изделия санитарно-гигиенического назначения — 60–70 %.
Включение перечисленных товарных позиций в перечень товаров, на которые планируется установление минимальных долей закупок, обусловлено ростом импорта аналогичных товаров в Республику Беларусь, что приводит к снижению объемов выпуска аналогичных видов продукции на целлюлозно-бумажных предприятиях республики и концерна «Беллесбумпром» и недозагрузке существующих производственных мощностей.
Объем импорта ящиков и коробок из гофрированной бумаги или картона (код 4819 10 000 0 единой Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза и Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза) (далее — ТН ВЭД ЕАЭС) составил в 2020 году 48,7 млн USD. Объем импорта мешков и пакетов (код 4819 40 000 0 ТН ВЭД ЕАЭС) в 2020 году составил 11,7 млн USD. Объем импорта изделий санитарно-гигиенического назначения по коду 4818 составил 28,9 млн USD.
Основанием для установления минимальной доли белорусских товаров (тетради, журналы регистрационные, книги бухгалтерские, книги бланков, ордеров и квитанций из бумаги или картона и др.) является тот факт, что указанные товары включены в перечень потребительских товаров, предлагаемых для освоения их производства, выпуска импортозамещающей продукции и развития ассортимента с учетом конъюнктуры рынка в 2021 году.
При этом, например, ОАО «Полиграфкомбинат им. Я. Коласа» обладает достаточными мощностями для обеспечения потребности внутреннего рынка:
· объем выпуска тетрадей школьных — 4,0 млн экз. в год;
· объем выпуска книг канцелярских — 500,0 тыс. шт. в год;
· объем выпуска скоросшивателей — 90,0 тыс. шт. в год;
· объем выпуска папок типа «Корона» — 25,0 тыс. шт. в год.
Кроме того, УП «Бумажная фабрика» Гознака является крупнейшим производителем тетрадной продукции в Республике Беларусь, а также в СНГ с объемным производством 3 600 тонн бумаги в год (120 млн тетрадей в 12-листном исчислении), что позволяет обеспечить не менее 85 % от годовой потребности в республике.
На сегодняшний день в кабельной промышленности Республики Беларусь сложилась сложная ситуация, связанная с необоснованно высоким импортом кабельной продукции в страну, снижением объемов продаж отечественной кабельной продукции на внутреннем рынке, что фактически привело к потере белорусскими производителями своего внутреннего рынка.
Так, импорт кабельной продукции по коду 8544 ТН ВЭД ЕАЭС за 5 лет составил в:
-
2016 году — 129,3 млн USD;
-
2017 году — 134,4 млн USD;
-
2018 году — 172,4 млн USD;
-
2019 году — 204,5 млн USD;
-
2020 году — 156,7 млн USD.
Емкость белорусского кабельного рынка составила в:
-
2016 году — 170,3 млн USD;
-
2017 году — 169,4 млн USD;
-
2018 году — 222,6 млн USD;
-
2019 году — 241,3 млн USD;
-
2020 году — 184,1 млн USD.
При этом возможности производства кабельной продукции белорусскими предприятиями превышают как объемы импорта, так и емкость белорусского рынка. Объемы производства кабельной продукции отечественными производителями выглядят следующим образом:
-
2016 год — 221,9 млн USD;
-
2017 год — 251,1 млн USD;
-
2018 год — 284,7 млн USD;
-
2019 год — 287,0 млн USD;
-
2020 год — 266,7 млн USD.
Учитывая, что объемы экспорта кабельной продукции составили в:
-
2016 году — 180,9 млн USD;
-
2017 году — 216,1 млн USD;
-
2018 году — 234,5 млн USD;
-
2019 году — 250,2 млн USD;
-
2020 году — 239,3 млн USD,
то доля белорусских производителей кабельной продукции на рынке Республики Беларусь составила всего лишь в:
-
2016 году — 24,1 %;
-
2017 году — 20,7 %;
-
2018 году — 22,6 %;
-
2019 году — 15,3 %;
-
2020 году — 14,9 %.
При этом анализ позиций импорта и возможностей производства кабельной продукции за 2019–2020 гг. показал, что белорусские предприятия имеют возможность закрыть потребность страны по импортным позициям на 90 %. В связи с изложенным перечень дополняется проволокой колючей из черных металлов; проволокой скрученной, тросами, плетеными шнурами и аналогичными изделиями из меди или алюминия без электрической изоляции, проводами и кабелями электронными и электрическими и прочими товарами, а также комплектами проводов для свечей зажигания и прочими комплектами проводов, применяемых в автомобилях, летательных аппаратах или судах.
При выборе процентной составляющей закупок по отраслям машиностроения и автомобилестроения, а также иным отталкивались от ориентировочной годовой потребности указанных товаров в Республике Беларусь, а также учитывали производственные мощности отечественных предприятий.
Данные правоотношения урегулированы и в иных странах. Например, в Российской Федерации вопросы закупок минимальной доли товаров регулируют: постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2013 «О минимальной доле закупок товаров российского происхождения» и постановление Правительства Российской Федерации от 03.12.2020 № 2014 «О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком».
<...>