Когда банк отказывает косвенным участникам АИС ИДО в принятии их платежных требований |
В наступившем году был изменен порядок предъявления к банковским счетам плательщиков расчетных документов, не оплаченных в срок. Ранее Инструкцией о банковском переводе, утвержденной постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от 29.03.2001 № 66 (далее — Инструкция № 66), расчетные документы, оформленные как плательщиками, так и взыскателями к текущим (расчетным) банковским счетам помещались в картотеку по учету расчетных документов, не оплаченных в срок. Это было довольно затратно и не всегда эффективно. Так, картотека к счетам плательщиков велась как на бумажном носителе, так и в электронном виде, органам взыскания приходилось выставлять множество расчетных документов в случаях, когда у плательщиков имелось несколько счетов, а также когда обязательство было неисполнено по нескольким видам платежей, в случае неоплаты выставленных расчетных документов, их приходилось выставлять повторно, учитывая то, что сроки нахождения расчетных документов в картотеке был ограничен, например, одним банковским днем по счетам, открытым в иностранной валюте (из-за курса валют, изменяющегося по результатам проведения торгов). В итоге образовывались временные «окна», когда, несмотря на принятие взыскателями мер по взысканию долгов, у плательщиков имелись счета, к которым расчетные документы не были представлены. Соответственно, очередным шагом по совершенствованию администрирования порядка взыскания долгов стало принятие:
-
Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов» (далее — Указ);
-
Положения о порядке осуществления безналичных расчетов посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств и ее функционирования, утвержденного постановлением Совета Министров и Национального банка от 28.06.2019 № 432/11 (далее — Положение);
-
Постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 02.12.2019 № 476 «Об изменении постановления Правления Национального банка Республики Беларусь от 29 марта 2001 г. № 66» (далее — Инструкция № 66).
Положение разделяет участников АИС ИДО на прямых и косвенных. В соответствии с Тер- минами и их определениями, утвержденными постановлением Совета Министров и Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2019 № 432/11:
-
прямой участник АИС ИДО — это банк, уполномоченный государственный орган, заключивший с владельцем АИС ИДО договор на участие в АИС ИДО;
-
косвенный участник АИС ИДО — это взыскатель, не заключивший с владельцем АИС ИДО договор на участие в АИС ИДО, плательщик.
В соответствии с п. 60 Инструкции № 66 банк, обслуживающий взыскателя, не принимает платежное требование без акцепта плательщика, а также в случае, если на момент его поступления в банк или в срок, предусмотренный договором, заключенным между банком и взыскателем:
-
отсутствует исполнительный документ;
-
исполнительный документ утратил силу;
-
истек срок, установленный законодательством для предъявления исполнительных документов к исполнению;
-
отсутствует оригинал (заверенная в установленном законодательством порядке копия) документа, подтверждающего полномочия взыскателя — уполномоченного лица нерезидента в случае представления им платежного требования без акцепта плательщика;
-
сумма платежного требования без акцепта плательщика указана с нарушением требований ч. 2 п. 55 Инструкции № 66;
-
указанные в платежном требовании без акцепта плательщика номер, дата исполнительного документа, наименование и УНП плательщика (при наличии), наименование и УНП бенефициара (при наличии) не соответствуют номеру, дате исполнительного документа, на- именованию и УНП плательщика (при наличии), наименованию и УНП бенефициара (при наличии), указанным в исполнительном документе.
Банк, обслуживающий взыскателя, также не принимает к исполнению платежные требования без акцепта плательщика при наличии на исполнительном документе, оформленном на бумажном носителе, записи о направлении ранее в АИС ИДО платежного требования без акцепта плательщика и отсутствии на исполнительном документе записи о том, что данное платежное требование:
-
исполнено в полном объеме;
-
отозвано с указанием общей суммы, в которой направленное ранее платежное требование без акцепта плательщика исполнено, и причины отзыва.
Кроме того, в соответствии с п. 12 Инструкции № 66 Банки не принимают от клиентов платежные инструкции и иные документы в случаях:
-
нарушения требований к их оформлению;
-
наличия исправлений и подчисток в платежных инструкциях и иных документах, оформленных на бумажном носителе;
-
затруднения чтения реквизитов;
-
отсутствия подписей плательщика, бенефициара (взыскателя) на платежных инструкциях и иных документах, оформленных на бумажном носителе, или несоответствия подписей плательщика, бенефициара (взыскателя) заявленным в банк образцам подписей;
-
непрохождения в банке платежными инструкциями и иными документами, сформированными в виде электронных документов (сообщений), процедур безопасности, в том числе проверки целостности и подлинности;
-
поступления платежных инструкций и иных документов по истечении 10 календарных дней со дня, следующего за днем их оформления (формирования).
<...>