Как управлять стоимостью компании с помощью метода VBM |
Грамотное управление стоимостью, в том числе с применением метода VBM, позволяет организации противостоять кризисам и стабильно функционировать на рынке. Как управлять стоимостью компании и на какие финансовые индикаторы устойчивого развития при этом стоит обратить внимание — в этом материале. Предлагаемая методика лучше всего подходит для предприятий малого бизнеса (численность работников — до 100 человек).
Оценка стоимости компании требуется при покупке организации, получении кредитов, привлечении инвесторов, при слияниях и поглощениях, а также во многих других случаях. Управление стоимостью малой организации как современный инструмент финансового менеджмента позволяет эффективно планировать и направлять действия руководителей на пути к достижению экономически оправданных целей.
Большинство белорусских организаций используют традиционные методы оценки бизнеса: затратный, доходный метод, сравнительный, или рыночный подход. Не так давно отечественная практика управления пополнилась современной зарубежной концепцией управления стоимостью компании (Value Based Management (VBM)), направленной на наиболее эффективное использование ее собственности с учетом влияния различных факторов. Данный метод активно используется в России и за рубежом, но в Беларуси пока не находит широкого применения, что во многом связано со сложностью оценки стоимости предприятий малого бизнеса в условиях экономической неопределенности, а также с трудностями выявления факторов, регулирующих стоимость.
VBM предполагает следующий алгоритм действий:
1) проведение оценки стоимости субъекта малого бизнеса в настоящий момент в реальном состоянии с созданием модели, учитывающей финансовые индикаторы устойчивого развития малой организации. В результате компания получит своеобразное руководство по управлению своим финансовым состоянием и сможет проанализировать, какой элемент привел к росту или сокращению итоговых показателей;
2) проведение исследования внутренних и внешних резервов организации с целью максимально возможного увеличения ее стоимости. На данном этапе анализируется воздействие различных факторов на показатель стоимости субъекта малого бизнеса;
3) принятие решений по вопросам формирования ценовой политики и установления договорных отношений с контрагентами.
Рассмотрим подробнее финансовые индикаторы устойчивого развития организации малого бизнеса:
-
эффект финансового рычага (левериджа), EFL (минимизация финансовых рисков при привлечении заемных средств);
-
коэффициент рентабельности активов, ROA (оценка эффективности использования активов);
-
средневзвешенная стоимость капитала, WACC (минимизация затрат по привлечению капитала);
-
коэффициент устойчивого (сбалансированного) роста, SGR (максимальный темп роста, поддерживаемый компанией без помощи внешнего финансирования);
-
экономическая добавленная стоимость, EVA (применение показателя экономической прибыли для определения стоимости организации).
Используя данные финансовые индикаторы, можно отследить рост рыночной стоимости организации. Рассмотрим технологии расчета каждого из них.
Эффект финансового рычага (левериджа), EFL отражает изменение собственного капитала организации за счет привлечения заемных средств, иными словами, организация, используя заемные средства, изменяет чистую рентабельность собственных. Леверидж считается одним из важнейших индикаторов финансового положения организации. Положительный EFL свидетельствует о превышении рентабельности совокупного капитала компании над стоимостью заемного капитала, что говорит о повышении финансовой устойчивости субъекта малого бизнеса:...
Подробнее читайте в статье.
<...>